Оглавление
4#2002

Историко-археологические достопримечательности Самарской Луки

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2002 (октябрь)

Самарская Лука Волги является уникальным уголком Поволжья не только благодаря своим природно-географическим особенностям. Дополнительный колорит ей придают многочисленные археологические памятники разных эпох, сконцентрированные в ее пределах. Особую группу среди них составляют древние крепости-городища. Они сооружались на мысах гор или возвышенных плато с крутыми склонами и опоясывали ее от слияния реки Усы с Волгой на севере до максимального сближения их на юге вблизи поселка Междуреченск. Наибольший интерес представляют те из них, которые подвергались археологическим исследованиям и по которым получена историческая информация об их обитателях, не известных нам по письменным источникам.

Ров и вал городища на горе Белой

Ров и вал городища на горе Белой

Если плыть по Волге вниз по ее течению, то с правой стороны после слияния с ней р. Усы будет видна Задельная гора, венчающая северо-западную оконечность Жигулей. Название ее происходит от старинного выражения «за делью», т.е. «за бортью». «Борть» – место добычи меда диких пчел. На высоком труднодоступном мысу, образованном Волгой и оврагом, поперек него, обнаружены два вала и два рва перед ними – остатки оборонительных укреплений. Деревянные стены не сохранились. Рвы образовались вследствие выемки грунта для насыпи вала. За прошедшие столетия их вид, конечно, изменился. Валы имеют сглаженную форму, и земля с них оплыла во рвы, которые не имеют уже былой глубины. Искусственные линии укреплений создавались с напольной стороны, откуда неприятелю легче всего было проникнуть в крепость. С других сторон, серьезное препятствие для нападающих представляли крутые склоны мыса горы, на котором располагалось городище. При археологическом обследовании площадки городища выяснено, что она заселялась первоначально в начале II тысячелетия до н.э. и повторно в середине I тысячелетия до н.э. То население, которое жило на Самарской Луке в эпоху бронзы (по археологической терминологии население вольско-лбищенского типа памятников), видимо, находилось в иноэтничном враждебном окружении, иначе трудно объяснить расположение их поселений на высоких труднодоступных мысах. Как предполагает самарский археолог П.Ф. Кузнецов, оно являлось создателем первых укрепленных поселений в лесостепном Поволжье, хотя внешне следы их укреплений в настоящее время не улавливаются. Повторное заселение площадки городища происходило в середине I тысячелетия до н.э. Самарская Лука явилась островком жизни уже для другого населения, в иную историческую эпоху. Оно построило ряд городищ на Самарской Луке, которые являлись для него временным убежищем в случае опасности. Археологи называют его населением белогорского типа памятников и относят его к южному варианту ананьинской культуры.

Оно жило в изоляции от своих родственников, живших севернее, за пределами Самарской области. Население ананьинской культуры признается учеными в числе непосредственных предков народов финно-угорской языковой группы (мордвы, марийцев, удмуртов, коми). С VI в. до н.э. степные просторы Поволжья и прилегающая лесостепь стала зоной кочевий скотоводов, освоивших верховую езду на лошади, и сплоченные маневренные кочевники, легкие на подъем, стали постоянной угрозой для оседлого населения, которое подвергалось грабежу и захватывалось в плен для дальнейшей продажи в рабство в южные страны. Воинственные кочевники проникали по широкой пойме Волги далеко на север, вплоть до реки Камы. Поэтому местное население вынуждено было отойти от ее берегов в более безопасные лесные районы. Покинуло волжские берега на Самарской Луке и население белогорского типа памятников, не позднее конца V века до н.э.

Царев курган

Царев курган

Ниже по течению, на левом берегу Волги, вблизи впадения в нее реки Сок, одиноко возвышается овеянный легендами Царев курган. У его подножья вдоль реки вытянулся поселок Волжский, бывшее село Большая Царевщина. Необычная куполообразная форма кургана наводит на размышления о рукотворности этого памятника природы. Название горы (ранее курганами русское население называло одиночные холмы или горы), скорее всего, происходит от ее величественного вида на фоне окружающей местности, он как бы «царит» над ней. К сожалению, Царев курган не дожил до наших дней в своем первозданном виде. И виной всему человек. Первоначально его камень использовали в конце XIX века для постройки железнодорожного моста через Волгу, что привело к появлению трех искусственных обнажений с трех его сторон. В середине 50-х гг. XX века его высота составляла около 80 метров. Но половина его высоты была уничтожена разработкой камня для строительства Куйбышевской ГЭС. Планы по восстановлению первоначальной формы этого оригинального памятника природы пока не реализованы.

Но Царев курган является памятником не только природы, но и древней истории. Неоднократные археологические исследования позволили определить, что его вершина неоднократно заселялась в древности. Самые первые поселенцы, население вольско-лбищенского типа памятников, использовали Царев курган с неприступными крутыми склонами как крепость еще в начале II тысячелетия до н.э. С этой эпохой связаны находки не только фрагментов глиняной посуды, но и бронзовых предметов.

Вторично вершина Царева кургана использовалась как укрепленный пункт в эпоху раннего железа (по археологической периодизации) населением белогорского типа памятников. И вновь Царев курган заселяется в первые века нашей эры, как считает археолог Самарского областного краеведческого музея Д.А. Сташенков. Это было население, мигрировавшее из лесостепного Подонья. Судя по традициям изготовления глиняной посуды, это было смешанное славяно-скифское население. Впоследствии, к середине I тысячелетия н.э., в лесостепное Поволжье пришла не одна, а несколько переселенческих волн славянского населения (археологи называют его населением зарубинецкой культуры).

Недалеко от плотины Куйбышевской ГЭС, рядом с пристанью г. Жигулевска, возвышается гора, называемая Лысой. Так называют горы, склоны которых, точнее отдельные их участки, лишены растительности. На вершине Лысой горы, в узком месте плоской площадки с напольной стороны, имеется тройная линия из валов и рвов, остатков бывших оборонительных укреплений. Создателями этого городища, служившего им временным укрытием от врагов, являлось население белогорского типа памятников.

Гора Белая

Гора Белая

Ниже по течению, также на правом берегу Волги, но в двух километрах от ее современного русла, между селами Подгоры и Гаврилова Поляна, высится Белая гора, подножье которой спускается к  Каменному озеру, старому руслу Волги. Высота ее над уровнем Волги - 180 м. Склон ее узким гребнем спускается в сторону реки. Верх горы сложен из гипсовых пород, и его обнажения белого цвета дали ей название.

С напольной стороны ее мысовидного выступа от оврага к противоположному склону, выходящему к пойме р. Волги, тянется ров и вал. По названию этой горы (белогорский тип) археологами поименовано население строителей ряда городищ в нагорной части Самарской луки в середине I тысячелетия до н.э. После его ухода ее заселило другое, называемое археологами населением городецкой культуры. Предполагается, что оно пришло на Самарскую Луку примерно в IV – III вв. до н.э. из пензенского Посурья. На Белой горе обнаружены немногочисленные фрагменты глиняной посуды этого населения, жившего небольшими родовыми поселками вблизи Волги и укрывавшегося в городищах во время опасности, постоянно исходящей из беспокойной степи. Следы его небольших поселений обнаружены вблизи русла реки Самары, на песчаных дюнах, даже в южных районах Самарской области, что кажется удивительным. Возможно, они основаны насильственно переселенными пленниками для обслуживания нужд кочевников.

На левом берегу Волги в черте города Самары между поляной им. Фрунзе и пос. Управленческий, вблизи Коптева оврага, расположена известная многим самарцам пещера Братьев Греве. Она находится на высоте 30 м от уровня Волги. Гимназисты братья Греве обнаружили и описали эту пещеру в 1904 г. Входной грот имеет высоту 5–6 м и ширину 6–8 м. Она имеет потолок в виде свода и ровное дно.

Из грота в глубь пещеры идет узкий лаз длиной 10 м. Его площадка подвергалась исследованию археологами. Были обнаружены бронзовые нож, украшения, нашивки к одежде, изготовленные из кости наконечник стрелы и игла. Также найдены кремневые наконечники стрел, ножевидные пластины и бусины. Отмеченные предметы позволили определить время посещения грота пещеры людьми примерно в XVIII - XVII в до н.э. К этому же времени, видимо, относится и единственный фрагмент глиняного сосуда населения вольско-лбищенского типа памятников. Состав находок позволил сделать предположение, что грот пещеры являлся не постоянным местом обитания людей в эпоху бронзы. Пещеры использовались для этой цели ими гораздо в более ранние эпохи. Пещера посещалась периодически для совершения жертвоприношений, т.е. она являлась древним святилищем.

Пещера Братьев Греве

Пещера Братьев Греве

Для совершения религиозных обрядов люди всегда стремились выбирать укромные места, каковыми и являлись пещеры. На вершине горы, в которой находится пещера братьев Греве, археологи обнаружили городище, получившее наименование по названию ближайшего оврага – Коптевское. Оно использовалось как временное убежище населением белогорского типа памятников в середине I тысячелетия до н.э.

Также в черте города, но уже в современном его географическом центре, вдоль Волги, обнаружено самое древнее известное поселение людей на территории Самарской области. Оно обнаружено в устье оврага Подпольщиков, вблизи ЦПКиО. Этот участок неоднократно изучался археологами, и было установлено, что он заселялся людьми от эпохи позднего палеолита до эпохи бронзы. Сезонные стоянки древних людей датируются примерно XII – XI тысячелетиями до н.э., на них обнаружены каменные орудия труда. В 1985 году самарский археолог Л.В. Кузнецова выявила там мастерскую по их изготовлению. Люди жили в устье оврага Подпольщиков и после отступления ледника, в эпоху мезолита, которая наступила примерно 10 тысяч лет назад. В том же микрорайоне они селились в середине II тысячелетия до н.э., в эпоху бронзы. Это было население срубной культурно-исторической общности (названо по традиции хоронить своих сородичей в срубах – домах умерших).

Наиболее удаленным от берега Волги археологическим памятником, являющимся одним из наиболее достопримечательных на Самарской Луке, является городище, существовавшее на горе Ош-Пандо-Нерь, расположенной в живописной местности примерно в двух километрах к западу от мордовского села Шелехметь. С языка мордвы-мокши ее название переводится как «город на мысу горы». Гора по форме напоминает утюг, который острым клином выдается из горной гряды. Ее склоны крутые, а вершина имеет уклон в сторону мыса, на котором была расположена крепость с воротами для проезда в нее через оборонительные стены с напольной стороны. У местного населения с этим городищем связано несколько легенд. По одной из них, в крепости на горе жила мордовская царица Анна Патерь (Патей) и ее дружина. В другой легенде говорится, что оно являлось речным портом, и к нему был прорыт канал от Волги, а для крепления якорей кораблей в камень на склоне горы, обращенным в сторону реки, было вбито кованое кольцо размером с колесо. Последний раз его якобы видели в начале 50-х годов прошедшего столетия. Согласно третьей легенде, у обитателей городищ была сеть подземных переходов, ведущих к воде и пристаням. Возможным поводом для ее возникновения послужила пещера, расположенная у подножия горы. Археологическими исследованиями было установлено, что городище принадлежало населению именьковской культуры, в котором оно укрывалось во время опасности. В низине вблизи горы обнаружены два его поселения. Население именьковской культуры в V – VII вв. занимало лесостепное Поволжье от Камы на севере до Самарской Луки на юге. Установлено, что оно являлось потомком славянского населения, переселившегося в первые века н.э. на его территорию из первоначального ареала расселения славян в Поднепровье через лесостепное Подонье по притокам больших рек. Экспансия тюркоязычного населения в конце VII века с территории возникшего перед этим Хазарского каганата вынудило славянских первопоселенцев вернуться в лесостепное Поднепровье, на родину своих предков.

Гора Ош-Пандо-Нерь

Гора Ош-Пандо-Нерь

Немного выше по течению Волги от пристани Винновка возвышается мыс, поименованный «Каменной козой», крутым уступом обрывающийся к реке. Он расположен между оврагами. Поперек его тянется вал в форме кокошника со рвом. Археологические исследования определили, что площадка городища заселялась, по крайней мере, четыре раза в разные исторические эпохи. Первый раз она использовалась населением белогорского типа памятников в середине I тысячелетия до н.э. Вслед за ним ее населяли представители городецкой культуры, а в середине I тысячелетия н.э. в крепости укрывалось население именьковской культуры, которое, видимо, и совершило подсыпку вала до 4-х метров высоты. Ранее он явно был выше. В конце I тысячелетия н.э., судя по обнаруженной глиняной посуде, на городище обитало население, пришедшее из Приуралья. Самарская лука явилась южной окраиной Волжской Болгарии, государства, возникшего из разноэтничного союза, возглавленного тюркоязычными болгарами. На городище обнаружена посуда, изготовленная ее ремесленниками на гончарном круге, горнового обжига. Государство погибло под ударами монгольских войск в 1236 году.

Пользуется известностью на Самарской Луке мыс Лбище, расположенный примерно в 1,5 км к юго-западу от одноименного села. Он получил наименование вследствие того, что он как бы нависающим лбом выдается к Волге, круто обрываясь к ней. На широкой его площадке, образованной оврагами, была сооружена крепость со сложной фортификацией. Две линии оборонительных валов и рвов соединяли концы оврагов, образуя ее замкнутое пространство. Внутренний вал ее крепостных стен имел дугообразную форму и 11 выступов-бастионов. Самый крупный из них располагается в его центре. Ближе к краям ее их размеры уменьшались. На них, видимо, стояли башни для флангового обстрела.

Первоначально мысовая площадка городища была занята населением городецкой культуры в конце первого тысячелетия до н.э. Но авторами мощной фортификации городища являлось славянское население, поселившееся на мысу Лбище в IV веке н.э. Оно же построило крепость сходной фортификации, обнаруженную в 2,5 км к юго-западу от поселка Междуреченска. У нее было 9 выступов-бастионов из вала с напольной стороны. Городище имело четырехугольную форму с размерами примерно 600 на 400 метров. Оба городища аналогичны друг другу по топографии расположения и занимали наиболее возвышенные участки берега Волги. Площадка Междуреченского городища заселялась неоднократно. Сперва, в начале II тысячелетия до н.э., населением лбищенско-вольского типа памятников, которое, возможно, укрепило свое поселение оборонительной линией с напольной стороны. Второй раз на ней обитало население городецкой культуры. Затем славянские мигранты создали дошедшую до нас фортификацию в IV веке н.э. Очередной раз городище использовалось волжскими болгарами в Х – XIII веках. Оно было их форпостом на стратегически важном участке, позволявшем контролировать «переволоку» из Волги в р. Усу в месте их наибольшего сближения. В период существования Золотой орды, государства, созданного монголами на завоеванных землях Восточной Европы, на площадке городища жило подневольное население из покоренных народов, насильственно переселенное на Самарскую Луку. Оно состояло из русских, мордвы и волжских булгар и обслуживало завоевателей, поставляя им ремесленную продукцию и обеспечивая бесперебойную работу переправы через Волгу и волока из нее в р. Усу и обратно. В этот период истории поселение, видимо, не имело оборонительных стен, так как монголы запрещали их иметь. Они полагали, что крепости строят только трусы, боящиеся открытого боя. Возможно, это связано с более прозаичными причинами: из опасения восстаний против центральной власти.

Отмеченные археологические памятники в комплексе отражают все периоды древней и средневековой истории не только Самарской Луки, но и всей Самарской области. Топографически они локализованы в тех местах, которые и сами по себе являются своеобразными природно-географическими достопримечательностями.

Александр Расторопов,
кандидат исторических наук