Оглавление
4#2015
Оглавление
Архитектура и строительство
Гражданское общество
Звезда
Здоровье
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Образование
Поколение
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Экология
Юбилей
Наука

Мы – единомышленники Дмитрия Шостаковича

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2015 (декабрь)

Почему Шостакович такой разный? Почему Шостакович – это «Песня о встречном» и трагичнейшая Восьмая симфония, это героико-романтическая Одиннадцатая симфония и оперетта «Москва – Черёмушки», это монументальная Двенадцатая симфония и вокальный цикл на стихи едкого ироничного Саши Чёрного?

«Художник – чувствилище своего века». В этом возвышенном афоризме старинное слово «чувствилище» когда-то было растолковано В.И. Далем в его словаре как «способность, возможность воспринимать сознательно деятельность внешнего мира». И ещё: «чувство духовное, нравственное, совесть, сознание души, побудка сердца...».

Проект «Посвящение Д. Шостаковичу «А музы не молчали...»

Да, в Шостаковиче, его музыке отразилась вся сложность жизни, всё её многообразие. «Беспощадный в обличении зла, он целомудрен, робок и стыдлив, когда надо сказать о личном. Сила его чувств – в их чистоте...» – так отзывался о композиторе выдающийся советский дирижёр Евгений Мравинский.

Шостакович – лауреат Государственных премий, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, почётный член Английской королевской музыкальной академии наук, Академии искусств ГДР, Шведской королевской музыкальной академии, Итальянской академии «Санта Чечилия», почётный доктор Оксфордского университета, командор Французского ордена искусств и литературы... И множество званий и орденов.

Мало кто из музыкантов нашего времени удостаивался таких почестей. Ведь музыканты – не президенты и не космонавты. Но Шостакович всегда оставался таким же застенчивым, скромным, говорил тихо, не торопясь, даже как будто заикаясь...

Его любимым писателем был Чехов. Он чувствовал свою внутреннюю близость к Чехову, говорил, что Чехов – «образец чистоты, скромности, и не показной, а внутренней», разделял стремление Чехова «увидеть всё своими глазами, понять, почувствовать самому...». «Меня восхищает, – признавался Шостакович, – его жизненный подвиг – поездка на Сахалин».

На Сахалин – значило туда, где сосредоточие людских бедствий, страданий, горя. Чтобы понять и помочь... Но разве в «духовных странствиях» Шостаковича по нравственным мирам ХХ века не было своих подвигов, своих «сахалинов»? И разве это не запечатлелось в его симфониях? В его Седьмой («Ленинградской») симфонии?

В полдень 22 июня 1941 года, принимая государственный экзамен в консерватории, он услышал по радио сообщение о начале Великой Отечественной войны. Вскоре Шостакович придёт в Штаб народного ополчения Петроградского района и будет настаивать: «Возьмите хоть в кашевары...»

Проект «Посвящение Д. Шостаковичу «А музы не молчали...»

Кашеваром его не взяли. Он продолжал работать в консерватории, выезжал рыть траншеи и окопы, дежурил с пожарной командой на крыше, чердаке консерватории. У него была каска пожарного и свой пост №5. Но музыка неудержимо рвалась из композитора. Он исполняет на концерте в филармонии свои прелюдии: люди собирались сюда, рискуя жизнью, подтверждая тем самым, что красота искусства жива, что убить её невозможно.

В сентябре, когда кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда, когда на улицах города было расклеено предупреждение «Враг у ворот!», когда фашисты подошли уже к Пулковским высотам и Кировскому заводу, Шостакович выступил по радио. Композитор сообщает о том, что закончил две части нового большого симфонического произведения: «Если мне удастся написать хорошо третью и четвёртую части, то можно будет назвать её Седьмой симфонией».

Но судьба распорядилась по-своему. Седьмая «Ленинградская» симфония будет завершена и исполнена, как мы знаем, в Куйбышеве, 5 марта 1942 года. Памятная и светлая страница в истории культуры нашего края. Прозвучала она под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Из Куйбышева Седьмая была отправлена в Москву, Ленинград. Она была исполнена и в Америке оркестром под управлением великого дирижёра Артуро Тосканини. Снова симфонию везли на самолёте...

И на этот раз путь был бесконечно далёк. Партитура, переснятая на фотоплёнку, летела из Ташкента в Ашхабад, затем через Иран, Ирак, Египет, Африку, попала на корабль, который пересёк Атлантику, и благополучно прибыла в Нью-Йорк. Все радиостанции Америки транслировали Седьмую симфонию Шостаковича, исполненную под управлением Артуро Тосканини.

После победы над фашизмом Седьмая была исполнена в Париже, Вене, Осло, Копенгагене, Белграде, Праге, Будапеште...

В 1946 году её услышит Берлин. Дирижировал Вильгельм Фуртвенглер. Газеты писали: «Шостакович – музыкальный трибун мира». Организация Объединённых Наций избрала для своего официального гимна мелодию «Песни о встречном».

В день столетнего юбилея Дмитрия Шостаковича, 25 сентября 2006 года, в Самаре появилась улица, носящая его имя. На доме, где в годы Великой Отечественной войны жил и работал композитор, – мемориальная доска. Взгляд Дмитрия Шостаковича на этом портрете внимателен и сосредоточен. Он как будто вглядывается в день сегодняшний, уже в ХХI век, и вопрошает...

Проект «Посвящение Д. Шостаковичу «А музы не молчали...»

Ведь через всё творчество композитора проходит мысль и мечта, чтобы людям не было плохо, чтобы они не страдали из-за войн и социальных бедствий... И мы – единомышленники Дмитрия Шостаковича. Единомышленниками композитора стали и участники международного проекта «Посвящение Д. Шостаковичу «А музы не молчали...». Создатели литературно-музыкально-публицистического спектакля – театр «Мастера и дети». Юные художники Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Саранска, Севастополя, Ульяновска, Казани, Самары, Волгограда и Штутгарта (Германия), воплотившие в своих рисунках на эту тему образы муз и их служителей в годы Великой Отечественной войны.

И сегодня, когда окружающий нас мир полон треволнений и страстей, когда нервы напряжены до предела, когда проливается кровь ближних – юные художники стали посланниками Мира, Добра и Красоты.

Творческие фантазии юных художников смогли увидеть жители Москвы в мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина и по достоинству оценить их. А теперь их смогут увидеть и на родине Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, в Санкт-Петербурге. В Российской национальной библиотеке с 15 декабря 2015-го по 31 января 2016 года будет проходить международная выставка «Посвящение Д. Шостаковичу «А музы не молчали...».

Это замечательный подарок к 110-летию со дня рождения величайшего композитора двадцатого столетия.

Елена Маргина, заслуженный работник культуры РФ, руководитель проекта, директор и председатель правления Самарского филиала Российского Фонда Культуры

Автор: Елена Маргина


Автор:Елена Маргина