Оглавление
3#2014
Оглавление
Здравоохранение
История
Образование
Портрет
Репортаж
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Туризм в Самарской области
Юбилей

Патриотизм в традиции русской культуры

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2014 (октябрь)

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам?..
                                          М.Ю. Лермонтов 

Федулова Марина Васильевна

Что представляет собой патриотизм и как его «воспитать», привить, вложить в подрастающее поколение? Как преподать урок любви к Родине, к своему народу, к своей культуре?

Марина Васильевна Федулова, директор Самарского хореографического училища,  рассказывает о тех нравственных качествах, которые в первую очередь характеризуют патриота. «Это человек, имеющий уважение к стране, в которой родился, вырос, получил образование и воспитание в тех традициях, которые присущи его государству. Это тот, кто с детских лет впитывает «правила жизни» и нормы поведения, традиции своей нации и несёт их через всю жизнь, сохраняя, защищая и передавая следующему поколению. Порой проникновение этих установок происходит неосознанно, через окружающую среду, семью, книги, спорт, религию и другие социальные институты. Но всё чаще приходит понимание того, что патриотическое сознание необходимо формировать сознательно и целенаправленно».

В прошлом – преподаватель истории, она благодарит судьбу за предоставленную возможность заниматься тем делом, которое не только вдохновляло и давало ответы на многие поставленные вопросы, но и объясняло причины событий, происходящих в стране и в мире. Ведь именно обращение к прошлому, ретроспективный взгляд на становление общества, изучение исторических фактов позволяют объяснить многие проблемы современности. С багажом знаний, накопленным за 25 лет педагогической деятельности, она воспитывает новое поколение особенных детей, призвание которых так тесно связано с продолжением традиций русской культуры.

Патриотизм в традиции русской культуры

Балет в России – визитная карточка страны и русского искусства ещё с начала XX века. Поэтому само существование хореографического училища является продолжением традиций русской культуры. Театр без своей школы артистов невозможен. И состоявшийся в этом году первый выпуск артистов балета Самарского хореографического училища обеспечил преемственность поколений, унаследовав культуру, обогатив её и открывая зрителю это великое наследие искусства.

Сегодня, в год столетия с начала Первой мировой войны, особенно актуализируются вопросы патриотического воспитания. Познание корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы и неразрывности с ней – это лишь исторический аспект необходимого воспитания. Духовно-нравст-венный же включает развитие высокой культуры и образованности, осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни.

Всё большую ответственность за становление патриотической личности возлагают  на образовательные учреждения. И в этом плане воспитанники Самарского хореографического училища находятся в более выгодной позиции по сравнению с другими учреждениями.

Марина Федулова: «На наших детей возлагается достаточно серьёзная миссия. Мы стараемся закладывать в них понимание того, что они сами являются носителями культуры, начиная от профессионально-этических норм поведения, позиционирования себя в обществе и заканчивая тем, как студенты выстраивают отношения с людьми и миром. Артисты балета несут свой внутренний мир через пластику, демонстрируют, каким образом искусство может влиять на происходящее в окружающей действительности. Ведь всё, что они танцуют,  это – о добре и зле, о верности и предательстве, о любви, дружбе и о многих других категориях, которые построены на чувствах или человеческих отношениях. Через музыку и визуальный ряд зритель, в свою очередь, понимает и разделяет хорошее и плохое. Он становится соучастником этого действа, обретая знание, которое можно назвать нравственным законом. Этот закон нигде не прописан, но он существует как догма, передаётся из поколения в поколение и впитывается в том числе через приобщение к искусству».

Патриотизм в традиции русской культуры

На сегодняшний день никто из учёных не дал чёткого алгоритма действий в воспитании патриота и не ответил на вопрос, как же прививается культура. Но совершенно точно можно сказать, что атмосфера, в которой растёт и обучается ребёнок или молодой человек, закладывает фундамент мировосприятия, проясняя ожидания общества от его действий, указывая ценностный ориентир на долгом жизненном пути.

Поэтому с первого же дня встречи будущих студентов Самарского хореографического училища со своими педагогами они погружаются в среду профессионального учреждения культуры. Первое сентября проходит в Колонном зале театра оперы и балета, в красивой праздничной обстановке, которая указывает на уникальность собравшихся людей, принимающих возложенную на них миссию – посвятить жизнь служению Отечеству в сфере искусства.

С&Г: Как же выстроен образовательный процесс в училище?

М.Ф.: Процесс освоения программы балета включает в себя не только практическое изучение классического танца у станка, но и мощный блок гуманитарных предметов: история искусства, история театра, история хореографии, теория музыки, изобразительное искусство, основы духовного развития народного искусства. Становление профессионалов в сфере балета определяет в большей мере культурная парадигма. Поэтому основополагающими являются гуманитарные дисциплины. Мировая художественная культура, литература, история – основные менталитетообразующие предметы, которые структурируют мышление, формируют  мировоззрение, помогающее в понимании мира, места в нём человека.

В Самарском хореографическом училище как ни в каком другом образовательном учреждении сильна связь между культурой и образованием. Здесь цели образования есть цели культуры. А определённая степень свободы в организации учебного процесса, например выборе дополнительных дисциплин и часов их изучения, даёт педагогическому коллективу исключительную возможность выпускать из стен училища состоявшихся личностей, наделённых духовным наследием своей нации, чувством собственного достоинства, гордости за достижения своей Родины.

Автор: Ирина Киселенко


Автор:Ирина Киселенко