Новости и события
Архив
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Тольяттинские художники отмечают 80-летие Шандора Зихермана

Тольяттинские художники отмечают 80-летие Шандора Зихермана

Сегодня, 6 апреля, исполняется 80 лет  Шандору Зихерману, выдающемуся художнику, организатору культуры в городе Тольятти. С его помощью в городе появились творческие мастерские, он способствовал появлению Лицея искусств, Тольяттинской картинной галереи. При нём и во многом благодаря ему открылось Тольяттинское отделение Союза художников России. В 1987 году Шандор Зихерман организовал в Тольятти первый российский симпозиум скульпторов.

Зихерман Шандор-Роберт Матьяшевич родился в 1935 году в г. Ужгороде. Его детство прошло в предгорьях Карпат, в городе Берегове. Первым учителем Зихермана был выдающийся украинский пейзажист И.И. Бокшай. Большое значение для определения им дальнейшего пути в искусстве имела встреча с П. Бедзиром. Первая выставка с работами Зихермана состоялась уже в 1957 г. В 1958 году, после службы в рядах Советской Армии, Зихерман поступает учиться в Львовский институт декоративно-прикладного искусства. Затем переводится в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, которое окончил в 1964 г.

Творческий путь художника связан с несколькими городами нашей страны – Пермь, где он работал сразу после окончания института, Львов, Элиста, Юрмала в Латвии. В 1972 г. переезжает в Тольятти по приглашению администрации города для организации культурной и художественной жизни. С его помощью в городе появились творческие мастерские, он способствовал появлению Лицея искусств, Тольяттинской картинной галереи. При нём и во многом благодаря ему открылось Тольяттинское отделение Союза художников России. В 1987 году Шандор Зихерман организовал в Тольятти первый российский симпозиум скульпторов.

Диапазон творческих интересов художника весьма широк: работает как живописец и график, создает монументально-декоративные росписи и мозаики, станковую и монументальную скульптуру, медали, занимается керамикой.

Его живопись декоративно-празднична, независимо от того, есть в ней чисто декоративный элемент или нет. Культура цвета поверяется мыслью, гармонией неисчерпаемой действительности — от импрессионистической палитры сложных цветов до выразительной фактурности формы, раскрывающей сущность изображения. Даже к целеустремлённому осмыслению пластического конструктивизма Зихерман приходит через познание материала, когда утончённость сложных взаимопроникновений и оттенков открывает все новые красочные задачи, глубину и подвижность пространства.

Разнообразны темы плакатов Ш. Зихермана: от мобильной и действительной агитационной формы до ярких и броских афиш и буклетов. Но чтобы не изображал художник, во всём ощущается его творческая активность, чуткое отношение к проблемам своего времени.

В скульптурных работах заметно тяготение к монументальным обобщениям, к композиционной устойчивости, даже некоторой тяжеловесности и статичности формы, но сами работы небольшого размера. Однако, первое впечатление обманчиво. При внешней сдержанности скульптура очень динамична. Экспрессия достигается фактурой материала – шамота – шероховатой, грубой, поглощающей свет. Грациозно-тяжеловесная пластика, напряжённые и плавные переливы выпукло-вогнутых поверхностей с замедленным перетеканием объёмов настраивают на волну сосредоточенности и самоуглубления. Скульптуры словно бы живут своей внутренней жизнью, полной замкнутого в себе драматизма.

Полны фантазии, своеобразной игры, метафорической яркости работы из керамики, где, варьируя простейшие формы и элементы, художник создаёт оригинальные композиции. Каждая такая декоративная форма – явление, за которым кроется загадка. Необычные ракурсы, острая нервная лепка, выполненная приёмом контурного рельефа в цвете – оригинальной авторской технологии с солями и глазурями, с применением высокого обжига. Живописность бархатистого мягкого тона с графически прорисованным ритмом контуров образуют причудливую игру света и тени, деталей и фактур при общей занимательности изображения.

Предмет особого пристрастия и любви художника – медаль. Здесь он зарекомендовал себя как мастер оттенка, жеста, гримасы, мимики. Медали Зихермана можно узнать сразу: они не для нумизматической забавы, в них озарение. Ещё студентом он обратился к широким возможностям медали, чтобы увековечить память о выдающихся событиях и личностях. Мастер прибёг к старинной технике литой художественной медали, которая предшествовала чеканной и позволяла создать особую монументальность и обобщённость рельефа. Рождаются портреты приёмом свободной лепки, сохраняющей обаяние рукотворности, с активным сопоставлением объёмов. Как правило, медали делаются двусторонними, где лицевая и оборотная стороны в смысловом отношении обогащают и дополняют друг друга.

Зихермана привлекают возможности эксперимента, свобода композиционных и пластичных решений. Однако изобразительный язык органично вытекает из содержания медали.

В 1989 году вместе с семьёй Зихерман уезжает в Будапешт. Жена Зинаида Зихерман – актриса, сын Иштван – венгерский журналист, сын Золтан. Свой переезд художник объясняет так: «В своё время в Союзе мне не давали выставляться, говорили: «Вы не русский художник». Я же не знаю ни одного человека, который был бы на сто процентов русским или мордвином. Это невозможно! Во всех нас намешано столько национальностей!». Себя называет венгерским художником русского происхождения.

Вместе с женой открыли русский театр-студию при посольстве в Венгрии.

Творчество – есть состояние души, сплав труда и вдохновения. Шандор Зихерман обладает поразительным трудолюбием и одержимостью. Художник независим в своих эстетических взглядах и умеет отстаивать их.

Увидеть работы Шандора Роберта Матьяшевича можно в виртуальной галерее на сайте МБУК «Тольяттинский художественный музей»: thm-museum.ru.