Новости и события
Архив
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Молодой ученый Самарского политеха создает ветрогенератор

15 лет назад профессор кафедры «Теоретическая и общая электротехника» Самарского государственного технического факультета (СамГТУ) Павел Грачёв по заказу «АвтоВАЗа» разработал конструкцию электрического стартер-генератора для комбинированной бензиново-электрической двигательной установки гибридного автомобиля. Его ученик – аспирант Алексей Табачинский придумал, как усовершенствовать эту конструкцию и приспособить ее для работы ветроустановок. Результаты последних исследований опубликованы в журнале IEEE Transactions in Industry applications.

Новая конструкция обмотки состоит из проводника с циклически изменяющейся площадью поперечного сечения. Такое инженерное решение делает обмотку более компактной и позволяет уменьшить вес устройства без потери качества электромеханического преобразования.

«Это отличительная особенность нашего генератора, поскольку производители электрических машин массовых серий достигают либо требований энергоэффективности за счёт увеличения размеров и массы активных материалов, либо сокращения размеров устройства, проигрывая в КПД», – рассказывает Алексей Табачинский.

Помимо конструкции обмотки генератора, ноу-хау наших исследователей состоит в применении специальных схем управления, которые помогают устройству справляться с пиковыми нагрузками.

«Дело в том, что при автономной работе электрической машины, будь то ветровой генератор, микро-ГЭС или генератор в бортовой системе автомобиля, возникают дополнительные сложности в обеспечении требуемых параметров работы. Установка должна не просто вырабатывать энергию, а делать это качественно и стабильно, – поясняет Табачинский. – Структуру электронной схемы разработал мой научный руководитель в своей докторской диссертации. А я рассмотрел конструктивные возможности их внедрения в электрических машинах с нашими обмотками».

Совсем недавно ученые получили патент на электрическую машину с интегрированными блоками управления и жидкостным охлаждением. Интерес к разработке проявили многие зарубежные коллеги, с которыми Алексей встречался на международных выставках по время экспозиции опытного образца.

Источник: Самарский государственный технический университет