Оглавление
4#2012
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Гостеприимство
Губерния сегодня
Инвестиции
История
Поздравления
Поколение
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Фестиваль
Экология
Энергетика Самарской области
Юбилей

Предприниматель и меценат

— Большечерниговский район

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2012 (декабрь)

Приезжающих в село Августовка Большечерниговского района гостеприимно встречает комфортабельный торгово-развлекательный центр «Подкова» с кафе, гостиницей, автозаправкой, парковой зоной. Владелец этого обширного хозяйства – Арам Карапетович Вартанян – известный в районе предприниматель, производственник, меценат и просто неравнодушный человек, немало сил отдающий решению проблем сельчан.

Арам Карапетович Вартанян

Развитие как норма жизни

На юг Самарской области Арам Вартанян приехал по распределению в 1980 году после окончания Ереванского зооветеринарного института. Работал на заводе сухого молока в Большой Глушице, в том числе шесть лет – на должности главного инженера. В конце 80-х годов он перебрался в Августовку, в легендарный колхоз имени Ленина, где вместе с его руководителем, Героем Соцтруда Николаем Поповым, занялся созданием в хозяйстве полного комплекса переработки сельхозпродукции с мелкой фасовкой. Сначала был построен молочный блок. В декабре 1988 года запущен первый в Самарской области мини-цех по переработке мяса на колбасные изделия и деликатесы, который исправно работает до сих пор. В 1990 году, уже после смерти Николая Попова, было налажено производство сыров быстрого созревания, и вплоть до 1993 года здесь – уже на базе ЧП «Подкова» – производились популярные виды рассольных сыров.

«В конце 80-х – начале 90-х мы не успевали производить колбасные изделия – таков был спрос, – вспоминает Арам Карапетович. – Мы поставляли натуральную продукцию практически во все магазины Самары, на крупные предприятия. Полностью сохранив традиционную технологию и рецепты, осваиваем производство новых наименований продукции из местного сырья. Выпускаем и такой эксклюзив, как натуральная конская колбаса, ветчина рубленая, рёбра говяжьи варёно-копчёные с мясом и посыпкой из натуральных специй и многое другое».

Мини-цех по переработке мяса на колбасные изделия и деликатесы

В неравной борьбе с монополиями

«К сожалению, сегодня наша натуральная, превосходная по вкусовым качествам продукция не находит сбыта, – говорит Арам Вартанян. – Если в 1998 году «Подкова» производила по 700-800 кг колбас в день, то сегодня – 300-400 кг в неделю плюс заказы на копчение мяса от населения».

Причиной такого резкого спада Арам Карапетович называет быстрый процесс монополизации торговли, в результате которого хозяева торговых точек и крупные торговые сети диктуют производителям свои условия, свою ценовую политику. «Мы не боимся конкуренции по качеству, – поясняет он. – Однако сегодня торговля предпочитает более дешёвые товары, обеспечивающие им большие обороты и прибыли. Их закупочные цены часто ниже стоимости мяса. Остаётся только догадываться, из чего делают свою «колбасу» производители-монополисты, поставляющие её сетям по 70-100 рублей за килограмм».

Больше всего директора ЧП «Подкова» удручает то, что на этот уровень цен ориентируются и чиновники, ответственные за поставку продуктов питания в социальные учреждения, школы, детсады, больницы, институты. «Мы не раз встречались с представителями различных областных и городских ведомств, устраивали многочисленные презентации и дегустации. Всем наша продукция очень нравилась. Однако, когда они называли свои закупочные цены – 60-70 рублей за сардельки и сосиски и 80-90 рублей за варёную колбасу – я сразу заявлял, что не собираюсь травить наше население», – рассказывает Арам Вартанян.

Сегодня ЧП «Подкова» не оставляет попыток выйти со своей продукцией на рынки Самары и других городов области. «В одно время мы ездили торговать на площадь Куйбышева, но быстро убедились, что выездная торговля себя не оправдывает, – продолжает Арам Карапетович. – Что же касается сетей типа «Магнит», то, на мой взгляд, их условия оплаты – через 45 банковских дней после поставки – совершенно неприемлемы для небольших товаропроизводителей. Сегодня я готов со своей продукцией войти под любой бренд, готов производить колбасные изделия по любой рецептуре, но не в ущерб качеству».

По мнению Арама Вартаняна, если бы государство могло реально помочь с реализацией продукции малому бизнесу, не имеющему собственных фирменных магазинов, то это значительно бы улучшило социальную обстановку на селе, потому что в разы увеличилось бы количество рабочих мест. В одном только ЧП «Подкова» рабочие места могли бы дополнительно получить 20-25 сельчан. «Пока же власти больше обещают, чем реально делают», – считает предприниматель.

Торгово-развлекательный центр «Подкова»

Требуются рабочие руки!

К счастью, нацеленность на реализацию новых идей и проектов, а также предпринимательская интуиция подвигли Арама Вартаняна развивать свой бизнес как многопрофильный. Параллельно с производством сегодня работают торгово-развлекательный центр «Подкова», автозаправка, гостиница на 15-20 мест, магазин автозапчастей, кафе и ряд других объектов.

«Эти объекты при их больших возможностях не загружены в той степени, в какой бы хотелось, – говорит Арам Карапетович. – И связано это не только с проблемой сбыта, но и с банальным отсутствием работников. Хотя предлагаемые условия даже по городским требованиям очень неплохие. Сегодня мне непросто найти продавца, оператора на заправку, квалифицированного менеджера, официанта. Долгое время не могу подыскать семейную пару для работы в ночном кафе-бистро. Есть мысль организовать станцию техобслуживания, но где найти приличного автослесаря». Именно по причине отсутствия работников уже полтора года стоит без дела пекарня, которая в ЧП «Подкова» появилась в начале 2000-х годов. При этом пекарня уникальная – хлеб в ней выпекается в традиционной русской печи, обладает особыми вкусовыми достоинствами, не крошится и не черствеет долгое время.

«Еженедельно я даю объявления в районной газете о своих вакансиях, информирую о них биржу труда, – говорит Арам Вартанян. – Однако результат практически нулевой».

Торгово-развлекательный центр «Подкова»

Общественник и меценат

Арам Вартанян – последовательный борец за благополучие и процветание села, за нравственное здоровье подрастающих поколений. В 90-е годы, когда страна стала скатываться в пропасть, он активно взялся за сохранение на селе культуры и традиционных ценностей. Во многом с этой целью в конце 90-х и появился ТРЦ «Подкова». На этой же площадке в июне 2000 года была открыта парковая зона с деревьями, цветами, фонтаном, качелями и каруселями, сценой и живым уголком – замечательное место для семейного отдыха и культурного досуга.

Отвлечь детей от улицы, сплотить семьи, приостановить культурную деградацию – с этой целью ежегодно в парковой зоне и развлекательном центре проводились творческие конкурсы молодёжи, концерты, вечера, праздники. При этом «Подкова» компенсировала расходы на доставку детей и ветеранов, бесплатно заправляя автобусы на своей АЗС, готовила подарки участникам. Но продолжающийся спад на селе и отсутствие людей, заинтересованных в изменении этой ситуации, привели к тому, что молодёжные конкурсы не проводятся уже четыре года, а из праздников остались лишь День Победы и День защиты детей.

Пару лет назад Арам Карапетович узнал о программе областного Минэкономразвития, предполагающей финансовую поддержку проектов, которые бы улучшали социальную обстановку в районах, создавали новые рабочие места. Он сразу представил два пилотных проекта, один из которых – создание на базе ЧП «Подкова» центра профориентации детей Самарской области. В нём школьники могли бы познакомиться с производством колбасных и хлебобулочных изделий, попробовать себя в профессии повара, официанта, садовода, посетить местный краеведческий музей и достопримечательности района, встретиться с ветеранами, поэтами, а также прослушать уроки этики и психологии межличностных отношений.

«К сожалению, проект не был даже рассмотрен, – говорит Арам Вартанян. – И такое отношение властей к предпринимательству было всегда». Говорить об этом директор ЧП «Подкова» имеет право, ведь в разное время целый ряд его инициатив и проектов, нацеленных на обеспечение населения натуральными продуктами питания, создание новых рабочих мест, поддержку фермерских и крестьянских хозяйств, организацию культурного семейного досуга, туристическое продвижение района, не были поддержаны властями.

Сегодня Арам Карапетович призывает сельских товаропроизводителей, предпринимателей и всех неравнодушных граждан объединиться для противодействия вымиранию села. «Нужны серьёзные решения на общероссийском уровне. Нужно создавать людям такие условия, чтобы они приезжали жить в сёла из городов. И вместе мы сможем сделать гораздо больше», – говорит Арам Вартанян. И если на его призыв откликнутся те, у кого болит душа за сельских жителей и кто в наше непростое время ещё способен на благородство и великодушие, то это значит, что у российского села есть будущее.

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин