Новости и события
Архив
2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Вокальный ансамбль «Мелосъ» выступит в Самаре с уникальной программой

Вокальный ансамбль «Мелосъ» выступит в Самаре с уникальной программой

20 декабря 2012 года в 19.00 в ДК Железнодорожников им. А.С. Пушкина (ул. Льва Толстого, 94) впервые в Самаре выступит московский ансамбль «Мелосъ» с уникальной программой.

Концерт ко Дню Святителя Николая Чудотворца «От монодии до полифонии или раннее многоголосие в христианском богослужении» представляет песнопения трех богослужебных традиций: западноевропейской, грузинской и древнерусской в период формирования многоголосия (IX-XVII вв.).

Вокальный ансамбль «Мелосъ» организован осенью 2006 года группой профессиональных музыкантов, объединённых любовью к старинной музыке. Основное направление работы коллектива – реконструкция и аутентичное исполнение древнерусской, грузинской и западноевропейской старинной музыки. Изучая и анализируя разнообразный музыкальный материал, «Мелосъ» создаёт собственный вокально-исполнительский стиль, основанный на принципах тонкого ансамблевого взаимодействия.

Вот как о себе рассказывают сами музыканты на сайте ансамбля:

«История коллектива под названием «Мелось» началась в 2004 году, когда клиросным хором храма в честь великомученика Димитрия Солунского (на Благуше) был записан компакт-диск «Паломничество». Со временем состав хора изменился, и в сентябре 2006 года окончательно сложилась группа единомышленников, объединённых любовью к старинной музыке. С этого времени мы систематически репетируем и проводим концерты, получая от работы большую радость и удовлетворение.

Слово «мелос», давшее название нашему ансамблю (от греческого melos – «мелодия») обозначает мелодическую сущность музыкального явления. Для нас оно символизирует стремление проникнуть в глубину исполняемой музыки, постичь её сущность. Это наша главная задача. Стиль пения, выработанный нами, стремится быть в теснейшей связи со стилем, в котором написаны те или иные песнопения; музыка раскрывает для исполнителя собственную внутреннюю гармонию. Творения великих авторов самодостаточны и не требуют дополнительных, порой грубых исполнительских эффектов. Перефразируя слова И.-С. Баха, можно сказать, что главное, чего не хватает для хорошего пения – это «спеть нужные ноты в нужное время». Существенным препятствием к пониманию старинной музыки является отсутствии исполнительских традиций. В наше время посредственные музыканты часто до неузнаваемости уродуют гениальную музыку всякими невпопад форте, пиано, крещендо, вибрато и прочими шаблонными проявлениями классического образования.

В своей работе мы не только не опираемся, но сознательно отбрасываем опыт и дух подхода к музыке, культивируемый на протяжении последних столетий. Мы чужды театральности, не хотим смешивать пение и игру – это две разные вещи. Для нас пение прежде всего процесс созерцательный, направленный внутрь человека, вглубь его души. Поэтому мы далеки от желания подражать каким-либо современным исполнителям, и самостоятельно подходим к исполнению различных певческих жанров.

Важным моментом в работе является вокальная подготовка: исполнительские и ансамблевые задачи формируют комплекс требований, которым должны отвечать музыкально-певческие кондиции исполнителя. Главными ориентирами для нас служат: свобода и лёгкость звука, ровность голоса, позиционная выверенность, позволяющая одинаково легко петь почти на всём диапазоне голоса (диапазон исполнителей – от 3 до 3,5 октав).

Существенным для развития вокальных возможностей певца мы считаем пластичность пропевания музыкальной фразы. Также очень важным для нас является вопрос дикции: мы считаем правильным формирование звука от слова, а не наоборот. В противном случае невозможно добиться яркой и при этом естественной артикуляции, певец будет вынужден постоянно сталкиваться с позиционными трудностями при смене гласных.

Основу репертуара ансамбля составляют древнерусская, грузинская, и старинная европейская музыка. Есть в нашем репертуаре византийские и болгарские песнопения; а также произведения современных отечественных и зарубежных композиторов. Несмотря на различные стили и характер музыки манера исполнения остаётся неизменной: тембральная чистота и лёгкость звука сочетаются с ансамблевой слаженностью и точностью интонирования.

И ещё о репертуаре: руководитель ансамбля Григорий Жежель уже в течение 12 лет занимается изучением и расшифровкой древнерусских певческих рукописей, что даёт нам возможность почувствовать стилистику древнерусских песнопений изнутри, чётко понимать их мелодическую структуру. Григорий сам пишет вокальную и инструментальную музыку; делает обработки знаменного и путевого роспева в раннепартесном стиле».