Оглавление
6#2000
Оглавление
Среда обитания

Деревянное солнце

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 6#2000 (декабрь)

Трудно представить деревянные постройки нашего города прошлого столетия без резного убранства. Деревянной резьбой люди не просто украшали свои дома, они старались выделить их среди других, придать им свой неповторимый облик.

Деревянное солнце

В древности человек использовал различные знаки и упрощенные изображения для выражения своего понимания окружающего мира. Такие символы со временем меняли свое значение и изображались в различных вариациях в соответствии с потребностями и взглядами людей.

Символические изображения характерны и для домовой резьбы. Они рассказывают о традициях, верованиях, обычаях древних людей и их взглядах на окружающую действительность.

В узорах самарской резьбы можно отличить культовую символику, выраженную в геометрических сюжетах, изображения растительного и животного мира.

Простейшим и наиболее распространенным элементом растительного орнамента являлся S-образный побег (ветвь растения изогнута в виде буквы S). Он встречался как в архитектурном декоре, так и в прикладном искусстве Древней Руси с очень раннего времени. В такую травяную ветвь вплетались изображения цветов, помещались фигуры животных. Кроме S-образных элементов и растительных узоров входили листовидные и елочно-резные изображения (Самарская, 102; Садовая, 170; Вилоновская, 88; Галактионовская, 19; Ярмарочная, 32).

В конце XVII века самарское кружево было выполнено в технике рельефной резьбы*. Все пространство резной доски между фигурными композициями заполнял узор из растений. Он символизировал единство и неразрывную связь природы и человека. Сейчас на уцелевших постройках нашего города растительный орнамент преобладает. Но резные доски изготовлены по более простой и дешевой технологии конца XIX века, связанной с техникой пропильной резьбы**. Изображения животных более упрощены или уступают место геометрическим символам. Птицы, кони и змеи чаще всего помещаются под кровлю крыши, на навершия оконных наличников.

Сочетание орнаментов в виде змей, растений и солярных элементов

Геометрическая символика в узоре резьбы представлена в виде кругов, колес со спицами (солнечные знаки), капелек, дырочек, линейных вырезов (водные знаки), квадратов, треугольников, ромбов, пирамидок, крестов (земные знаки).

Крест (или крест в круге) являлся символом не только солнца, но и огня, земледелия. Он олицетворял четыре стороны света, четыре направления (Галактионовская, 19).

Еще разнообразнее символика розетки с шестью спицами. Этот знак Верховного небесного божества наглядно представлен в резьбе строения под номером 81 на улице Галактионовской. Он идентичен понятию Рода. В шестилучевом знаке показано солнце в трех фазах: восходящее и заходящее (со многими лучами) и в зените (с шестью спицами). В языческом календаре день летнего солнцестояния (20 июня) обозначен днем языческого бога-громовика. Поэтому данный знак в русской и белорусской резьбе широко известен под названием «громового знака», уберегающего от попадания в дом молнии.

Разнообразные культовые знаки встречаются в резьбе углового дома 42/129 на пересечении улиц Красноармейской и Самарской. Орнамент, расположенный под карнизом крыши, наглядно можно разделить на три ряда: верхний, средний и нижний. Верхний ряд состоит из кругляшков и треугольничков, подчеркнутых многочисленными дырочками. Так народные мастера изображали дождь. Значимость этого природного явления выражена в помещении этих символов на самом высоком месте.

Нижний ряд образован упрощенным ромбическим орнаментом (цепь ромбов с дырочками посередине). Такой узор первоначально состоял из ромбов, разделенных на четыре части таким образом, чтобы образовывалось еще четыре маленьких ромба. В центре каждого должен располагаться кругляшок или дырочка. Это символы засеянных полей с прорастающими семенами. Композиция разделенного ромба перешла в резьбу из вышивки на свадебной одежде и одежде, которую носила молодая женщина в первый год замужества. Значение плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах. Во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, во-вторых, как урожайность засеянной земли. Таким образом, женщина уподоблена земле, рождение ребенка – прорастанию колоса. Стремление слить в одном символе рождение и урожайность – это «комплекс рожаницы».

Орнаменты в виде дождя, колосьев и громовых знаков

И наконец, средний ряд, состоящий из парных завитков. Если предположить, что эти завитки – упрощенное изображение змей, то картина начинает приобретать целостный характер. В календаре славян есть два праздника, во время которых вспоминали змей – это Юрьева роса (25 марта), в этот день змеи выползали из-под земли, которая становилась теплой, можно было начинать сельскохозяйственные работы. 14 сентября – день ухода змей под землю, к этому времени сельскохозяйственный цикл в основном закончен. Славяне верили, что змеи были символами плодородия почвы, обилия вод. Следовательно, змеи в сочетании со значениями верхнего и нижнего ряда резьбы могли играть важную роль прежде всего для крестьянина-земледельца, так как заботились о богатом урожае и являлись своеобразными природными часами.

Змеи в самарской резьбе очень часто превращаются в стилизованных драконов (Вилоновская, 48; Ярмарочная, 32) и выступают уже в роли оберега дома. Подобные изображения не обязательно парные. Так, свес карниза дома 46 на Ярмарочной улице поддерживает целый ряд кронштейнов в виде великанов-змей.

Если змеи, по представлениям славян, это представители подземного мира (Навь), то обитателями небесного (Правь) являются птицы***. Фигурки птиц – достаточно распространенное явление в украшении подкарнизных фризов самарских домов. Птицы на навершиях оконных наличников встречаются реже.

Уникальное резное изображение двуглавой птицы (предположительно – орла) сохранила постройка под номером 90 на улице Самарской. Двуглавые животные и птицы – это не орнаментальный прием слияния двух изображений, а выражение идеи движения солнца. Стремление показать дневной и ночной путь светила (днем по небу солнце влекут кони, а ночью – птицы). Орел в мифологии был символом небесной силы богов. Двуглавая птица была связана с культом огня и молнии. В пользу трактования двуглавого орла как символа суточного круговорота светила могли выступить многочисленные солнечные диски, расположенные как на крыльях птицы, так и в углах окна, под кровлей крыши. В резной композиции оконного наличника дома неоднократно используются колосья хлеба. Хлеб у славян обладал магическими свойствами, был священным продуктом. С ним связана идея возрождения, зарождения чего-либо нового, светлого. Это можно связать и с солнцем.

Еще одним символом суточного движения солнца являлся конь. Он олицетворял возрождающееся солнце (бога солнца Хорса), был его эмблемой. Изображение Хорса в виде коня повлекло за собой перенесение этого символа в резное убранство крестьянских изб в качестве древнего охраняющего образца, привлекающего добро на хозяина дома. Конские головы – коньки – украшают верх самарских кровель, выступали резными  кронштейнами  карнизов  (Вилоновская, 88; Самарская, 102; Красноармейская, 24).

Резные коньки, поддерживающие кровлю

Кроме животных и птиц в резном кружеве самарских построек сохранились и объемные фигурки, похожие на женские изображения рожаниц. Такие резные украшения располагались на навершиях оконных наличников (Братьев Коростелевых, 101). Если рассмотреть символику домовой резьбы, где присутствуют подобные изображения, то можно заметить обязательное наличие солнечного культа, символов распаханных полей и в некоторых случаях – дождя. Славянским божеством неба, дождя, земной воды и огня, а также творцом Вселенной являлся Род. Его дочерями и являлись рожаницы.

Деревянную резьбу Самары очень сложно разделить по этнографическим данным, выявить узоры, характерные для конкретных национальностей. Но иногда можно проследить некоторые характерные особенности резьбы различных народов. Так, в убранстве деревянных домов города можно встретить узоры по мотивам далекого Севера. Примером может служить дом 216 на улице Самарской. Здесь встречается орнамент стилизованных рогов оленя, мотив которых был распространен в прикладном искусстве народов Прикамья и Северного Предуралья. Есть в Самаре резные узоры народов Востока и скотоводов-кочевников. Подкарнизные фризы таких домов украшают ряды полукруглых и стрельчатых аркатур, а также стилизованные рога степных баранов или горных туров. Пример такой домовой резьбы можно видеть на фасаде дома номер 30 на улице Галактионовской.

На первые резные доски мастер наносил узор от руки, по памяти. В нем он выражал свое понимание духовной и материальной культуры, вкладывал в изображение свои личные впечатления и переживания. Значительно позже появились трафареты с готовыми рисунками. Именно тогда, при передаче семейных традиций от отца к сыну, символика постепенно утрачивала свое первоначальное значение. Резные украшения начинают носить чисто украшающий характер.

Поэтому уцелевшая резьба Самары второй половины XIX века хотя и обладает богатой символикой, но уже существует как неосознанная передача имеющихся символов. По ним нельзя определить представления людей XIX века, но можно понять их далеких предшественников.

* Рельефная резьба, иначе глухая, была широко распространена в поволжских деревнях в XVII веке. Рисунок резьбы получался объемным за счет выдалбливания фона вокруг него.

** Пропильная резьба, или сквозная, – самый простой по изготовлению вид резьбы. Выполняется с помощью набора пил различной конфигурации путем выпиливания рисунка.

*** Явь, Навь и Правь – три силы славянской космогонии, управляют мирозданием, олицетворяют время. Явь – мир земной, плотский. Навь – мир подземный, где обитают тени прошлого. Правь – мир небесный, всеобщий закон, установленный Дажьбогом (бог солнца), воплощение правды и мудрости.

Ирина Кузнецова, научный сотрудник Музея истории города Самары