Новости и события
Архив
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

В Самарском академическом театре оперы и балета прошел вечер памяти балетмейстера Никиты Долгушина

29 марта в Самарском академическом театре оперы и балета концертом «Рыцарь танца» почтили память Никиты Александровича Долгушина (1938-2012), почти десять лет возглавлявшего балетную труппу театра.

Перед концертом в Колонном зале прошла лекция петербургского балетоведа Ольги Розановой о великом танцовщике и хореографе, который в этом сезоне отметил бы 80-летний юбилей. Лектор показала уникальные видеозаписи выступлений Никиты Долгушина, в том числе в Самарском академическом театре оперы и балета.

Кроме того, в Колонном зале театра открылась фотовыставка, посвящённая Никите Александровичу как балетмейстеру, танцовщику и театральному художнику.

Ольга Розанова во вступительном слове перед концертом отметила: «Насколько уникальным был Никита Александрович, настолько уникально и то, что вы сейчас увидите: то событие, которое устроила Самара. Знаете, в Санкт-Петербурге ни один театр, который украшал своим талантом Долгушин, – ни Михайловский, ни Мариинский, – не устроили такого пышного, роскошного праздника».

В первом отделении самарские любители хореографии увидели возвращение одноактного балета «Павильон Армиды» Николая Черепнина, который Никита Долгушин ставил в театре в 1998 году. Армиду исполнила Ксения Овчинникова; Рене – Дмитрий Пономарёв; Батиста – Артём Шалин; раба Армиды – Сергей Гаген; наперсниц царицы – Любовь Трубникова, Ульяна Шибанова, Дарья Климова; ведьм – Тимур Загидуллин, Светлин Стоянов, Никита Чебаков; арапчат – Эльвира Ахмадишина и Любовь Савукова. Дирижировал балетом Евгений Хохлов.

Второе отделение было посвящено реставрациям балетов, которые осуществил Никита Александрович. Солисты и артисты балета исполнили ноктюрн и вальс из «Шопенианы», солировали Марина Накадзима и Сергей Гаген. Хореографическую миниатюру «Калифорнийский мак» (музыка Петра Чайковского) в реконструкции Юрия Бурлаки исполнила Вероника Землякова. Она же с Кириллом Софроновым перевоплотились в Ледяную деву и Асака из «Ледяной девы» Эдварда Грига. Премьеры второго отделения – реконструкции Юрия Бурлаки: па-де-труа Феи кукол и двух Пьеро из балета «Фея кукол» (Любовь Савукова, Диего Эрнесто Кальдерон Армьен, Максим Маренин); па-де-де Феи Драже и Принца Оршада из «Щелкунчика» (Ксения Овчинникова, Игорь Кочуров) – а также совместная работа главного балетмейстера и его помощника Валерия Конькова: танец буффонов из «Павильона Армиды» (Илья Черкасов, Тимур Загидуллин, Тигран Манукян, Никита Чебаков, Павел Чернышов, Виталий Яманчев, Павел Ярков).

Третье отделение представило юбиляра как хореографа. Первым был показан фрагмент из знаменитой «Кармен-сюиты», который возобновили Александр Петров, Валентина Пономаренко, Ольга Савельева. В партии Карменситы вышла высоко оценённая в постановке Никиты Долгушина великой Майей Плисецкой Анастасия Тетченко. Хосе исполнил Кирилл Софронов. «Эпитафию» на музыку Томазо Альбинони-Ремо Джазотто исполнили Екатерина Панченко и Дмитрий Пономарёв, а хореографию возобновили Ольга Бараховская и Алексей Турдиев. Юрий Бурлака реконструировал несколько премьер третьего отделения: совместно с Ольгой Бараховской па-де-де на музыку Джоаккино Россини (Диана Гимадеева и Илья Черкасов), совместно с Валентиной Пономаренко вставное па-де-де из «Лебединого озера» Петра Чайковского (Марина Накадзима, Сергей Гаген). Концертной программой второго и третьего отделения дирижировал Андрей Данилов.

Концерт сопровождался показом видеофрагментов с высказываниями Никиты Долгушина о балете, работе танцовщика и о жизни. Присутствие великого балетмейстера на его чествовании «Рыцарь танца» ощущали, наверное, все.

Вспоминая о Н.А. Долгушине, Балетовед Ольга Розанова рассказала: «Он такие уроки давал студентам! Я сама ходила занималась. Это был высший пилотаж. Это такие глубины профессии, такие вещи, которыми обычно никто не занимается. Вы знаете, некоторые даже этого не любили, им казалось, что слишком много объясняет, говорит, вникает. Ведь скакать и прыгать всегда гораздо интереснее, чем думать и искать. А когда его не стало, они только об этом и вспоминали».

Своими воспоминаниями о Никите Александровиче Долгушине поделился главный балетмейстер Самарского академического театра оперы и балета Юрий Бурлака: «Он провел здесь время очень плодотворно. К тому времени он был уже известным танцовщиком и хореографом, и так же, как и я, являлся реставратором старинных балетов, поэтому его фигура мне очень близка».

Источник: Министерство культуры Самарской области