Новости и события
Архив
2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

В регионе обсудили проблемы модернизации ЖКХ

В регионе обсудили проблемы модернизации ЖКХ

8 июня 2012 года по инициативе комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ за круглым столом собрались представители различных органов власти, муниципальных образований, надзорных органов, чтобы обсудить проблемы, с которыми столкнулся регион в процессе модернизации ЖКХ.

«К сожалению, реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая еще в 90-е годы, до сих пор не завершена и – что самое главное – не дает того эффекта, который от нее ожидали. Цели обозначались благие: конечным результатом реформы должно было стать существенное повышение качества жилищно-коммунальных услуг при одновременном снижении их себестоимости. Иными словами, во главу угла ставились именно интересы жителей. Однако всем очевидно, что поставленные задачи не решены. Более того, не только население, но и специалисты в соответствующей сфере зачастую не понимают, что же такое «реформа ЖКХ»?», – обозначил проблему председатель профильной комиссии Общественной палаты Виктор Часовских.

Как отмечали участники заседания, основная причина «пробуксовки» достаточно банальна: нехватка средств. Например, как сообщил руководитель управления развития энергетики, энергоснабжения и повышения энергетической эффективности министерства энергетики и ЖКХ Самарской области Вадим Маслов, результаты мониторинга потребности модернизации систем теплоснабжения показали: региону в ближайшие пять лет необходимо на эти цели около 10 млрд. рублей; однако, бюджетное финансирование по соответствующей программе покроет лишь 30% от потребности. Другой пример: на замену отслуживших свой век лифтов только Тольятти требуется около 4,5 млрд руб. Между тем, областная программа предусматривает в 2013 году лишь 400 млн. руб. на эти цели на всю область.

Сегодня на всех уровнях говорится о том, что только привлечение в жилищно-коммунальное хозяйство внебюджетных средств может спасти отрасль. Понятно, что потенциальным инвесторам необходимы гарантии возврата инвестиций. Но эксперты отмечают: окупаемость вложений в этой сфере – 7-10 лет, в то время как бюджетный период – 1-3 года; а, значит, полных гарантий государство дать просто не может. Если же учесть существование ограничения верхней планки роста коммунальных тарифов, то становится очевидным: вкладывать деньги в отрасль бизнесу на сегодняшний день невыгодно.

По мнению директора НП СРО «Поволжский межрегиональный центр регулирования деятельности в сфере ЖКХ» Петра Гаранина, множество проблем проистекает из слабости законодательной базы. Так, например, обанкротившейся и оставившей огромные долги управляющей компании (а точнее ее руководителям) ничто не мешает практически сразу вновь начать деятельность под другой вывеской. До сих пор не получила должного развития идея о страховании УК. «Прокуратура порой требует от нас провести проверку деятельности той или иной управляющей организации, однако, мы не можем выполнить это требование, поскольку такой организации юридически уже не существует. По сути оказывается, что спросить не с кого. Между тем количество обращений и жалоб граждан в нашу инстанцию неуклонно растет», – поддержал тему главный консультант центрального управления жилищного надзора Государственной жилищной инспекции Самарской области Константин Овчинников.

Нужно отметить, что, например, в некоторых районах Самары уже стало практикой, когда, по сути, без согласия жителей одна управляющая организация сменяет другую. При осуществлении подобных схем грубо нарушается законодательство, совершается подлог документов. Похоже, что число подобных случаев по стране настолько велико, что законодатель всерьез заговорил о введении уголовного наказания за подделку протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

Другая «интересная» схема: заключение многоквартирными домами, выбравшими непосредственный способ управления, договоров на обслуживание с УК. В таком договоре не было бы ничего необычного, если бы не одно «но»: дело в том, что непосредственный способ управления избирают дома, число квартир в которых иногда превышает две сотни. Выгода «договора на обслуживания» для УК очевидна: обслуживающая компания, в отличие от управляющей, не несет ответственности ни за качество поставленных услуг, ни за качество выполненных работ.

По мнению участников заседания, необходимо поставить жесткие законодательные барьеры, которые сделали бы невозможной реализацию подобных схем.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Самарской области Юрий Тихонов обратил внимание на то, что на сегодняшний день на управляющие организации, которые назначаются по конкурсу, не распространяется действие Федерального закона от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ. Участники заседания поддержали выступающего: заключение муниципального контракта между органами местного самоуправления и УК повысило бы ответственность последних.

Еще одна серьезная проблема на сегодняшний день – установка приборов учета. «Отсутствие четко регламентированной процедуры установки и поверки счетчиков приводит к тому, что некоторые управляющие организации диктуют жителям свои условия, заставляют оплачивать то, что должно предоставляться бесплатно (например, выдача техусловий), ограничивают жителей в выборе», – отметил главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Самарской области Артур Дикарев. К слову, Роспотребнадзор так же как и ГЖИ обращает внимание на рост числа обращений граждан по проблемам ЖКХ.

По мнению начальника отдела реализации тепловой энергии Самарского филиала ООО «ВТГК» Михаила Милованова, поддержанному участниками заседания, назрела необходимость выступить с законодательной инициативой по передаче полномочий по разработке процедуры установки приборов учета на уровень муниципалитета.

«Именно муниципалитет «всегда окажется крайним и виноватым», поскольку именно муниципальные образования ответственны за состояние сферы ЖКХ. Парадокс заключается в том, что при всем этом у муниципалитета в данной сфере нет практически никаких полномочий, в том числе надзорных. Муниципалитет практически не имеет рычагов влияния на эксплуатационные и управляющие организации», – отметил и.о. руководителя департамента ЖКХ администрации г.о. Самара Денис Абарин и подчеркнул: основная проблема реформы ЖКХ заключается в том, что нет некоего «общего плана» реформы, законодатель берется то за один, то за другой элемент системы, словно не понимая, что жилищно-коммунальное хозяйство – единая отрасль.

«Необходима корректировка программы реформирования ЖКХ. Причем очевидно, что чтобы модернизация проходила не на словах, а на деле, нужно, чтобы в отрасль пошли инвестиции, а для этого должны быть созданы соответствующие условия», – резюмировал Виктор Часовских.

Все прозвучавшие в ходе заседания предложения будут оформлены и направлены в виде рекомендаций в адрес Организационного комитета III Социального Форума России: именно в рамках этого мероприятия профильной комиссией региональной Общественной палаты был проведен тематический круглый стол.

Источник: Правительство Самарской области