Оглавление
3#2013
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гостеприимство
Доска почёта
Здравоохранение
Знак качества
История
Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Право
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Экология
Юбилей

Высшая школа: интеграция для развития

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2013 (сентябрь)

Сегодня не подвергается сомнению роль учреждений высшего профессионального образования в обеспечении технологического, экономического и социального развития страны. Вузы являются основой системы подготовки высококвалифицированных кадров, мощными интеллектуальными центрами, а значит, по качеству их функционирования можно судить о силе государства, о потенциале и векторе его развития.

40-летие Совета ректоров вузов Самарской области

Современная задача модернизации экономики и выведения её на инновационный путь развития требует повышения эффективности работы высшей школы. В этой связи всё более действенным механизмом вузовского самоуправления, механизмом взаимодействия вузов с властями, бизнесом и общественными организациями становятся региональные советы ректоров. В 2013 году Совет ректоров вузов Самарской области отмечает 40-летие с момента образования.

Часть системы

Созданный в 1973 году приказом министра высшего и среднего специального образования СССР В.П. Елютина, Совет ректоров вузов Куйбышевской области фактически функционировал как часть системы государственного управления высшей школой. Кроме ректоров вузов, в состав Cовета входили представители обкома и горкома КПСС, облисполкома и обкома комсомола, профсоюзов и студенческих коллективов, а также работники крупных предприятий.

Работа Cовета строилась исходя из образовательных, воспитательных и научных задач, которые ставились государством перед вузами. На первом заседании Совета 5 июня 1973 года были определены его структура и план работы. В рамках Совета было образовано 10 секций, которые возглавлялись ректорами, в их числе – научно-исследовательская секция, секция идейно-воспитательной работы, секция строительства, секция быта студентов и другие.

Первым председателем Совета ректоров был назначен ректор Куйбышевского авиационного института Виктор Павлович Лукачёв – выдающийся отечественный учёный, доктор технических наук, профессор, Герой социалистического труда, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, участник Великой Отечественной войны, кавалер многих государственных наград. О высоком авторитете этого человека говорит хотя бы то, что он был бессменным председателем Совета в течение почти 15 лет до своей смерти в 1988 году.

«Виктор Павлович был неординарной личностью, – вспоминает президент СГАУ В.А. Сойфер. – Он обладал выдающимися качествами руководителя и человека, необыкновенными организаторскими способностями, большой работоспособностью, целеустремлённостью, смелостью в решении вопросов, объективностью и демократичностью, чем снискал большой авторитет среди своих коллег – ректоров вузов. Будучи человеком творческим, он постоянно привносил в работу новые интересные формы деятельности, которые способствовали развитию вузов. Работа В.П. Лукачёва председателем Совета ректоров вузов Куйбышевской области была плодотворной и успешной. Он ценил инициативу ректоров и сотрудников вузов области и, как мог, поддерживал их в реализации всех прогрессивных начинаний. В этом помогала его способность прогнозировать и видеть перспективу».

Не умаляя заслуг первого председателя Совета, всё же стоит помнить о том, что полтора десятилетия его руководства пришлись на советский, плановый период развития высшей школы, когда все задачи решались в рамках пусть и несовершенной, но хорошо отлаженной государственной системы, а значит, не возникало экстремальных ситуаций, с которыми вузам пришлось столкнуться в последующие 90-е годы.

Эпоха перемен

В 1988 году Совет ректоров возглавил ректор Куйбышевского политехнического института (ныне – СамГТУ) Юрий Петрович Самарин – известный учёный, доктор технических наук, профессор, действительный член Российской и Международной инженерной академии (РИА и МИА), Заслуженный деятель науки и техники РФ, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Почётный работник высшего образования России, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники.

Происходившие в это время перемены привели к началу новой эпохи в истории России. В условиях стремительного разрушения советской социально-экономической системы образовательные учреждения оказались в крайне бедственном положении. Поэтому в 90-е годы основные усилия вузовского сообщества были направлены на выживание и поддержание минимально необходимых условий для функционирования вузов.

Совет ректоров стал центром обсуждения насущных вузовских проблем и консолидации усилий по их преодолению. В это время основное внимание уделялось вопросам социальной поддержки преподавателей и студентов, медицинской поддержки студентов, содержания учебных помещений и общежитий, выплаты стипендий и зарплат, поиска источников финансирования. Чрезвычайная ситуация заставляла ректоров неоднократно ставить вопрос о выводе профессорско-преподавательского состава вузов на забастовку.

В 90-е годы в системе высшей школы региона происходил ряд сложных процессов. С одной стороны, наблюдалось обнищание вузовских кадров и их массовый отток в более финансово обеспеченные отрасли, снижение престижности традиционного вузовского образования, особенно инженерного и естественно-научного направления, физическое и моральное устаревание вузовской материальной базы. С другой стороны, в вузах начали активно открываться новые специальности, главным образом, экономико-управленческого и юридического профиля, появилась возможность приёма на места с оплатой стоимости обучения, которая позволила вузам улучшить своё финансовое обеспечение.

«В один момент складывалось ощущение, что высшая школа находится на грани развала, что она никому не нужна, – рассказывает ректор СамГМУ Г.П. Котельников. – Но в сложнейших условиях безденежья и отсутствия веры в завтрашний день мы выжили. Это немалая заслуга Совета ректоров и лично Юрия Петровича Самарина – человека умного, доброжелательного, много сделавшего для высшей школы. Он пытался применить современные подходы к работе вузов, к ведению вузовского хозяйства, но его шаги воспринимались обществом очень неоднозначно».

«Главным результатом деятельности Совета ректоров под руководством Ю.П. Самарина является сохранение в Самарской области государственной системы высшего образования в сложный для России период времени, – считает В.А. Сойфер. – При этом удалось не только сохранить все государственные вузы области, но и выбрать из числа вновь образованных НОУ и МОУ наиболее сильные и перспективные. В созданную в 1992 году Ассоциацию вузов Самарской области благодаря жёстким критериям отбора вошли не более 30 из 90 вузов региона, выдающих дипломы о высшем образовании. Это обеспечило сохранение качества подготовки специалистов.

Последовательная, твёрдая и аргументированная позиция совета в отношении неоправданного реформирования высшей школы в определённой мере была учтена Правительством РФ и позволила не допустить непоправимых ошибок в жизни высшей школы России. Вместе с тем, председателю совета ректоров Ю.П. Самарину не удалось наладить тесное конструктивное взаимодействие с губернатором Самарской области К.А. Титовым, что негативно сказалось на эффективности действий совета по привлечению материальных ресурсов региона на поддержку высшего профессионального образования».

40-летие Совета ректоров вузов Самарской области

День сегодняшний

1999 год можно с уверенностью назвать началом совершенно нового этапа в деятельности регионального совета ректоров. С того переломного момента и по настоящее время Совет ректоров возглавляет ректор Самарского государственного медицинского университета Геннадий Петрович Котельников – доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ, дважды лауреат Премии Правительства России. Во многом благодаря его личным усилиям деятельность Совета ректоров существенно активизировалась. Фактически в начале 2000-х годов была сформирована современная конфигурация деятельности Совета.

Сегодня в состав Совета ректоров вузов Самарской области входят 32 руководителя наиболее крупных и значимых учреждений высшего профессионального образования региона (в том числе 15 ректоров государственных вузов, 11 ректоров негосударственных вузов, 6 директоров филиалов инорегиональных вузов), а также представители органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций.

Сложилось несколько основных направлений работы Совета, среди которых: создание партнёрских отношений с федеральными и региональными органами власти и местного самоуправления; усиление взаимодействия с авторитетными общественными организациями региона; интеграция усилий вузов в решении ряда общих задач и создание межвузовских структур; поддержка талантливой студенческой молодёжи; социальная поддержка профессорско-преподавательского состава вузов.

По всем этим направлениям за 14 лет достигнуты значительные результаты. Об успехах и задачах деятельности совета ректоров вузов Самарской области, а также о проблемах всего российского образования нам рассказал действующий председатель совета Г.П. Котельников, в начале сентября удостоенный звания «Почётный гражданин Самарской области».

С&Г: Геннадий Петрович, что означает 40-летний юбилей Совета ректоров для Вас, его председателя?

Геннадий Котельников: Я стал председателем Совета достаточно неожиданно для себя. Ключевую роль в моём выдвижении сыграли губернатор Константин Алексеевич Титов и ректор СГАУ Виктор Александрович Сойфер. Именно у них я нашёл поддержку при подготовке программы действий. На тот момент я был ещё «молодым» ректором, но уже достаточно хорошо ориентировался в жизни вузов и их проблемах. А выстраивать работу Совета приходилось практически заново. Кроме всего прочего, сложность ситуации конца 90-х годов заключалась в том, что уже появились новые законы, которые не позволяли финансировать федеральные структуры, какими являются вузы, из регионального бюджета. Высшей школе было необходимо показать свою роль в развитии отраслей региональной экономики, для которой она готовит кадры. На этом были основаны наши первые шаги, главным из которых стало повышение качества подготовки выпускников.

С тех пор прошло почти полтора десятилетия. Мы убедились, насколько велико значение этой организации – Совета ректоров. Ведь вузы – это колоссальная концентрация интеллектуального потенциала, это наука, это кадры, это прогресс общества в целом. И от того, насколько хорошо мы понимаем свои задачи, насколько эффективно их решаем, во многом зависит будущее страны.

С&Г: Вопрос качества подготовки выпускников актуален и сегодня. В чём, на Ваш взгляд, главные причины проблемы?

Г.К.: К сожалению, та база знаний, с которой приходят в вузы нынешние абитуриенты, снизилась катастрофически. И, на мой взгляд, главная причина этого – нынешняя система ЕГЭ. Новшество, которому уже десять лет, просто деморализует молодёжь. Как может быть, что талантливые выпускники-медалисты не могут пройти даже на платные отделения не самых престижных вузов?

По сравнению с прошлым годом средний проходной балл ЕГЭ вырос на 20 пунктов, а разговаривать с абитуриентами становится всё тяжелее. Человек, закончивший школу, должен уметь логически мыслить, правильно выражать свои мысли, уметь их аргументированно отстаивать. Он должен иметь широкий кругозор и ориентироваться в актуальных вопросах развития общества. А сегодняшняя школа сводит его подготовку к натаскиванию на ЕГЭ. В этом году после зимней сессии с 1-2 курса мы отчислили из медицинского университета 168 человек. Такого никогда не было.

Поэтому, на мой взгляд, сегодня вопрос должен стоять так: либо мы откажемся от ЕГЭ, либо технология сдачи ЕГЭ изменится самым существенным образом.

Вторая причина – разрешение платного высшего образования. Для любого вуза отчисление «платника» – это снижение собственной материальной обеспеченности. Поэтому что бы мы ни говорили, а отношение к платным студентам во всех вузах всегда отличается от отношения к студентам бюджетным. И этим мы неизбежно опускаем планку качества образования.

Третья причина – большая проблема с вузовскими кадрами, с профессорско-преподавательским составом. Президентом РФ В.В. Путиным была поставлена задача через пять лет сделать среднюю зарплату профессорско-преподавательского состава в два раза выше средней по экономике региона. Но на самом деле делать это нужно гораздо быстрее. Каждый из ректоров пытается действовать в этом направлении. Только тогда у молодых учёных появится желание защищаться, расти в науке.

40-летие Совета ректоров вузов Самарской области

С&Г: Каких успехов за эти годы удалось достичь в межвузовском взаимодействии?

Г.К.: Мы пошли по пути создания межвузовских структур. В этом заинтересован и регион, и вузы. За последние годы совет ректоров инициировал создание целого ряда таких структур, по-своему уникальных, направленных на решение задач образовательной, научной и социальной направленности. Например, открытый в 2006 году при поддержке Правительства Самарской области межвузовский медиацентр на территории студенческого городка СГАУ является центром компетенции и подготовки специалистов мирового уровня. На базе медиацентра создан современный суперкомпьютерный центр, оснащён конференц-зал на 450 мест.

Мы создали первый в стране межвузовский медицинский центр на базе Клиник медицинского университета. Сейчас там стоят на учёте и регулярно проходят диспансеризацию 25 тысяч студентов, в основном иногородних. Среди студентов активно проводятся мероприятия по борьбе с курением, пьянством и наркоманией, пропаганда здорового образа жизни, и это даёт свой результат.

Созданы уникальные межвузовские кафедры, такие как кафедра теологии и истории религии, на которой обучаются более тысячи студентов и задействованы десятки преподавателей. Заведующий кафедрой – доктор философских наук, кандидат богословия протоиерей Димитрий Лескин. На базе классического университета при активном участии совета ректоров созданы межвузовская кафедра этнологии и межнациональной культуры и межвузовский гуманитарно-музейный центр.

Учреждённый в 2001 году научно-информационный межвузовский журнал «Аспирантский вестник Поволжья» входит в перечень ведущих научных журналов ВАК Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки РФ и предоставляет свою площадку для бесплатной публикации результатов исследований соискателей учёной степени кандидата и доктора наук по медицине, философии, политологии, социологии, праву.

Уже несколько лет проводится межвузовский КВН, возобновлено проведение универсиад, регулярно проводятся всевозможные межвузовские научные конференции, мероприятия, фестивали, встречи. Ведётся системная работа по многим направлениям, затрагивающим практически все стороны жизни студентов и преподавателей. В том числе решаются вопросы нравственно-воспитательной работы среди студентов, развития физкультуры и спорта.

В период экономического кризиса благодаря поддержке Правительства Самарской области мы построили межвузовский дом на 150 квартир. Преподаватели 10 вузов получили квартиры по ценам существенно ниже рыночных. Для нашей страны это уникальный прецедент, и сегодня мы заручились поддержкой региональных властей и лично губернатора Н.И. Меркушкина в реализации второй очереди этого социально важного проекта.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что основная задача по объединению усилий вузов успешно реализуется на практике.

С&Г: Не первый год обсуждается тема возможного объединения вузов в более крупные образовательные структуры. Как вы к этому относитесь?

Г.К.: В прошлом году меня пригласил Николай Иванович Меркушкин и предложил рассмотреть идею объединения несколько вузов региона в федеральный университет. Мы с ним долго беседовали, и он согласился с той точкой зрения, что пока этого делать не надо.

Лично я не вижу в таком объединении какого-то «золотого стержня», который бы кардинально изменил качество работы высшей школы, качество подготовки специалистов. При этом объединение неизбежно приведёт к сокращению профессорско-преподавательского состава. Но дело даже не в этом. У каждого учёного, каждой кафедры, каждого вуза есть свои особенности, свои научные направления, в которых они сильны. И объединение просто сломает эту годами и десятилетиями формировавшуюся уникальность.

Сегодня среди уже созданных девяти федеральных университетов лишь двум-трём можно действительно позавидовать, а в остальных ситуация очень сложная. Процесс интеграции должен быть долгим, очень корректным, последовательным. Я не устану повторять, что система образования не терпит революционных «наскоков», какие мы не раз наблюдали в последние годы. На мой взгляд, сейчас наиболее оптимален путь, при котором будут развиваться наиболее сильные вузы с сильной базой, со своими кадрами и авторитетной научной школой.

Вариантом «мягкой» интеграции вузов в рамках развивающегося процесса объединения учреждений высшей школы является созданная в 2006 году Ассоциация вузов «Самарский национальный университет», в которую вошли пять крупнейших вузов региона. Такой вариант интеграции предполагает постепенное формирование общих для вузов структур в различных сферах деятельности и позволяет создавать единое вузовское пространство без жёсткого административного давления.

40-летие Совета ректоров вузов Самарской области

С&Г: Довольны ли Вы существующим сегодня уровнем взаимодействия Совета ректоров с властями?

Г.К.: Да. Есть не только активное взаимодействие, но и общее понимание задач. Я поразился, насколько Николай Иванович Меркушкин хорошо ориентирован в проблемах высшей школы. В Самарской области он уже успел побывать практически во всех крупных вузах, в некоторых – не один раз. Он постоянно лоббирует их интересы на федеральном уровне. Во многом благодаря его активной позиции аэрокосмический университет попал в число 15 лучших вузов России, которые получат значительную государственную поддержку.

Сегодня губернатор нас поддерживает в том, чтобы направления работы вузов, их научные исследования исходили из потребностей и задач региона, а регион для этого должен создавать высшей школе благоприятные условия.

Одной из сторон взаимодействия, где мы ощущаем действительно серьёзное внимание региональных властей, является поддержка молодых учёных. Ежегодно увеличивается объём финансирования губернских премий, стипендий, грантов. С 2013 года возобновлены социальные выплаты преподавателям высшей школы из средств областного бюджета. Решаются многие другие вопросы.

Сегодня в вузах Самарской области обучаются более 150 тысяч студентов, трудятся более 10 тысяч высококвалифицированных преподавателей и специалистов. Совет ректоров понимает масштаб стоящих перед ним задач и будет делать всё для их эффективного решения на благо региона.

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин