Оглавление
3#2014
Оглавление
Здравоохранение
История
Образование
Портрет
Репортаж
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Туризм в Самарской области
Юбилей

С чего начинается Родина... Художественно-эстетический образ осознанного патриотизма

— Кинель

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2014 (октябрь)

Так с чего же начинается для маленького гражданина Родина? Заведующая детским садом «Золотая рыбка» СП ГБОУ СОШ №10 города Кинеля Лариса Геннадьевна Кузнецова твёрдо уверена, что Родина начинается с осознания собственной сопричастности! Великое чувство с неведомым пока ребёнку названием «патриотизм» берёт исток от самой первой, самой глубокой и безусловной любви – любви к матери. «Это моя мама!» – гордо заявляет всему миру ребёнок, держась за материнскую руку, и, подрастая, постепенно осознаёт себя сопричастным огромному миру вокруг, начиная с собственной семьи, своего дома, улицы, детского сада, школы. И однажды с такой же любовью и гордостью он скажет: «Это моя Россия!»

Кузнецова Лариса Геннадьевна

Детский сад Лариса Геннадьевна возглавляет только год, до этого она работала учителем, педагогом-организатором в средней школе. Потому главной задачей любого воспитательного учреждения считает формирование в нём культурно-образовательной среды. С директором школы, Еленой Владимировной Ивановой, их связывает многолетний совместный педагогический опыт работы, редкостное взаимопонимание и чисто человеческое доверие. Они не просто коллеги и сотрудники, они единомышленники! Именно поэтому их структурное подразделение единодушно выбрало художественно-эстетическое и патриотическое направление образования. И если необходимость культурного образования в дошкольных и младших школьных учреждениях не вызывает никаких противоречий, то патриотизм всё же чувство взрослое, да и не «вещь в себе»! Как преподать малышам любовь к Родине без пафоса и патетики, простыми и доступными для детского понимания средствами?! Всегда и везде неравнодушные и творческие люди притягивают, будто магнитом, себе подобных! Нашлись у молодого руководителя социальные партнёры – АНО МОЦ «Школа-Музей-Культура» во главе с неутомимым деятелем просвещения – Ольгой Станиславовной Титковой. Своей целью работники музейно-образовательного центра считают приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и раскрытие перспектив гуманизации образования в целом. В этом году их «Программа патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста «Моя Родина – РОССИЯ» заняла l место на Всероссийском конкурсе авторских молодёжных проектов. Образовательная методика, которую предложили Ларисе Геннадьевне Кузнецовой, открывает ребёнку окружающий мир через картину и идеально подходит для восприятия даже воспитанникам младших групп детского сада. Ольга Станиславовна Титкова:

Безусловно, визуальная среда влияет на формирование личности ребёнка. Потому так важно формировать духовно-нравственные и эстетические основы личности у детей, максимально используя развивающие и воспитательные возможности лучших произведений мировой живописи. Программа рассчитана на три года обучения. Тема первого года – «Природа в картинах русских художников. Времена года». Второго – «Жанры живописи», которая уже включает в себя практическую часть – занятия изобразительным искусством. И программа третьего года – «Рассказы о художниках» – позволяет малышам познакомиться не только с работами и биографиями великих живописцев, но и прикоснуться к истории, получить представление о нравах, быте и культуре того времени, в котором творил художник. Завершает программу итоговое мероприятие – «Художественная галерея». Именно в нём вчерашние наши малыши реализуются уже творчески осознанно. У нас в штате работает психолог. Каждый год мы проводим тестирование. Результаты тестов, рисунки и всё, что касается каждого ребёнка, бережно хранится в процессе работы. Презентация детьми «Художественной галереи» показывает личностный рост каждого ребёнка. В тех образовательных учреждениях, которые работают по нашей программе, ни разу не было зафиксировано вандализма! Сам этот факт является наглядным результатом нашей деятельности. Но самой большой наградой за всю работу для меня стало, когда однажды в одной из школ маленький мальчик совершенно серьёзно сказал своему однокласснику: «А у меня из окна – левитановский вид!» Эта же программа, рассчитанная на учеников начального звена, работает сейчас и в школе №10 Кинеля.

С чего начинается Родина... Художественно-эстетический образ осознанного патриотизма

Один учебный год – срок небольшой, и о каких-либо великих результатах говорить пока что рано, – рассказывает Е.В.Иванова. – Но в контекст программы МОЦ «Школа-Музей-Культура» наши педагоги вводят и свои собственные регионально-тематические выставки, рассказывающие непосредственно о «малой Родине» учащихся. «Самарские пейзажи» и «Самара космическая» – это темы, рассказывающие детям о том, как красив и славен их собственный край.

Лариса Геннадьевна Кузнецова, в свою очередь, тоже партнёрскими разработками свою работу не ограничивает. У молодой, энергичной заведующей своих творческих планов и педагогических инициатив не перечесть! Помимо организационных и хозяйственных забот (от которых, увы, никуда не деться!) реорганизации требует и сам стиль работы с детьми. Поэтому приходится разрабатывать и вводить в программу детского сада интерактивные игры, квесты.

Основной опорой Ларисы Геннадьевны во всех её начинаниях, конечно же, стал её собственный коллектив. «Коллектив мне достался очень сильный, слаженный! – хвалится она. – Работаю в удовольствие! Старший воспитатель, традиционно правая рука заведующей, Ольга Васильевна Арискина, оказывает мне большую поддержку. Нам очень повезло с музыкальным руководителем – это Екатерина Александровна Платовская, – и хореографом, Татьяной Васильевной Чекмарёвой. Особое место в коллективе занимают наши ветераны – это Людмила Юрьевна Комиссарова и Клавдия Валерьяновна Майорова. У них обеих стаж работы более сорока лет! Кинель – город небольшой, и бывает, что бывшие воспитанники приводят к своим бывшим воспитателям уже своих детей. Как к родным бабушкам… Из молодёжи мне очень хочется отметить Ольгу Михайловну Зайцеву и Оксану Александровну Моткову! За внешней скромностью и даже застенчивостью Ольги прячется большой педагогический дар – она уникально чувствует каждого ребёнка, а Оксана взяла на себя всё техническое и интерактивное обеспечение обучения и развития наших детей!»

С чего начинается Родина... Художественно-эстетический образ осознанного патриотизма

Есть у Ларисы Геннадьевны Кузнецовой ещё одна задумка, как помочь детям с ограниченными возможностями здоровья получать полноценное дошкольное образование наряду со своими здоровыми сверстниками. Именно сейчас её детский сад готовит эксперимент. С ребятами, которые не могут посещать сад по состояния здоровья, воспитатели будут работать с помощью веб-камеры, и больной ребёнок, пусть виртуально, но всё же сможет обучаться вместе с другими детьми. Ещё один урок малышам – урок неравнодушия. И если разобраться, то неравнодушие – это тоже сопричастность. Так может, воспитание чувства патриотизма у детей начинается с отношения тех взрослых, что рядом, к происходящему вокруг?! В таком случае воспитанникам детского сада повезло! Вместе с художественными образами Родины и культурно-эстетическими основами они ежедневно получают наглядный пример осознанного и деятельного патриотизма своих педагогов!


Автор: Елена Яшина


Автор:Елена Яшина