Оглавление
1#2014
Оглавление
О главном
Женское дело
Знак качества
Конкурс
Культура Самарской области
Образование
Поколение
Пресс-служба
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Среда обитания
Туризм в Самарской области
Энергетика Самарской области
Юбилей

Прикосновение к светлой музыке

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2014 (апрель)

В апреле самарских слушателей, и особенно слушателей верующих, ждёт знаменательное событие – в Самарской области пройдёт III Волжский фестиваль духовной музыки.

Самарская государственная филармония

Фестиваль духовной музыки впервые состоялся на Самарской земле в 2012 году и с тех пор вошёл в число крупнейших культурных событий региона. В этом году с 14 по 28 апреля при поддержке Правительства Самарской области и с благословения Митрополита Самарского и Сызранского Сергия будет проходить третий по счёту фестиваль, который обещает подарить самарцам и жителям области настоящий праздник высокого духовного искусства.

В дни Великого поста и на Пасхальной неделе в стенах Самарского академического театра оперы и балета и Самарской государственной филармонии прозвучат лучшие образцы христианской духовной музыки: «Реквием» В. А. Моцарта, «Ave Maria», положенная на музыку великих зарубежных композиторов, и шедевры русской духовной музыки. Их исполнят выдающиеся солисты-вокалисты и инструменталисты Москвы и Самары, Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла им. С.Г. Эйдинова, московский ансамбль духовной музыки «Благовест», камерный оркестр Самарской государственной филармонии «Volga Philharmonic».

Насладиться великолепным исполнением духовной классики смогут не только самарцы, но и жители губернии: концерты пройдут также в Тольятти, Чапаевске и Новокуйбышевске. Здесь прозвучат «Ария из сюиты №3» И. С. Баха и католическое песнопение «Stabat Mater» Дж. Б. Перголези.

Накануне фестиваля мы побеседовали с идейными вдохновителями и организаторами фестиваля – замечательным музыкантом, скрипачом с мировым именем, заслуженным артистом РФ Дмитрием Коганом и председателем отдела внешних церковных связей, Митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым).

С&Г: Дмитрий, как родилась идея организовать Волжский фестиваль духовной музыки?

Дмитрий Коган: Идея организовать такой фестиваль возникла у нас совместно с Митрополитом Волоколамским Иларионом. Мы решили наши общие усилия, планы, нашу творческую дружбу воплотить в такой большой творческий проект, целиком посвящённый духовной музыке.

С&Г: Какова, на Ваш взгляд, роль духовной музыки в современном обществе?

Дмитрий Коган: Я считаю, что в современном обществе роль духовной музыки колоссальна. По понятным причинам в годы Советской власти духовная музыка была или запрещена вообще или не исполнялась, то есть, в эти 75 лет её было написано крайне мало. А те духовные сочинения, которые всё-таки были написаны, композиторы тщательно скрывали и держали в столе. Сейчас духовная музыка возвращает свои позиции. Исторически в России духовная музыка и церковные песнопения были очень развиты, и это стало причиной того, что сейчас концерты и фестивали духовной музыки пользуются огромным успехом у слушателей.

Дмитрий Коган

С&Г: Волжский фестиваль духовной музыки действительно с каждым годом имеет всё более заметный успех у самарской публики. Какие впечатления остались у организаторов после проведения первых двух фестивалей?

Дмитрий Коган: На мой взгляд, Волжский фестиваль духовной музыки оправдал наши ожидания. Интерес к фестивалю огромен, на всех концертах были аншлаги. Мы даже проводили открытые репетиции с публикой, потому что на концерте зал не мог вместить всех желающих. Ощущается, что слушатели испытывают колоссальные впечатления от духовных концертов, поэтому очень приятно выступать и исполнять музыку для самарцев.

С&Г: Помимо Волжского духовного фестиваля, Вы являетесь идейным вдохновителем и художественным руководителем фестиваля «Дни высокой музыки» в Самаре. Как Вам, такому востребованному музыканту, удаётся находить на всё время?

Дмитрий Коган: Нагрузка очень большая, но общение с публикой и красивые культурные проекты меня вдохновляют. Кроме того, я очень люблю самарских слушателей, которые особенно трепетно относятся к классическому музыкальному искусству, знают и понимают его. Поэтому я стараюсь найти время на все проекты.

* * *

Несмотря на то, что фестиваль ещё достаточно молод, у него уже появились свои традиции. Одной из таких стала непременная премьера исполнения одного из музыкальных сочинений Митрополита Илариона, признанного богослова и замечательного духовного композитора. На первом фестивале это были «Страсти по Матфею», на втором – монументальное произведение «Stabat Mater», а в этом году у жителей губернии будет возможность услышать произведение «Christus Redemptor» (девять фуг для струнного оркестра).

С&Г: Владыка, как Вы трактуете в своём музыкальном произведении образ Христа?

Митрополит Иларион (Алфеев): Я должен признаться, что «Christus Redemptor» – это не совсем новое сочинение. Это переложение для струнного квартета и струнного оркестра девяти фуг из разных моих произведений, в том числе из «Рождественской оратории» и «Страстей по Матфею». В тех произведениях фуги были связаны с конкретными событиями из жизни Христа – Рождеством, Тайной вечерей, Смертью и Воскресением. Эта тематика и предопределила название фуг в данной композиции.

Митрополит Иларион (Алфеев)

С&Г: Почему Вы выбрали именно полифонию как музыкальную форму воплощения своей мысли?

Митрополит Иларион (Алфеев): Я очень люблю фугу как музыкальную форму. В наше время эта форма довольно редко используется композиторами, а между тем она даёт очень богатое пространство для самовыражения. Не случайно к ней обращались композиторы всех эпох, включая классицизм (двойная фуга Моцарта в «Реквиеме»), романтизм (вспомним хотя бы шесть фуг на тему BACH Шумана), Новое время (24 прелюдии и фуги Шостаковича).

С&Г: Почему фуг именно девять?

Митрополит Иларион (Алфеев): Столько фуг я написал. В произведении есть фуги разных типов: четырёх-, пяти- и шестиголосные, есть фуга двойная (то есть на две темы, с двумя экспозициями). Я использую приёмы классической полифонии, например, изложение темы в обращении, в ракоходе, так называемую «стретту» и т.д. Но все эти приёмы используются не нарочито, а когда этого требует развитие сюжета. Для меня этот опыт стал своеобразным «искусством фуги» – упражнением на развитие полифонического мастерства. Конечно, влияние Баха в этом сочинении очевидно. Не случайно последняя фуга написана на тему BACH (си бемоль, ля, до, си бекар), которую, в отличие, например, от Шумана, я использую «в чистом виде», без добавления каких-либо нот.

Однако главным в этом сочинении является содержание, а не формальная сторона. По содержанию оно, как и другие мои сочинения, – музыкальные и не только, посвящено Христу. И я хотел бы, чтобы у слушателей прежде всего возникал образ Спасителя и событий из Его жизни, когда они соприкасаются с этой музыкой.

Скоро у каждого из нас появится возможность прикоснуться к музыкальной душе христианства и встретить светлый праздник Пасхи, вдохновляясь духовными музыкальными произведениями в исполнении талантливых солистов и музыкантов.

Автор: Ольга Нестерова


Автор:Ольга Нестерова