Оглавление
5#2000
Оглавление
Образование

Его превосходительство Ректор

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 5#2000 (октябрь)

Самарская губерния, считающаяся одним из наиболее развитых регионов России, известна своими достижениями не только в сфере экономики, но и в сфере образования. Примечательно, что система образования в нашей области модернизируется и динамично развивается, в чем несомненная заслуга начальника управления образования Е.Я. Когана и губернатора К.А. Титова, который поддерживает все прогрессивные начинания.

Не случайно, что именно Самарскую губернию избрал для своего визита министр образования России В.М. Филиппов. Дело в том, что в нашей области планируется проведение образовательного эксперимента, включающего в себя введение единого национального экзамена, создание образовательных округов и комплекса «вуз – колледж – училище».

Геннадий Петрович Котельников

Своими размышлениями по этому поводу делится лауреат Государственной премии России, лауреат премии Правительства России, заслуженный деятель науки России, профессор, вице-президент Ассоциации травматологов-ортопедов России, ректор СамГМУ, председатель областного совета ректоров Геннадий Петрович Котельников:

– Заслуга министра образования В.М. Филиппова состоит в том, что ему удалось убедить руководство страны в необходимости опережающего развития образования перед экономикой. Хотя чаще всего мы рассуждаем совершенно наоборот: вот заработают заводы, появится продукция, заплатим налоги, а потом будем заниматься подготовкой специалистов. Однако уже сейчас ощущается острая нехватка кадров во многих отраслях и регионах. Таким образом, мы должны учиться гибко реагировать на спрос рынка – и как председатель областного совета ректоров одну из своих главных задач я вижу как раз в этом. Даже у нас, в Самаре, только экономистов готовят в 10 институтах, психологов – в 14, а менеджеров – бессчетное количество. На самом деле преподавателей, которые действительно способны обучать, можно пересчитать по пальцам – поэтому речь должна идти именно о качестве подготовки.

– Расскажите о ситуации, складывающейся в высшей школе губернии на сегодняшний день.

– Ситуация в высшей школе такая же сложная, как и во всей нашей стране. Мы живем в тяжелое время, сохраняется экономический кризис, и никуда от этого не уйдешь. Авторитета научного работника сегодня не существует, однако мы всеми силами стремимся изменить ситуацию к лучшему.

К счастью, период, когда молодежь не особо стремилась получить образование, уже прошел. Сейчас в технические вузы наблюдается конкурс даже при увеличении набора.

Отрадно, что в вузы идет профессионально ориентированная молодежь. К примеру, у нас нет ни одного студента, который бы ушел из института по причине неправильного выбора профессии. А если вспомнить предыдущие годы, то таких насчитывались десятки: при виде трупа или крови падали в обморок...

В настоящее время большое значение придается системе непрерывного образования. Так, у медицинского университета имеются специальные классы в школах, медико-технический лицей, медицинский колледж, то есть всего насчитывается 18 официально зарегистрированных образовательных структур, которые целенаправленно занимаются подготовкой абитуриентов как в Самарской, так и в Ульяновской, Пензенской и других областях.

Многое зависит и от того, кто именно преподает в вузе. А потому проблема кадров – одна из самых главных. Я считаю, что сегодня в вузах работают подвижники, потому как зарплата профессора ниже, чем средняя зарплата работников промышленных отраслей.

Какая-либо социальная защита также отсутствует. Необходимо, чтобы труд ученых достойно оплачивался, иначе мы не сможем сохранить интеллектуальный потенциал общества. Постепенно происходит старение преподавательского состава – это уже тенденция, характерная для всех российских вузов. Средний возраст профессора приближается к 60 годам, тогда как по логике профессором нужно становиться до 40 лет – в этом случае имеется временной отрезок для карьерного роста, создания научной школы.

Что касается студентов, то это хорошие ребята, безусловно, являющиеся «продуктом» своего времени. Но в целом молодые люди стремятся получить качественное образование и прекрасно знают, чего хотят добиться в жизни.

– Насколько соответствует требуемому уровню качество образования в негосударственных вузах?

– В нынешнем году в России увеличилось количество студентов, причем в основном за счет негосударственного образования. А количество студентов, принятых на бюджетную основу, увеличилось до 4%.

Негосударственные вузы именуются так по той причине, что они не получают дотаций из бюджета. При этом качество обучения в подобных учебных заведениях должно непременно соответствовать ГОСТу. Однако довольно часто выходит так: кто платит – тот и заказывает музыку. Таким образом, жизнь доказывает, что образование должно быть государственным делом.

– Существует ли риск, заплатив деньги за обучение в негосударственном вузе, остаться без диплома?

– Действительно, благодаря недобросовестным людям такие факты имеют место. Наш народ очень доверчивый, отдает деньги неизвестно кому. В первую очередь следует выяснить, имеются ли у вуза лицензия, устав и аккредитация, поскольку только при их наличии вуз имеет право начинать учебный процесс. В любом случае все возникающие вопросы необходимо решать в юридических инстанциях.

Если раньше никто целенаправленно не занимался данной проблемой, то сегодня имеется единая позиция Главного управления образования, областного совета ректоров и губернатора. Суть такова: совет ректоров обладает полномочиями предоставлять всю разрешающую документацию на открытие новых специализаций. Так вот, с 1 сентября сего года без независимой экспертизы такая документация выдаваться не будет.

Другое дело, если имеются высококвалифицированные преподаватели, соответствующая научная база и найдена ниша, кардинально отличающаяся от государственной, но такое случается крайне редко.

– Сохранится ли в вузах бюджетный набор?

– В российской Конституции записано, что каждый гражданин имеет право на бесплатное образование и лечение. Я сторонник именно такой позиции, но нисколько не исключаю альтернативных вариантов. Бюджетный набор был, есть и будет, потому как, еще раз повторю, подготовка высококвалифицированных специалистов – это государственное дело. К слову скажу: я до сих пор не понимаю, как мы могли раздать негосударственным структурам нефть, газ, золото...

Тенденция увеличения количества негосударственных вузов не сохранится, потому что в России их сейчас насчитывается больше, чем во всей Европе. Для сравнения приведу следующие цифры: сегодня в стране функционирует 750 государственных вузов, а негосударственных – еще больше. Только в Самаре официально зарегистрировано 30 негосударственных вузов.

– Как Вы заметили в беседе, зарплата профессора слишком далека от идеала. Возможно ли решить эту проблему?

– Государство пока не в силах что-либо изменить. Даже увеличение зарплаты на 30% не решит проблемы, так как ее размер должен быть совершенно иной. Надо смотреть, какие пути решения проблемы можно изыскать на региональном уровне, а также на уровне конкретных учебных заведений. Так, в своем вузе мы нашли возможность перейти на пятидневную рабочую неделю. И хотя Министерство запретило подобные нововведения, тем не менее для нашего вуза сделали исключение, поскольку данный метод себя оправдал. В освободившуюся субботу человек имеет возможность подработать, заняться научной деятельностью, да и просто отдохнуть.

В медицине ситуация просматривается наиболее наглядно. Если профессор, допустим хирург, востребован, то он вполне может заработать и 10, и 15 тысяч в месяц. Но им было бы гораздо спокойнее преподавать в вузе, качественно заниматься подготовкой студентов и получать за это соответствующую зарплату.

– Как обстоят дела в медицинском университете?

– 31 августа в нашем вузе состоялся ученый совет, на котором были поставлены задачи на текущий год. Напомню, что, когда меня избрали на должность ректора, я выступил с лозунгом: «Мы можем, мы должны и будем жить лучше», и он последовательно осуществляется. Начну с кадрового вопроса: в университете существует преемственность поколений, на всех 73 кафедрах имеется сильный кадровый резерв.

Многие преподаватели получили почетное звание «Заслуженный врач». В августе нынешнего года четырем профессорам университета – академику А.Ф. Краснову, Б.Л. Мовшовичу, Р.А. Галкину и мне – были присуждены премии правительства в области образования за 1999 год. Это очень почетно и престижно, потому как на всю Россию приходится 12 таких премий.

Впервые в истории медицинского университета мы внедрили в практику систему подготовки семейного врача. За прошедший год было напечатано 19 монографий, три научных руководства, проведен международный конгресс. В медицинском университете открыли санитарно-гигиенический факультет, начали подготовку врачей-стоматологов по очно-заочной форме в Тольятти, Сызрани, Пензе и Оренбурге; открыли ряд новых кафедр, в том числе медико-социальной реабилитации совместно с Главным управлением социальной защиты населения. Реорганизована структура самого вуза; образован институт элитной подготовки стоматологов, подчиняющийся ректору как структурное подразделение. Открыт институт последипломного образования, лозунг которого заключается в следующей фразе: «Учиться не на всю жизнь, а через всю жизнь», руководит институтом профессор Н.Ф. Давыдкин.

Мы заключили договор с самым мощным университетом Швеции, что знаменует начало совершенно нового этапа в жизни СамГМУ. В нашем университете постоянно решаются вопросы социальной и материальной поддержки: в минувшем году все преподаватели получили 13-ю зарплату, а студенты, независимо от успеваемости, по 800 рублей.

– Какова, на Ваш взгляд, перспектива высшей школы губернии?

– Как председатель областного совета ректоров я настроен оптимистично. Сейчас наблюдается ситуация, когда и руководство губернии во главе с К.А. Титовым, и население прекрасно понимают роль образования. По всей области открыты десятки филиалов именно самарских, а не столичных вузов.

Никому не требуется объяснять, что без высококвалифицированных специалистов нет будущего. Старое поколение постепенно уходит, его сменяет молодежь с отличной базовой подготовкой. Во всех институтах имеются конкурсы в аспирантуру, докторантуру.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов тот период времени, когда высшему образованию был нанесен колоссальный урон: из России уехало немало «светлых голов». Получали «красный» диплом, уезжали работать за границу и там оставались... Я надеюсь, что по мере развития общества ситуация будет сбалансирована. Правительство должно изменить отношение к высшей школе и всей образовательной системе в целом.

Совсем недавно по инициативе областного совета ректоров и городской администрации во главе с Г.С. Лиманским состоялось совместное расширенное заседание коллегии городской администрации и совета ректоров области, посвященное вопросам социального положения работников образования. Отрадно отметить тот факт, что администрация г. Самары выступила с намерением сделать все возможное, дабы исправить нынешнюю плачевную ситуацию. На 14 ноября запланировано повторное совместное заседание, призванное решить обозначенные проблемы и рассмотреть предоставление льгот работникам образования в части пользования общественным транспортом, посещения спортивно-оздоровительных комплексов, участия в ипотечном кредитовании и строительстве жилья. В настоящее время создана специальная комиссия администрации города и областного совета ректоров по выработке окончательного документа, которая будет курировать исполнение всех решений.

К слову сказать, мне как-то в руки попался «Справочник дипломатического работника», и я обратил внимание на то, что обращение «Ваше превосходительство» может применяться к президенту, министру, послу и ректору вуза – это этикет, принятый во всем мире. Так расценивается роль ректора и значение высшей школы в целом.

Автор: Елена Пестова


Автор:Елена Пестова