Новости и события
Архив
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Маэстро снова в Самаре

7 и 8 декабря на сцене Самарского академического театра оперы и балета состоялся музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу». Этот фестиваль ежегодно проходит на самарской земле в память о выдающемся русском музыканте – дирижёре и виолончелисте Мстиславе Ростроповиче. Это уже восьмой фестиваль, и в этом году он посвящён творчеству Сергея Васильевича Рахманинова. Инициаторами создания фестиваля являются художественный руководитель – директор Мариинского театра Валерий Гергиев и правительство Самарской области.

Зал Самарского театра оперы и балета

В эти два дня были даны три концерта. На сцене Самарского театра оперы и балета выступил Симфонический оркестр Мариинского театра под руководством маэстро Валерия Гергиева. Солировали оркестру молодые таланты – лауреаты XIII и XV Международных конкурсов имени П.И.Чайковского – пианисты Мирослав Култышев, Даниил Харитонов и Люка Дебарг.

Как и в другие визиты, один из трёх концертов был благотворительным. За два дня были сыграны Первая, Вторая и Третья симфонии; Второй, Третий и Четвёртый концерты для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова.

Самарская публика встретила гостей полными залами и восторженными овациями. Для многих фестиваль стал ежегодным культурным событием, которое нельзя пропустить. Ведь уже несколько лет возможность прикоснуться к прекрасному миру искусства, новые впечатления, знания и яркие эмоции дарит сильнейший симфонический коллектив под руководством Валерия Абисаловича Гергиева.

Это уже второй визит дирижёра с оркестром Мариинского театра в Самару в этом году. «Очень важно развивать высокое искусство именно в регионах, – слова самого Валерия Абисаловича, – так считал и Ростропович, который очень любил ваш город. Поэтому проводить здесь фестиваль – лучшая форма «приношения» ему».

Валерий Гергиев отвечает на вопросы журналистов

О САМАРЕ

«Очень приятно вернуться в Самару. Мы уже хорошо знакомы и с публикой, и с Самарским театром оперы и балета. Сыграли здесь достаточно разнообразные программы за эти годы. Наверное, это уже десятки различных программ. И я думаю, что посвящение фестиваля Мстиславу Леонидовичу Ростроповичу – это не только приношение великому музыканту-виолончелисту и дирижёру, но и продолжение его традиций приобщения слушателей к лучшим образцам классической и современной музыки. Он сам был неутомим, как и его жажда музицировать. Он перемещался по всему свету, и редко кто мог выдержать такой график, который был у него. Он не только играл репертуар, но и помогал создавать новый.

ПРЕМЬЕРА

Мы сейчас тоже над этим работаем, и с ныне живущими композиторами создаём свои программы. Могу сообщить, что 26 и 27 декабря у нас будет мировая премьера – совершенно новое произведение, впервые исполняемое не в Петербурге или Самаре, а вообще в мире. По его созданию сотрудничаем, к счастью для меня и моего коллектива, с Родионом Константиновичем Щедриным. Он, уже после ухода своей неповторимой супруги Майи Михайловны Плисецкой, сумел завершить своё огромное произведение, которое мы и собираемся исполнить, и исполнять многократно, сделать большую, шикарную постановку.

РЕПЕРТУАР

Наш репертуар очень сильно обогатился. Произведения Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева довольно щедро представлены в нашей афише, и я думаю, что крайне редко какому-либо коллективу удаётся связать своё настоящее с живущей классикой. Нам же, мне кажется, удалось.

ПОДДЕРЖКА

Мне приятно отметить, что у нас замечательные отношения с руководством региона. Николай Иванович Меркушкин в этот раз присутствовал на первом концерте. Очень надеюсь, что и театр, который сегодня тщательно и красиво отреставрирован, готов к активной деятельности, к развитию сложившихся отношений в сторону театральных событий.

МОЛОДЫЕ ТАЛАНТЫ

В рамках этого фестиваля выступают три молодых музыканта. Для публики это такое же открытие, как и для них самих. Они узнают страну. Кто-то уже сыграл в двух-трёх городах, и это первые для них регионы. Они выступают перед взыскательной публикой, сопровождаемые огромным известным оркестром, это, безусловно, поможет им быстро встать на ноги. Я уверен, что их ждёт очень интересное будущее.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Глобальные перемещения оркестра Мариинского театра возможны благодаря нашим партнёрам и друзьям. Мы ещё буквально сорок часов назад выступали во Владивостоке, до этого в Пекине, Токио, Южной Корее, на Тайване, и получается, за 15 дней это уже почти как облететь весь земной шар, учитывая полёты туда и обратно.

ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ

Каждый делает то, что ему нравится. И мы все свободны в своём выборе. У меня был друг, к сожалению, уже покойный. Жил в Голландии, и занимался он на виолончели. Чем радовал, а иногда раздражал своих друзей. Например, проголодавшись невероятно, мы хотели, условно говоря, в восемь часов вечера пойти что-нибудь покушать, а он всё занимался и занимался. Речь о коллеге Ростроповиче. Звали его Слава. Я как-то ему сказал: «Ну, может, уже пойдём?» А он говорил: «Слушай, ну раз мне это нужно, значит, кому-то это тоже нужно». Вот так он оправдывал своё желание «потереть» инструменты.

Наверное, и мне это нравится. Я совсем не хочу ставить мировые рекорды и выступать с утра до ночи, но когда мне говорят, что в зале будут дети, я соглашаюсь дать дополнительный концерт. Я обошёл столько регионов и столько стран. Знаю, что обязательно надо дозировать и, может быть, делать перерывы. Но до тех пор, пока мне нравится приезжать в Самару – я, вернее мы, будем стараться это делать. Другое дело – если будет ощущение ненужности такого появления. Я не хотел бы с этим столкнуться, но если такое ощущение возникнет, я буду первым человеком, который подумает, что мы уже перебрали немножко и тут без нас обойдутся.

ПЛАНЫ

Мариинский театр – это театр глобальных масштабов, об этом можно говорить не стесняясь. Мы в ближайшие два-три месяца выступим в Нью-Йорке. Выступления запланированы и в Чили, Бразилии, Колумбии, Мексике. В Европе мы выступаем постоянно, и, думаю, не надо перечислять все страны – это почти весь мир. Наверное, нас объединяет любопытство побывать, скажем, в Словении или Хорватии с концертами, а у публики есть желание услышать и увидеть, на что способен наш коллектив. Вот такие встречи имеют место. Это сближает и нас с вами. Пока мы можем прилично выступать здесь, зрителей в зале будет много. Если мы разочаруем, кому-то покажется, что можно и пропустить наш концерт. Разочаровать ведь очень легко, для этого достаточно всего один раз не очень хорошо выступить.

ВОЗМОЖНОСТИ

Я убеждён, что такой грандиозный регион, как самарский, должен иметь свой собственный огромный детский хор. (Прим.ред. – В 2014 году тысячеголосый Детский хор России, созданный по инициативе Гергиева, принял участие в торжественных церемониях открытия и закрытия XXII Олимпийских игр в Сочи). И ничего сложного в создании подобного хора нет. Нужно усилие нескольких людей, безусловно, руководства министерства культуры региона и губернатора. Это будет способствовать очень многим здоровым и красивым явлениям в вашем городе.

Также я вижу необходимость в создании по-настоящему увлекательных и познавательных акций для детей дошкольного возраста (4-5 лет), школьников и студентов. Самым правильным, на мой взгляд, является направить все усилия именно на постановку интересных необычных спектаклей. Дети обязательно пойдут на красивые захватывающие живописные представления. Надо просто создать возможности. И это наша с вами задача. Вот моя задача, если говорить о Мариинском театре, охватить детскую аудиторию. Речь идёт, безусловно, о многих десятках тысяч детей, а если брать за небольшой промежуток времени – всего лишь два года работы, – речь идёт уже о миллионах посетителей. Такую программу для Мариинского театра я считаю правильной».

СОТРУДНИЧЕСТВО

Мариинский театр – это не только оркестр, и, думаю, назрела потребность привезти в Самару спектакль. У нас их много. Есть очень хорошие спектакли, которые можно показать. И мы очень заинтересованы в том, чтобы и региональные коллективы выступали у нас. Они, безусловно, выступают. У нас только что выступал омский симфонический оркестр, дальневосточный симфонический оркестр. Выступали казанский, екатеринбургский, кисловодский. И мы можем сделать очень многое в этом плане.

Сергей Филиппов и Валерий Гергиев

Сергей Филиппов, министр культуры Самарской области: «Концерты, которые только что прошли, начинались с того, что подходишь к театру, и, как в старое доброе время, спрашивают: «Нет ли лишнего билетика?» Поэтому я уверен, что на любом оперном или балетном спектакле Мариинского театра также будет полный аншлаг.


Текст и фото: Ирина Киселенко