Оглавление
6#2003 – 1#2004
Оглавление
Среда обитания

Загадки дома Курлиной

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 6#2003 – 1#2004 (декабрь-январь)

Многим жителям Самары хорошо известен дом на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе (бывших Алексеевской и Саратовской). Построенный в новом стиле, дом Курлина ознаменовал начало модерна в Самаре. Новизна особняка поражала взоры современников. Отголоском этого можно считать упоминание его А.Н. Толстым в романе «Хождение по мукам»: «...Толпа сворачивала с Садовой на Дворянскую мимо нелепо роскошного, выложенного зелеными изразцами, особняка Курлиной». И он был действительно роскошный. В 1902 году, еще недостроенный, оценивался в 18,5 тысяч рублей, тогда как средняя стоимость «богатого дома» в Самаре составляла 5-6 тысяч рублей.

Дом Курлиной

В 2003 году дому Курлина исполняется 100 лет. И все эти годы он овеян многочисленными, иногда противоречивыми, легендами, связанными и с историей семьи, и с историческими событиями города.

Александр Георгиевич Курлин (1870 – 1914) являлся представителем одного из самых крупных купеческих кланов Самары. Его отец Георгий Иванович Курлин вместе с братьями прибыл сюда в 1870-е годы из Уральска, где служил в уральском казачьем войске. Сразу же определился в купечество I гильдии и вошел в число крупнейших торговцев салом и хлебом.

Семейство Курлиных было весьма многочисленным. Потомки по линии Ивана – старшего сына Георгия Ивановича, до сих пор живут в Англии и Австралии. В семье сохранилось предание, что именно дочери Ивана Курлина упомянуты в романе А.Н. Толстого.

Александра Павловна Журавлева и Александр Георгиевич Курлин

Наиболее известным в Самаре стал младший сын – Александр Курлин. В середине 1880-х годов он окончил гимназию, а затем Московский университет. Продолжая дело отца, занимался хлебной торговлей, стоял у истоков создания одной из крупнейших в России хлебной биржи и в течение нескольких лет был ее председателем. В 1910 году его портрет был выставлен в помещении самарской биржи как дань уважения. Александр активно занимался благотворительностью, являлся попечителем многих благотворительных учреждений: коммерческого училища, училища для слепых детей, городского шестиклассного училища и др.

В 1893 году он обвенчался с 17-летней купеческой дочерью Александрой Павловной Журавлевой. И через несколько лет для своей красавицы жены построил необычный для Самары того времени особняк, который так и вошел в историю под названием «дом Курлиной». До сих пор существует легенда, что лепное изображение изящной женской головки на фронтоне фасада над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара отражает образ прекрасной хозяйки – Сандры Курлиной.

Парящая нимфа на потолке будуара

Проект дома принадлежал архитектору А.У. Зеленко (1871 – 1952). В 1897 году он приехал в Самару и проработал до 1900 года, в частности, и в должности городского архитектора. В Самаре по его проектам построено несколько зданий, но особняк Курлина – самая талантливая из всех построек. Именно в нем были заложены все программные установки стиля модерн – красота, полезность, целесообразность.

Красоту объемного построения особняка обогащает его декоративное убранство. Зеленко широко использует новый отделочный материал – цветную изразцовую плитку. Голубая блестящая плитка прекрасно гармонирует по цвету с матовой побелкой цоколя и зелеными вставками из фактурных изразцов. Архитектор вводит в оформление фасада и лепной орнамент: женская головка на фронтоне и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном.

Неповторимость облику здания придают металлические решетки в виде стилизованных крыльев бабочки, стрекоза на крыше и ажурные ворота-бабочка.

Внутреннее пространство организовано по характерной для модерна центричной планировке. Вокруг холла группируются все комнаты первого этажа: парадная гостиная, столовая, малая гостиная, кабинет и будуар. Помещения второго этажа меньших размеров и имеют подобную планировку.

Каждая из комнат несет свой образ. Оформление большой парадной гостиной, где проводились музыкальные и танцевальные вечера, настраивает посетителей на веселье. Оно наполнено воздухом и светом. Огромные окна, почти сплошь покрывающие плоскости двух стен, как бы связывают его с городской средой. Ощущение изменчивости и подвижности вызывает лепное убранство потолка и стен – орнамент из столь любимых модерном орхидей. Длинные, свисающие с потолка на стены цветочные стебли словно колышутся от дуновения ветра.

Парадный зал соединяется с соседней столовой. Эта комната кажется более камерной. Гротовая штукатурка, потолочные балки, заканчивающиеся масками мифических божеств, зрительно уменьшая помещение, придают ему некую холодность. Однако теплый колорит панели стен из плитки и камин создают ощущение уюта.

С противоположной стороны холла – кабинет и будуар. Декоративное убранство кабинета отличается строгостью. Четкий ритм деревянных кессонов по периметру потолка, геометрический рисунок потолка и паркета задает обстановке тон деловитости.

Оформление будуара более интимно – витраж на окне и живописная картина над дверью, и сама дверь с зеркальным стеклом, и цветочный рисунок паркета, созвучный лепному декору потолка. Фантастическое переплетение длинных гибких стеблей орхидей по периметру стен и потолка обрамляет парящую женскую фигуру с золотым веночком на груди, окутанную тонким прозрачным покровом в виде крыльев бабочки.

Удобства и комфортабельность дома были обеспечены инженерными коммуникациями. В год постройки он сразу же был подключен к городскому водопроводу. Имел современную калориферную систему отопления. Все комнаты освещались электричеством. Хозяева стали также одними из первых абонентов телефонной станции.

Дверь с зеркальным стеклом

Курлины прожили в доме 15 лет. Они были гостеприимными хозяевами. Любили музыку, различные концерты и спектакли, часто устраивали в особняке музыкальные вечера для своих друзей и даже приглашали заезжих артистов. В 1909 году здесь побывал Федор Шаляпин. Он приезжал в Самару с единственным концертом, и после выступления в цирке-театре «Олимп» Александра Курлина пригласила его на ужин.

Судьба семьи сложилась драматично. А.Г. Курлин в 1908 году был признан недееспособным «по причине душевной болезни». Умер в 1914 году в возрасте 44 лет. До последнего времени существовала легенда, что после 1918 года, потеряв все свое богатство, Александра Курлина уехала за границу. Но, как оказалось, все эти годы она жила в Москве, в обычной коммунальной квартире на улице Месковского у ресторана «Прага». Умерла в 1970-х годах. Похоронена в Москве на Востряковском кладбище. Перед смертью она отдала своей соседке по коммунальной квартире (дочери последнего губернатора Одессы) личную печать Александра Георгиевича Курлина из горного хрусталя – все, что осталось у нее от былой красивой жизни. В 1990 году этот предмет был передан в дар нашему музею.

А кем же были последующие обитатели особняка?

Летом 1918 года Самару заняли белочехи, и именно в этом доме разместилась белочешская контрразведка. В подвале был устроен застенок, где держали арестованных и даже производили расстрелы. С тех времен остались надписи на стенах и выбоины от пуль. В середине 1920-х годов в доме располагалось три организации: самарский губернский отдел труда, музей охраны труда и гигиены и биржа труда. В 1929 году здание передали детскому саду. С 1941 по 1943 годы в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев здание занимало Посольство Королевства Швеции.

В 1943 году в дом Курлиной вернулся детский сад. Решением горисполкома 1973 года особняк был передан областному музею краеведения. Теперь «Усадьба Курлиных» – объект исторического и культурного наследия федерального значения.

В 1999 году под надзором Управления охраны памятников истории и культуры начались реставрационные работы. Разработан проект комплексной реставрации особняка и усадьбы в целом, с восстановлением приусадебного садика.

Надо сказать, что в ходе реставрации дом преподносит новые загадки и открытия. Например, под слоем цемента на полу террасы второго этажа была обнаружена подлинная декоративная плитка, а при расчистке стен в бывшей столовой найдены два декоративных пояса плитки по периметру потолка, которые делают интерьер зала еще более интересным.

Конечно, все работы требуют достаточного финансирования, поэтому реставрация продвигается медленно. Но музей работает и ждет посетителей. Ведь только здесь можно попасть в пленительное царство модерна – царство красоты.

Ирина Крамарева,
Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина