Новости и события
Архив
2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

В Самаре завершается Творческая лаборатория по мордовскому фольклору

В Самаре завершается Творческая лаборатория по мордовскому фольклору

В Самаре с 16 по 18 октября на базе Самарского Дворца детского и юношеского творчества проходит II научно-практическая конференция по проблемам музыкального фольклора. Первый цикл лекций был посвящён особенностям бытования и развития русской народной традиционной культуры. Проблематика второго блока лекций связана с вопросами сохранения мордовского музыкального фольклора. Задачи творческой лаборатории – развитие музыкальных и устных традиций мордовского народного творчества.

В теоретической части были представлены доклады преподавателей Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, представивших авторские методики по изучению мордовских музыкальных песенных жанров, народных ремёсел и сценической трактовки народного костюма. О секретах профессиональной работы со звуком рассказала заслуженный работник культуры Республики Мордовия Татьяна Тюрина.

Творческая лаборатория организована по инициативе ГБУК «Агентство социокультурных технологий» при поддержке Министерства культуры Самарской области.

В концертной части выступил гость экспериментальной лаборатории – фольклорный ансамбль «Мерема», что в переводе с мордовского языка означает «Мы поём». Молодой коллектив существует чуть более двух лет. Как рассказала руководитель коллектива Екатерина Модина, ансамбль аутентичных исполнителей был создан на основе ансамбля-предшественника «Торома». С момента возникновения ансамбля его участники регулярно ездят в музыкально-этнографические экспедиции, большая часть собранных ими песен записана в Самарской области. Исполнительницы показали фрагмент народного мордовского свадебного обряда, а также спели несколько песен повествовательного склада.

Песни мордовского народа очень протяженные и насчитывают до 84 куплетов. В основе сказаний и представлений мордвы – эрзи и мокши – языческие верования, сохраняющиеся в народном сознании до настоящего времени, несмотря на период активной христианизации древней культуры. Исполнительницы изучают не только своеобразие певческой манеры, основанной на природном аутентичном звукоизвлечении, но и национальные особенности быта и родной языковой среды. По словам Екатерины Модиной, эту особую звуко-речевую исполнительскую манеру они воспроизводят «на слух», словно «по наитию», передавая «из уст в уста» певческую традицию, унаследованную от старших поколений. По сути, певицы являются носителями древней вокальной традиции, сохраняя аутентичный музыкальный стиль, свойственный только им. Видеоряд иллюстрирует сюжет исполняемых песен.

Отдельно были представлены мордовские народные инструменты, рассказано о методах их изготовления и особенностях наигрышевого звучания, сочетающегося в процессе выступления с  аутентичным звуковедением и способами передачи песенно-этнографического материала.

Елена Воеводина