Новости и события
Архив
2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Инвестиции в здравоохранение признаны важным аспектом социально-экономического развития

Инвестиции в здравоохранение признаны важным аспектом социально-экономического развития

6 декабря 2012 года состоялось заседание Общественной палаты Самарской области на тему: «Здоровье граждан как ресурс социально-экономического развития региона». В основных докладах, прозвучавших в ходе заседания, члены палаты попытались предложить несколько отличный от привычного взгляд на здравоохранение.

Одна из важнейших составляющих национального богатства – так называемый «человеческий капитал». А важный компонент человеческого капитала – состояние здоровья населения. И как следствие – считают члены Общественной палаты – это одно из самых перспективных направлений долговременных инвестиций с целью развития экономического потенциала страны в целом и региона в частности. Необходимым условием успешности таких инвестиций является мониторинг эффективности и результативности деятельности системы здравоохранения. В условиях ограниченности ресурсов необходимо обратить внимание на определение приоритетов.

«Эффективные инвестиции в здравоохранение могут обеспечивать не только медицинский, социальный, но и экономический эффект, – уверен председатель комиссии Общественной палаты по здравоохранению, социальному развитию, демографии, здоровому образу жизни и спорту, доктор медицинских наук Андрей Золотарев. – Страны с более здоровым населением (т.е. живущим дольше и лучше) получают более высокие доходы за счет более длительного и продуктивного использования человеческого капитала. В развитых странах мира сегодня до 70% инвестиций – это инвестиции именно в человеческий капитал».

Понятие «качество жизни» вполне возможно выразить количественно. Для этого разработаны и успешно применяются в ряде стран соответствующие методики. Одна из них – клинико-экономический анализ: методология сравнительной оценки медицинских вмешательств на основе учета их результатов и затрат на выполнение. Эта методология применима к любым медицинским вмешательствам: лекарственным (фармакоэкономика) и нелекарственным способам лечения, методам диагностики, профилактики и реабилитации – для определения экономической целесообразности их использования. По сути, каждое медицинское вмешательство «оценивается» с точки зрения экономической выгоды для государства: применение многих даже, на первый взгляд, дорогих методов лечения обходится государству гораздо дешевле потери трудоспособного гражданина.

Разумеется, существующие в мировой практике методики оценки эффективности инвестиций в здравоохранение могут быть применены в России только после соответствующей коррекции.

«Здравоохранение – гораздо более экономическое понятие, чем принято считать», – подчеркивает заместитель председателя комиссии Общественной палаты по вопросам экономики, промышленности и предпринимательства Николай Прохоренко, по мнению которого, наблюдающееся в последние годы снижение эффективности инвестиций в здравоохранение (под эффективностью нужно понимать отношение количества использованных ресурсов к полезному результату) – вполне естественный процесс для переходного периода смены социально-экономических формаций.

«В основу применяемых в Российской Федерации критериев эффективности здравоохранения положены экстенсивные показатели процесса оказания медпомощи и структуры существующей сети медицинских организаций – и очень мало показателей результата и обратной связи с населением (показателей удовлетворенности и качества жизни). Между тем, развитие системы оценки – в анализе критичных точек и принятии экономически обоснованных управленческих решений», – продолжает Николай Прохоренко.

В ходе заседания были обозначены некоторые «критичные точки» здравоохранения Самарской области. Так, 65% государственных и муниципальных медицинских учреждений региона находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта (в среднем по РФ – 36%); средняя заработная плата врачей и медсестер в области составляет соответственно 23 тыс. руб. и 13,2 тыс. руб. (по РФ – 29 тыс. руб. и 17,4 тыс. руб.); расходы средств ОМС на 1 жителя в регионе 3736 руб. (по РФ – 4374 руб.), при том, что дефицит региональной программы ОМС – 11,4% (по РФ – 3,9%). (Все данные приведены по состоянию на 2011 г.).

«За последние пять лет бюджет здравоохранения вырос почти в три раза, но все равно остается недостаточным. А значит, мы постоянно стоим перед дилеммой: вкладывать в детей, в трудоспособных или в пенсионеров. И это вопрос не только экономический, но и политический. В то же время, очевидно, что вложения в «профилактику» наиболее эффективны», – отметил заместитель министра здравоохранения Самарской области Сергей Кузнецов.

По мнению председателя комитета Самарской Губернской Думы по здравоохранению, демографии и социальной политике Николая Ренца, одна из важнейших проблем на сегодняшний день – проблема «старения нации», а основная задача здравоохранения – «максимально уберечь от смерти и инвалидизации в трудоспособном возрасте и максимально сохранить трудоспособность в пенсионном возрасте».

По мнению общественников, в оценке эффективности системы здравоохранения обязательно должны присутствовать объективные показатели качества жизни и удовлетворенности населения медицинской помощью.

Нужно отметить, что в рамках подготовки Ежегодного доклада областной Общественной палаты о состоянии гражданского общества в регионе в этом году было проведено исследование качества медицинской помощи в Самарской области. О некоторых результатах исследования в ходе заседания рассказала Председатель Правления СГОО «Исследовательская группа «Свободное мнение» Елена Баева. «Нужно учитывать тот факт, что в силу субъективных факторов удовлетворенность пациента не совсем корректно рассматривать в качестве ключевого показателя качества медицинской помощи. В то же время, пациент вполне компетентен, чтобы оценить сервисную составляющую этой помощи – от качества помещения до коммуникации со специалистом», – отметила эксперт и на убедительных примерах показала, насколько различными могут быть «исследования удовлетворенности качеством медицинской помощи» при применении различных методик: «Тем не менее, при оценке эффективности здравоохранения «сбрасывать со счетов» этот показатель нельзя, а значит, необходимо задуматься о разработке единой методики измерения удовлетворенности, которая была бы прозрачна для всех заинтересованных сторон».

По итогам заседания было принято решение «для оценки возможности использования адаптированной методики расчетов эффективности инвестиций в здравоохранение» выступить с инициативой о реализации соответствующего пилотного проекта при совместном участии министерства здравоохранения Самарской области, министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, а также профильных комитетов Самарской Губернской Думы и Общественной палаты Самарской области.

Источник: Правительство Самарской области