Оглавление
4#2015
Оглавление
Архитектура и строительство
Гражданское общество
Звезда
Здоровье
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Образование
Поколение
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Экология
Юбилей
Наука

Валерий Гришко: до и после «Левиафана»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2015 (декабрь)

11 января 2015 года в американском Лос-Анджелесе произошло поистине эпохальное событие. Впервые в истории постсоветской России самой престижной мировой премии «Золотой Глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» удостоилась работа российского режиссёра. Это был «Левиафан» Андрея Звягинцева. Незадолго до этого фильм вошёл в основную конкурсную программу 67-го Каннского кинофестиваля, где получил приз за лучший сценарий. «Левиафан» также номинировался на премии «OSCAR» и «BAFTA». В это же время наша Самара тоже уверенно вышла на мировую кинематографическую арену. К местным властям поступило коллективное письмо «от группы товарищей» с убедительной просьбой как следует наказать «исполнителя роли архиерея из фильма «Левиафан». Теперь уже все знают: её блестяще сыграл Валерий Гришко – режиссёр Самарского театра драмы и по совместительству один из самых востребованных российских киноактёров. В преддверии Года кино мы с ним решили избрать темой нынешней беседы именно его кинематографическую деятельность. Ведь всего за тринадцать лет Гришко снялся у самых именитых режиссёров более чем в сорока фильмах.

Валерий Гришко в роли Никона в фильме «Раскол»

Начало

Мне очень повезло, что сегодняшний гость вдобавок ещё и мой друг. Поэтому, вполне рассчитывая на откровенность, прошу честно рассказать о том, как же его «угораздило» попасть в этот самый кинематограф. «Летом 2002 года произошла судьбоносная встреча, без которой, наверное, не было бы и никакой кинобиографии, – признаётся Валерий. – В ту пору я уже вернулся из Германии в Санкт-Петербург и служил режиссёром в тамошнем драматическом театре имени Веры Комиссаржевской. Хотя с этим коллективом связан был аж с 1985 года. Так вот у нас существовала прекрасная традиция. Раз в год мы шумною толпою загружались на кораблик и с шутками-песнями-танцами несколько часов путешествовали по красавице Неве. Таким зажигательным образом мы отмечали завершение каждого театрального сезона. Так же всё происходило и на этот раз. И вот средь «шумного бала» меня за свой столик приглашает наша прекрасная актриса Наталья Орлова, занятая во многих моих спектаклях. С ней сидит её муж, знаменитый питерский футбольный комментатор Геннадий Орлов, с которым мы тоже были знакомы. И вот уже он представляет меня своему брату Александру Сергеевичу Орлову. Известному кинорежиссёру. Как водится, мы с ним выпили «за знакомство». После чего я благополучно вернулся на главную палубу, чтобы продолжить гулянку с остальной актёрской братией...

...Буквально на следующий день, когда я ещё только приходил в себя после вчерашнего бурного плавания, раздался телефонный звонок: «Здравствуйте, это Александр Орлов беспокоит...»

В полнейшей уверенности, что это мой давний знакомый, сценограф Саша Орлов, я радостно загудел в трубку: «Сашка, привет!» На другом конце провода повисла неловкая пауза. Всё наконец прояснилось, когда голос произнёс: «Это Александр Сергеевич. Мы с вами вчера на корабле познакомились...». Конечно, я принялся извиняться и объяснять свою досадную ошибку. Далее последовал следующий диалог: «А как вы смотрите на то, чтобы сняться у меня в фильме?» – «Это очень неожиданно, но смотрю положительно!» – «Ну вот тогда давайте прямо завтра и приходите». Утвердили меня без всяких проб. Как выяснилось, немалую роль сыграл мой внешний облик.

В ту пору я был с бородой и вообще частенько её себе позволяю. Попросту иногда лень бриться (смеётся). Единственное, для роли мне выбрили подбородок, но оставили бакенбарды и усы.

Короче говоря, меня пригласили сниматься в шестисерийном историческом фильме под названием «Любовь императора». Императора Александра II играл знаменитый Георгий Тараторкин, а мне предстояло создать образ его наперсника, генерал-адъютанта Рылеева. Вот так и начиналась моя кинематографическая карьера, в которую мне пришлось входить совершенно зелёным и неопытным. Конечно, не в счёт, что некогда в Германии довелось дублировать для немецкого проката Никиту Сергеевича Михалкова в его фильме «Сибирский цирюльник».

А так мой предыдущий опыт ограничивался лишь маленькими сценками с одной-двумя фразами текста. Здесь же меня ожидал настоящий экзамен. Уже первая моя сцена содержала две страницы машинописного текста, который необходимо было говорить практически безостановочно. Первые полдня я потратил на выучивание довольно сложного и витиеватого текста, а уже во второй половине дня подошло время моей первой съёмки. Она состоялась в Приморском парке на Крестовском острове. Суть сцены заключалась в следующем. Сидя в повозке, мой персонаж довольно жёстко инструктирует близкую подругу княгини Екатерины Долгоруковой, у которой возник бурный роман с российским императором Александром II. И это действительно весьма щепетильная ситуация, поскольку Его Величество был женат. Мою партнёршу в этой сцене играла известная актриса Екатерина Редникова. Первый дубль мы как-то сняли. После чего, словно из рога изобилия, на меня посыпались разнообразные команды типа: «Левый эполет чуть глубже в кадр! Нет, много! Чуть назад! Немного откинься влево!». И ведь всё это надо как-то отыгрывать, при этом не забывая произносить сложный текст. Это какая же нужна концентрация!

Валерий Гришко в роли генерала Рылеева в фильме «Любовь императора»

Потом неожиданно случилась новая засада. Мне говорят: «Ты едешь в повозке и управляешь двойкой лошадей. Неужели раньше не приходилось? Ну, ты машину водишь? Так это почти то же самое. Левый повод дёрнул – повернули налево, правый – направо. Только не надо их хлестать – понесут!». Вот это было КИНО! И если на театральной сцене всё можно неоднократно срепетировать, а потом освоить, то в кино многое приходиться делать буквально с первого раза. Тут я и понял, какая же нелёгкая работа – умение переключаться, держа ритм. Все уже знали, что у меня это первая роль в кино. И вдруг на такую непростую роль Орлов притащил совершенно неопытного актёра. Он здорово рисковал, но, судя по всему, я его не подвёл...

Раскол

В 2011 году на экраны страны вышел эпический 20-серийный телевизионный фильм «Раскол», в котором Валерий Гришко сыграл главную роль. Конечно, мы не могли обойти вниманием его работу над масштабным образом патриарха Никона.

«С этим фильмом мне попросту повезло, ведь я словно «вскочил на подножку уходящего поезда», – вспоминает Валерий. – Оказывается, существовало уже три варианта замечательных актёров, которые рассматривались на главную роль. В их числе – народный артист России Сергей Гармаш. И оставалось чуть больше недели до начала съёмок, когда ассистентам режиссёра попались на глаза мои фотопробы к фильму «Тарас Бульба». Правда, там я был с бородой, а когда меня вызвали на этот раз – она отсутствовала. С Николаем Николаевичем Досталем (знаменитый режиссёр и сценарист, народный артист России. – Прим. автора) до той поры мы знакомы не были, потому встретил он меня довольно равнодушно: «Вы откуда? А, из Самары. Ну идите, наклейте бороду». Сказав это, он тяжело вздохнул, видимо, задумавшись о перипетиях непростой российской истории. Когда же, уже с бородой, я снова зашёл к нему в кабинет, то реакция оказалась прямо противоположной. Тут же поехали на пробы. Сняли первую сцену. Затем переоблачение – сняли вторую. В итоге отсняли целых четыре сцены. Причём там не просто было много текста. Он ещё старинный, церковнославянский. В общей сложности пробы продолжались более четырёх часов(!). И, судя по всему, за это время у режиссёра созрело ко мне совершенно особенное отношение. Гримёрша, отвозившая меня на вокзал, с видом заговорщика на прощание шепнула: «Вы понравились Досталю. Скорее всего, играть будете именно вы».

Но я человек суеверный. И чтобы не сглазить, уже в поезде даю себе клятву, что в случае удачи соглашусь на первую же сумму гонорара, которую мне назовут. Вот так хотелось мне сыграть эту поистине историческую личность. Вернулся в Самару. Приехал в театр. Как ни в чём не бывало занимаюсь с актёрами. Вдруг звонок с киностудии: «Вы утверждены на роль. Когда сможете приехать? Но нужно прямо сейчас!». Оказывается, меньше чем за сутки меня все инстанции утвердили. Включая телеканал. При всём прочем такая скорость принятия решений объяснялась тем, что фильм снимался... в 4D. Это означало, что режиссёром был Николай Досталь, а продюсером – его брат Владимир Досталь. И точно такую же фамилию имели ассистент режиссёра и художник по костюмам. Короче говоря, кричу «Ура!», прощаюсь со своими артистами и, даже чаю не попив, снова мчусь на поезд: «В Москву! В Москву!».

Запомнилось тщательное и серьёзное отношение Николая Досталя к работе. Три дня мы с ним просидели в упор, досконально проговаривая каждую мою сцену. Мы прошли все серии, проанализировав, что где происходит и что надо иметь в виду. Ведь настоящее кино, как правило, снимается не в хронологической последовательности. Поэтому необходимо чётко представлять всю «линейку» событий, хотя уложить в голове всё это весьма непросто. Тем более, буквально накануне запуска картины.

Валерий Гришко в роли патриарха Никона в фильме «Раскол»

Когда пришло время встречи с директором картины, передо мной предстал нервно мнущийся человек: «Понимаете, у вас очень много съёмочных дней. Ну, в общем, у нас на эту роль запланировано...» – и называет довольно скромную сумму. Впоследствии выяснилось, что даже актёры, игравшие служек и прочих подчинённых патриарха, за съёмочный день получали гораздо больше моего. А ведь я поставил на 20-серийном «Расколе» свой персональный рекорд: целых 70 съёмочных дней. Да и главная роль патриарха Никона чего-то да значит. И если бы я стал торговаться, как это делают большинство коллег, то мои условия наверняка были бы приняты. Однако я хорошо помнил ту священную клятву, которую дал себе, садясь в поезд после проб. Поэтому немедленно согласился. Надо было видеть ошалевшие от неожиданности глаза директора: «Бинго!». Он выиграл джек-пот, причём с первой попытки. Такого везения он никак не ожидал: за очень смешные деньги да на главную роль. Единственное, что я решил оговорить особо – это люксовый номер в отелях, бизнес-класс в самолётах и «СВ» в поездах. «Ну это само собой! Само собой!» – засуетился директор, всё ещё не веря окончательно в свою удачу.

...Основные съёмки проходили безумно жарким летом 2010 года. В один из дней московских съёмок у меня случился небольшой перерыв. Прошёл на внутреннюю территорию Новодевичьего монастыря и присел на скамейке. И без того очень жарко, а на мне ещё полное облачение патриарха семнадцатого века, грим и наклеенная борода. Сижу себе в тени, повторяю по листочкам свою роль. Готовлюсь. Вдруг поднимаю голову и вижу трёх монашек, в оцепенении застывших в нескольких шагах от меня. В их глазах – священный ужас. И это можно было понять. Пред ними необъяснимое явление какого-то загадочного патриарха, причём, судя по облачению, весьма древнего. Чтобы вывести их из ступора, начинаю объяснять, что здесь идут киносъёмки. «О, Господи!» – перекрестились монашки и, поминутно оборачиваясь, поспешили по своим монашеским делам. Видимо, долго обсуждали они потом сие увиденное «чудо».

А вообще, несмотря на сорокаградусную жару, съёмки продолжались по 12 часов подряд лишь с одним перерывом на обед. Неоднократно случались даже обмороки среди массовки. В одной большой сцене «мой» патриарх Никон вместе со всеми присутствовал при венчании царя. Тут я тоже чуть было не свалился в обморок. Да высокий сан не позволил!

На просмотре фильма Андрея Звягинцева «Левиафан»

Партнёрство

«Снимаясь в кино, счастлив избавляться от огромного груза режиссёрской ответственности. Ведь это адски тяжёлая работа, – убеждён мой сегодняшний гость. – У актёров есть хоть какая-то возможность передохнуть между дублями, а режиссёр обязан быть в тонусе буквально круглые сутки. Мне в моей кинокарьере вообще потрясающе везёт на режиссёров. Многие с именами. И у всех высокопрофессиональное отношение к каждой мелочи.

На съёмочной площадке нашумевшего «Левиафана» поразила совершенно особая атмосфера священнодействия. Режиссёр Андрей Звягинцев никогда не играет в режиссёра, не впадает в режиссёрский раж. Когда снимали финальную сцену – воскресную проповедь моего персонажа, Архиерея, то после десятка дублей я попросил режиссёра сделать так называемый «актёрский дубль». И хотя была уже глубокая ночь, он совершенно спокойно согласился на это. В итоге именно «мой» дубль и вошёл в фильм. Андрей даже воскликнул: «Вот ведь это совсем то, что надо!».

Крайне ценным для меня является и актёрское партнёрство. После фильма «Раскол» у меня возникли прекрасные дружеские отношения с моими основными партнёрами: Сашей Коротковым, исполнившим роль моего оппонента – протопопа Аввакума, и Дмитрием Тихоновым, сыгравшим царя Алексея Михайловича. Особенно много сцен у меня было с «царём». На этой же картине мы познакомились и с Романом Мадяновым, творческое сотрудничество с которым продолжилось на картине «Левиафан». Не так давно снимались с Сергеем Безруковым. Просто замечательный партнёр. С одной стороны, сверхзнаменитый актёр, а с другой – совершенно потрясающий человек. Остроумный, лёгкий и подвижный. Это был фильм Ильи Макарова о разведчиках под названием «Охота на крокодилов».

На съёмках исторической драмы Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь» (2015)

Когда я прилетел на съёмки исторической драмы Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь» (2015), то в аэропорту меня встретила Юлия Пересильд – исполнительница главной роли в этой картине. Первыми её словами были: «Вы ведь Валерий Гришко? Что там у вас с «Левиафаном» происходит?». Оказывается, внимательно следила за всей этой дурацкой историей и очень переживала за коллег. Знала, что мы будем партнёрами по новому фильму и я буду играть генерала Ивана Ефимовича Петрова. Но удивительно другое. Ей важно было знать, что у меня там в другой жизни происходит. Живые глаза, взволнованный голос. Причём ни тени искусственности или притворства. Это здорово очаровывает. Мне просто повезло, что в очередной раз на съёмочной площадке встретился с великолепной партнёршей. Ведь в кино крайне важно, с кем именно находишься в диалоге. Так вот Юлия – потрясающая актриса и очень хороший человек. Так же, как и Полина Кутепова, с которой мы вместе играли в телевизионном сериале режиссёра Теймураза Эсадзе «Две зимы и три лета». Такие блистательные партнёрши своё отношение к тебе открывают каким-то особым человеческим импульсом. Помню, как на съёмках очаровательная Полина Кутепова вдруг подошла во время перерыва и насыпала мне полную пригоршню земляники, которую только что набрала в лесочке неподалёку. «Это вам за «Раскол», – еле слышно прошелестела она...

Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов