Новости и события
Архив
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

В Самаре проходит II Волжский фестиваль духовной музыки

В Самаре проходит II Волжский фестиваль духовной музыки

В Самарской губернии, при поддержке Правительства Самарской области, проходит II Волжский фестиваль духовной музыки. В программах двух музыкальных вечеров состоялись три премьеры современного композитора, митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), возглавляющего Отдел внешних церковных связей Московского патриархата.

2 апреля на сцене Самарского академического театра оперы и балета, в исполнении камерного оркестра Самарской государственной филармонии «Volga Philharmonic», хора Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (руководитель – заслуженный артист РФ Леонид Павлов) и солистов, под управлением заслуженного артиста РФ Дмитрия Когана, прозвучали кантата «Stabat Mater» для сопрано, смешанного хора и оркестра, «Concerto grosso» для двух скрипок, альта, виолончели, клавесина и струнного оркестра. В программе первого вечера прозвучала и кантата «Stabat Mater» Дж. Перголези для сопрано, альта и струнных.

Произведение ХVIII столетия «Stabat Mater» Дж. Перголези для сопрано, альта, хора,  струнных и органа обращает слушателей к традиционному концертному жанру духовной музыки. Поэма «Stabat Mater dolorosa» («Мать скорбящая стояла») сочинена на латинском языке итальянским поэтом Якопино да Тодди в XIII веке. Проникновенный литературный текст словно создан для музыкального переложения: на эти слова композиторами разных эпох написано более двухсот произведений. В камерной кантате «Stabat Mater» Дж. Перголези двенадцать частей, каждая из которых обращает нас к возвышенно-лиричным настроениям и переживаниям. Музыка кантаты доносит до слушателей печальный образ Матери – Девы Марии, оплакивающей страдания сына – Иисуса Христа.

Современное толкование христианской темы отражено в произведении митрополита Илариона (Алфеева) с аналогичным названием «Stabat Mater», идея написания которого возникла у композитора в 2007 году, во время сочинения «Страстей по Матфею». Рассказывая об истории создания кантаты в видеоприветствии фестиваля духовной музыки, митрополит Иларион отметил, что в Евангелии от Матфея нет упоминаний о Матери Божией, стоящей у Креста. Но у него возникло желание развить музыкальными средствами именно эту вечную тему. Раскрыть образ матери, плачущей о страданиях своего дитя, и образ Божией Матери, оплакивающей страдания всего мира и её молитвенное обращение к своему Сыну – воплотившемуся Богу.

По музыкальному содержанию кантата очень близка православному пониманию богослужебных текстов Страстной Седмицы, посвященных Богоматери, поскольку, по словам автора музыки, первая часть средневекового молитвословия «Stabat Mater» повествует о страданиях Богородицы у креста, а вторая – это молитва грешника о прощении и спасении его души.

Мировая премьера «Stabat Mater» состоялась в Москве 22 января 2012 года во время проведения II Московского Рождественского фестиваля духовной музыки. Кантата «Stabat mater» прозвучала в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова и хора Академии хорового искусства имени В.С. Попова.

Теперь премьера концертной кантаты состоялась и в Самаре. Вокальные сольные партии исполнили солистки филармонии (партию сопрано – Ольга Ушкова, партию меццо-сопрано – Людмила Жоголева), погрузив слушателей в сакральное молитвенное состояние, словно «перенося» их из одного духовного переживания в другое.

Премьера инструментального произведения «Сoncerto grosso» для камерного состава – двух скрипок, альта, виолончели, клавесина и струнного оркестра, напомнила нам о музыкальной барочной традиции. Концертный жанр основан на чередовании и противопоставлении звучания групп оркестра и солистов. Музыкальный жанр, достигший наивысшего расцвета в творчестве композиторов Корелли, Вивальди, Баха, Генделя, наполнен современным осмыслением в XX веке. В жанре сoncerto grosso сочинял Шнитке и другие композиторы современности. Митрополит Иларион (Алфеев) трехчастный цикл concerto grosso написал в течение нескольких дней зимних каникул 2012 года. Премьера состоялась 16 апреля 2012 года в Оружейной палате Московского Кремля на открытии XIII Международного фестиваля «Кремль музыкальный» памяти Николая Петрова в исполнении камерного оркестра «Volga Philharmonic» и Дмитрия Когана. Инструментальное сочинение вдохновенно прозвучало в Самаре (Партии исполнили: скрипки – заслуженный артист РФ Дмитрий Коган и заслуженная артистка РФ Ирина Смолякова; альт – заслуженный артист РФ Николай Варламов, виолончель – заслуженный артист республики Башкортостан Юрий Разборов, клавесин – Павел Назаров, камерный оркестр Самарской государственной филармонии «Volga Philharmonic» под управлением заслуженного артиста РФ Дмитрия Когана).

7 апреля на сцене Самарской филармонии состоялась премьера симфонии для хора и оркестра «Песнь восхождения» в исполнении большого сводного академического хора, состоящего из трёх коллективов: Камерного хора Самарского музыкального училища им. Д. Шаталова (руководитель Светлана Побегай), Новокуйбышевской хоровой капеллы «Аура» им. А. Пахомова (руководитель Татьяна Хачуян) и Тольяттинского хора мальчиков и юношей «Ладья» (руководитель Галина Девяткина); а также Академического симфонического оркестра Самарской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Дальневосточного симфонического оркестра Ильи Дербилова. Во второй части вечера прозвучала Пятая симфония П.И. Чайковского.

Симфония для хора и оркестра «Песнь восхождения» сочинена архиепископом (ныне митрополитом) Иларионом (Алфеевым) в августе 2008 года, во время краткосрочного отпуска в Финляндии. В основу произведения положено либретто, обращающее наше внимание к текстам семи псалмов из заключительных разделов Псалтири. В Библии два из отобранных псалмов значатся под заголовком «Песнь восхождения». Библейское название определило характер всего сочинения. В числе наиболее важных произведений XX века, написанных на слова Псалтири, «Симфония псалмов» И. Стравинского и оратория «Чичестерские псалмы» Л. Бернстайна. Поэтому композитор Иларион (Алфеев), следуя традиции музыкального прочтении Псалтири, сохраняет духовное содержание в идейном ключе. Симфония состоит из пяти частей, выстроенных по законам драматургии, в основе которой – идея постепенного Восхождения из глубин сердечного отчаяния и скорби к вершинам молитвенного восторга и ликования, направленных Богу.

Как указывает сам композитор, в концертной духовной симфонии «Песнь восхождения», как и других вокально-симфонических сочинениях, нет единого музыкального стиля. В первой, второй и пятой частях очевидны музыкальные «аллюзии» разных стилей и эпох, проявляющие себя в обращении к формам пассакалии и фуги. Третья часть написана в форме песенного жанра, словно следуя мелодиям самих Давидовых песен. Православной церковной традиции более близка четвёртая часть, в которой присутствуют черты хорового концерта. Полная оркестровая партитура со звучанием струнных, духовых – деревянных и медных, ударных, арфы и органа, расширенный хоровой состав, рождают ассоциации с сочинениями композиторов «Нового русского направления» начала XX века, когда была впервые обозначена тенденция написания духовной музыки не для церковной службы, а для концерта.

Отличительная особенность симфонии «Песнь восхождения» заключается в стремлении композитора к использованию звуковых возможностей оркестра, семантической символики тональностей и контрастных сопоставлений минорных и мажорных ладов. В сочинении присутствует и тема странствия, поскольку на протяжении всей симфонии «Песнь восхождения» раскрывается идея духовных исканий человеческой души и обретения утешения в божественных славословиях. В переложении текстов псалмов на современный музыкальный язык усматриваем не только воздействие незримой духовной святоотеческой традиции, но и проявление идей возрождения глубинных пластов русской культуры.

Закрытие II Волжского фестиваля духовной музыки» на сцене Самарской государственной филармонии состоится 14 апреля 2013 года. В программе – «Страсти по Матфею» Митрополита Иллариона (Алфеева).

Елена Воеводина