Самарский литературный музей представил литературную карту Самары
Самарский литературный музей представил литературную карту Самары
Вчера в Самарском литературном музее, в изысканной атмосфере XIX века, под звуки вальса и шелест платьев элегантных дам в сопровождении галантных кавалеров, состоялось открытие выставки «Город S на реке V»: литературная география Самары». Сотрудники музея, проштудировав произведения известных писателей, представили жителям города литературную карту Самары.
Литературная «территория» Самары делится на 3 зоны, которые наиболее часто обыгрываются в произведениях: центр города, Самара заводская, или Безымянка, и Самара дачная. «Конечно, эту выставку можно больше почитать, чем посмотреть, – рассказывает старший научный сотрудник музея Сергей Баландин, – но, читая, можно ощутить пространство. Очень важно было показать метафорический, метафизический облик города, показать Самару такой, какой её представляют те, кто здесь не бывал. Художественный образ Самары – это наш имидж».
На выставке, которая приурочена ко Дню города и продлиться до 26 сентября, представлены также книги и предметы писателей: от чернильницы Скитальца до пишущей машинки Александра Неверова.
В рамках выставки состоялось ещё одно знаменательное событие – презентация новой книги заслуженного архитектора России, члена-корреспондента Российской Академии архитектуры и строительных наук, профессора Самарского государственного архитектурно-строительного университета Вагана Гайковича Каркарьяна «Тайны деревянных украсов Самары».
Это уже девятая книга автора о самарской архитектуре. В этот раз она посвящена деревянному зодчеству Самары, которой в этом году исполняется 426 лет. «Появилась потребность понять, что есть деревянное зодчество Самары, – говорит архитектор. – В процессе исследования я понял, что наши «украсы» уникальны. Дело не только в аккуратной резьбе, но и в сюжете и содержании. Наше зодчество – сплошь языческое! Резьба каждого дома таит в себе всевозможные обереги. Мой любимый дом стоит на Вилоновской, 106. Там такое большое количество конских голов, что сначала я думал, что в нем жил извозчик. Оказалось, что лошадь – символ солнца… О значении этих «украсов» как раз и есть моя книга. Мы являемся наследниками второй половины XIX века, когда после отмены крепостного права в город пришли вчерашние крестьяне со своим укладом, своим умением. Они построили свои дома так, как их учили деды и прадеды».
Главной целью создания книги-альбома «Тайна деревянных украсов Самары» стало привлечение внимания к проблеме сохранения уникальных памятников деревянного зодчества, потому что вместе с разрушением старой Самары уходит целая культура. Одна из глав новой книги называется «Что имеем не храним, потерявши плачем»... «Слишком многое утеряно, – с горечью отмечает архитектор. – И не случайно презентация книги совпала с празднованием Дня города, который в этом году посвящён самароведению. Судьба старого города волнует многих, сейчас всё должно быть только о Самаре».
В настоящее время Ваган Гайкович также работает над идеей создания музея самарского деревянного зодчества, которую поддерживает администрация города.
Ольга Нестерова