Новости и события
Архив
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

В Самарском театре оперы и балета состоялась премьера балета Александра Глазунова «Раймонда»

Прекрасные дамы и благородные рыцари, дерзкие сарацины, могущественный король и чинные придворные; старинный прованский замок с призраком и полный видений ночной лес; яркие народные танцы, роскошные европейские и восточные наряды и, конечно же, завораживающая музыка – в такой удивительный мир погружает зрителей балет «Раймонда» (композитор – Александр Глазунов).

17 и 18 июня в Самарском академическом театре оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича состоялись два премьерных показа, третий пройдёт 24 июня.

Балетмейстер-постановщик – художественный руководитель балета Самарского театра, заслуженный артист России Юрий Бурлака. Дирижёр-постановщик и дирижёр спектакля – художественный руководитель и главный дирижёр театра Евгений Хохлов. Художник-постановщик и художник по костюмам – народных художник России Вячеслав Окунев. Художник по свету – лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2018, 2019) Александр Наумов. Ассистенты балетмейстера-постановщика – Юлиана Малхасянц и Алексей Конкин, ассистент дирижёра-постановщика – Алишер Бабаев, ассистент художника-постановщика – Александр Пырялин.

Проект появился благодаря Евгению Хохлову, которому удалось заручиться поддержкой друга и партнёра театра, известного мецената Вячеслава Заренкова. С его помощью была приобретена большая часть декораций и костюмов.

Сценарий русско-французской писательницы и журналистки Лидии Пашковой основан на средневековой легенде о девушке, ожидающей из рыцарского похода своего возлюбленного. Средневековые сюжеты были очень популярны в России конца XIX века. Огромный интерес к той эпохе проявлял и композитор Александр Глазунов. Несмотря на работу над Шестой симфонией, он с большим энтузиазмом взялся за создание музыки к балету.

Мировая премьера «Раймонды» в постановке выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа состоялась 7 января 1898 года в Мариинском театре. Для композитора Александра Глазунова она стала первом опытом обращения к жанру балета, а для Мариуса Петипа – последней большой работой.

В 1900 году балетмейстер Александр Горский совместно с Иваном Хлюстиным, взяв за основу хореографию Петипа, представил премьеру «Раймонды» в Большом театре, а в 1908 году он создал собственную оригинальную постановку балета. Именно эту хореографическую версию увидели самарские зрители.

В балете противопоставлены два мира: полный достоинства и рыцарского благородства мир Раймонды и варварский мир необузданных эмоций Абдерахмана и его свиты. Вторжение этого дикого, страстного начала в тихую жизнь романтичной девушки идеализированного Средневековья становится источником драматургического конфликта.

Министр культуры Самарской области Ирина Калягина: «Балет «Раймонда» – это огромная работа творческого коллектива Самарского театра оперы и балета под руководством Евгения Хохлова и Юрия Бурлаки. Балет особенный, сложный с точки зрения хореографии. Он не идёт ни в одной стране мира, ни в одном театре в той постановке, которую воспроизвёл Юрий Бурлака. Это эксклюзив нашего региона, и он будет интересен не только самарским зрителям, но и гостям из других регионов».

Евгений Хохлов: «Так получилось, что мы поставили «Раймонду» в год 125-летия первой постановки в Санкт-Петербурге и 115-летия хореографической версии Александра Горского в Москве. Мне кажется, это самая масштабная и сложная балетная премьера нашего театра, которая потребовала мобилизации всей нашей труппы. Партитура Александра Глазунова сложная, оркестру она далась нелегко. Но музыка «Раймонды» такая чистая, искренняя, добрая – в неё просто невозможно не влюбиться, поэтому мы с большим удовольствием работали над ней. Не могу не сказать отдельные слова благодарности нашему замечательному другу, петербургскому меценату Вячеславу Заренкову, который фактически подарил театру великолепные декорации и костюмы работы художника Вячеслава Окунева».

Юрий Бурлака: «Сегодня мы представляем реконструкцию спектакля Александра Горского 1908 года. В русском классическом наследии «Раймонда» – самый большой и густонаселённый балет. В такой версии этой постановки нет ни в одном театре мира. Мы старались сделать спектакль эксклюзивным именно для самарского театра, собирали различные исторические материалы. Возрождая сегодняшнюю версию старинного спектакля, я посвящаю её памяти моих учителей, мастеров Большого театра, которые передали мне бесценные сведения об этом балете».

Источник: Пресс-служба САТОБ