
- Станислав Казарин: «Подготовка кадров для IT-отрасли – стратегически важная задача»
- Надёжный «Парус» информатизации
- Генерируя будущее
- Безопасный город
- Особый инструмент, особые способности
- Мы – единомышленники Дмитрия Шостаковича
- Волшебный мир «Дома ремёсел»
- СамГУПС открыт для новаций
- Больше профессиональных кадров
- Содружество школы, науки и производства
- Бесценный опыт самореализации
- Образцовые ребята из Утёвки
- Взлёт одарённости
- «Живая Планета» заявила о себе в Самарской области
- «Лес Победы» – посади своё дерево!
- «Экология-Сервис»: сблизить теорию с практикой
- Программа в действии
- Экологические проектные инициативы
- Среда обитания
- «Живая Волга»: великая река глазами известных жителей Самарской области
СамГУПС открыт для новаций
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2015 (декабрь)
Уходящий год для сферы высшего образования Самарской области выдался неоднозначным и бурным, вызвавшим много вопросов и споров. Было что обсудить и в Самарском государственном университете путей сообщения. Отвечая на высокие требования к качеству образования, СамГУПС начал реализацию новых уникальных проектов. Многие нововведения отражают курс на профориентацию и практикоориентированность. Об этом журналу «Самара и Губерния» рассказал ректор СамГУПС Дмитрий Валерианович Железнов.
– Мы работаем сразу в нескольких направлениях. Это и повышение уровня образования, и профориентационная работа, и документооборот университета, и улучшение материально-технической базы. Мы полны идей и открыты для новаций.
Огромная работа была проведена в СамГУПС в рамках реализации поставленной Министерством образования РФ цели – повышения качества образования. Во-первых, была обеспечена нормативная база образовательного процесса: разработаны и укомплектованы учебные планы, должностные инструкции и внутренний регламент университета.
Ещё одной из новаций стало проведение так называемого входного контроля. В течение первого месяца обучения студентов-первокурсников тестировали для выявления уровня знаний. На основании результатов анкетирования были внесены коррективы в учебные планы.
В течение 2015 года было проведено анкетирование студентов, касающееся различных аспектов образовательной деятельности: учебных программ, оборудования, питания, медицинского обслуживания, проживания в общежитии. На основании этих данных были предприняты шаги, направленные на улучшение ситуации в университете. Например, в соответствии с пожеланиями учащихся учебные планы стали более практикоориентированными.
Изменилась и форма проведения занятий. Мы почти полностью перешли на интерактивное обучение – все занятия проходят в формате дискуссий, диалогов со студентами. Это касается и их самостоятельной работы вне стен университета. С этой целью мы используем электронную образовательную среду.
В этом году был существенно изменён и обновлён сайт университета. Сейчас на нём много интерактивных сервисов: анкетирование студентов на тему качества преподавания, актуальное расписание, электронная библиотека и даже внутренняя социальная сеть, дающая возможность студентам получать информацию и обмениваться мнениями, спрашивать советов преподавателей, а преподавателям – более плотно общаться со студентами и контролировать учебный процесс.
В этом году специалистами СамГУПС была разработана и внедрена «Система вузовских компетенций». Смысл новации заключается в участии работодателей в формировании общей учебной программы. Так, в соответствии с перспективами развития железных дорог, было предложено увеличить в учебном плане количество часов на изучение высокоскоростных пассажирских перевозок. Сегодня этот комплекс дисциплин введён в число обязательных. В 2016 году университет открывает три новые специальности: два направления бакалавриата – «Прикладная информатика» и «Транспортная логистика». И третье – магистерское – «Управление персоналом».
Важнейший элемент профессиональной подготовки – практика. Все студенты вуза теперь будут проходить обучение на реальном оборудовании базовых кафедр, созданных при РЖД и Самарском метрополитене. В распоряжении студентов – инновационные лаборатории последнего поколения, среди которых, например, тренажёрный комплекс для оперативного персонала сортировочной горки (ТК ОПСГ). Всё делается для того, чтобы нашим студентам было интересно участвовать в реальных процессах, которые происходят сейчас на железной дороге.
Представители производства и областных министерств не только принимают участие в работе государственных экзаменационных комиссий, но и читают лекции. Участие практиков такого уровня, безусловно, повышает качество подготовки студентов, а значит, их востребованность на рынке труда и карьерный рост.