Оглавление
1#2015
Оглавление
История
Качество и конкурентоспособность
Культура Самарской области
Образование
Поколение
Репортаж
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Туризм в Самарской области
Юбилей
Благотворительность

Оценка качества образования: системный подход

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2015 (апрель)

Наша задача – дать системе образования новое качество при сохранении лучших традиций (Владимир Пылёв).

Владимир Пылёв

Одним из приоритетов национальной образовательной политики является развитие системы оценки качества образования. Для успешного управления образованием необходимы объективные данные о состоянии системы образования на различных уровнях, о тенденциях её развития.

В настоящее время разработка подходов к оценке качества образования в России и за рубежом осуществляется, прежде всего, через систему национального, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках национального экзамена (например, ЕГЭ в России), а также посредством научно-практических разработок (проектов), осуществляемых как на национальном, так и на региональном уровнях. В рамках вышеозначенных тенденций и в соответствии с документами федерального уровня осуществляется развитие системы оценки качества образования и в Самарской области.

В частности, осуществляется развитие системы государственно-общественного управления образовательными учреждениями, посредством передачи различных полномочий попечительским советам. В их числе определение критериев оценки эффективности (качества) деятельности работников (прежде всего, педагогических) образовательных организаций (на основе критериев, рекомендованных на уровне региона), а также утверждение значений показателей эффективности (качества) деятельности образовательного учреждения в целом и его руководителя в частности.

Важным этапом на пути развития региональной системы оценки качества образования Самарской области стало утверждение приказом министерства образования и науки Самарской области от 29.04.2014 № 192-од «Положения о региональной системе оценки качества». Основными принципами, заложенными в данный документ, стали:

– открытость, прозрачность процедур оценки, доступность информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
– объективность, достоверность, полнота и системность информации о качестве образования;
– реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
– инструментальность и технологичность используемых показателей;
– сопоставимость системы показателей с федеральными и международными аналогами.

Оценка качества образования должна осуществляться посредством различных процедур контроля и оценки. В их числе: государственная аккредитация образовательных организаций, государственная итоговая аттестация выпускников, контрольно-надзорная деятельность, аттестация педагогических и руководящих работников, мониторинг и экспертизы образовательной деятельности.

Вышеуказанный документ стал логичным продолжением деятельности в рамках системы оценки качества образования, осуществлявшейся в предшествующие периоды. Так, с начала 2000-х годов в Самарской области на регулярной основе проводятся такие исследования в рамках оценки качества образования, как: международные исследования (PISA, PIRLS, TIMSS), государственная итоговая аттестация в форме и по материалам ЕГЭ, мониторинговые исследования.

Сейчас на основе документов федерального уровня (Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597, Постановлений Правительства РФ от 30.03.2013 №286 и от 05.08.2013 №662, Федерального закона РФ от 21.07.2014 №256-ФЗ и др.), обеспечивается дальнейшее развитие региональной системы оценки качества образования, прежде всего, в отношении формирования независимой системы оценки качества работы образовательных организаций и процедур их самообследования.

В 2014 году в Самарской области завершена апробация модели региональной системы квалификационной аттестации (РСКА), предусматривающая проведение квалификационного экзамена по профессиональным модулям основных и дополнительных профессиональных образовательных программ при непосредственном участии работодателей в условиях реального производства или максимально приближенных к ним. Приказом министерства образования и науки Самарской области от 16.07.2014 года №229-од утверждено Положение о региональной системе квалификационной аттестации по профессиональным модулям основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения.

Распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 16.07.2014 №400-р утверждены: Перечень профессий и специальностей СПО для квалификационной аттестации по профессиональным модулям, Макет комплекта оценочных средств для оценки итоговых образовательных результатов по профессиональному модулю и Шкала перевода результатов квалификационной аттестации по профессиональным модулям.

Являясь составной частью региональной системы оценки качества образования Самарской области, РСКА обеспечивает внедрение следующих изменений:

– создание организационно-методических условий для развития сетевых форм взаимодействия профессиональных образовательных организаций (ПОО);
– обеспечение гарантированного качества рабочих программ профессиональных модулей посредством организации их комплексной экспертизы и отбора на региональном уровне;
– организация внешней, не зависимой от исполнителя образовательной услуги, оценки квалификаций и компетенций обучающихся;
– унификация процедур, методов и материалов оценки квалификаций и компетенций обучающихся в процедуре квалификационного экзамена;
– стандартизация оценочного инструментария;
– подготовка экспертов-экзаменаторов и организаторов квалификационных экзаменов для осуществления оценочных процедур;
– создание условий и регламентов для регистрации образовательных результатов по профессиональным модулям в региональной системе профессионального образования;
– создание условий официального признания освоенных обучающимися итоговых образовательных результатов, реализуемых ПОО в сетевой форме.

В результате разработано, апробировано и утверждено нормативное и организационно-методическое обеспечение РСКА, создана региональная база программ по профессиональным модулям (60 программ), разработаны комплекты оценочных средств по профессиональным модулям для использования в рамках РСКА (50 комплектов по 15 профессиям и специальностям).

Ожидаемые эффекты:

– соответствие качества подготовки кадров в ПОО квалификационным требованиям работодателей и стратегическим направлениям развития региона;
– эффективная реализация федеральных государственных образовательных стандартов;
– развитие непрерывного профессионального образования для кадрового обеспечения социально-экономического развития Самарской области;
– обеспечение академической мобильности обучающихся в условиях сетевого взаимодействия ПОО.

Три ПОО среднего профессионального образования (Поволжский государственный колледж, Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна, Тольяттинский политехнический техникум) внедрили системы менеджмента качества по стандартам ИСО, что позволяет постоянно улучшать содержание и качество подготовки обучающихся под конкретные требования заинтересованных работодателей, чётко распределить ответственность и полномочия сотрудников, обеспечить систематический мониторинг качества работы структурных подразделений и преподавательского состава, совершенствовать организацию учебного процесса, обоснованно планировать финансовые средства на развитие.

Благодаря внедрению таких систем в образовательных учреждениях создаётся полноценный внутренний инструментарий контроля и оценки качества образовательной деятельности, отвечающий современным международным стандартам и требованиям рынка труда.

Более того, изменчивость требований рынка труда и законодательства заставляет образовательные учреждения быстро перестраиваться, открывать новые востребованные специальности и экспериментировать с формами обучения, обновлять нормативную и лабораторную базу и повышать уровень компетентности преподавательского состава, обеспечивать набор учащихся. При всём этом строго соблюдать требования государственных образовательных стандартов.

Автор: Министерство образования и науки Самарской области


Автор:Министерство образования и науки Самарской области