Оглавление
4#2015
Оглавление
Архитектура и строительство
Гражданское общество
Звезда
Здоровье
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Образование
Поколение
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Экология
Юбилей
Наука

Римские каникулы

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2015 (декабрь)

Туризм и путешествия

Дороги

Каждому знакома классическая фраза: «Все дороги ведут в Рим». Древний Рим был центром тогдашнего мира, и все дороги вели к Римскому Форуму, который поистине являлся политическим и гражданским сердцем империи. Нынче в Риме огромное количество площадей, от которых во все стороны разбегаются бесчисленные улицы-дороги. Ну а сегодняшний Форум – это лишь руины. Хотя и запредельно величественные. Именно отсюда с ораторской трибуны Ростра после убийства императора Юлия Цезаря с пламенной речью «К друзьям, римлянам, согражданам» обратился легендарный Марк Антоний.

Неподалеку от развалин великолепных храмов, в том числе храма Антония и Фаустины, храма Веспасиана и храма Сатурна возвышается восстановленный Дом девственных весталок. Значит, они кому-то дороже... Но есть в Риме древнее здание, которому повезло полностью сохраниться до наших дней. Это Пантеон – храм всех богов, возведённый при императоре Адриане. Он не стал увековечивать себя любимого. А велел начертать на фронтоне: M. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT, что переводится как: «Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Дело в том, что прообразом здания являлся пантеон, стоявший на этом же месте и сильно пострадавший от пожаров. Короче говоря, Адриан оказался скромным парнем и посвятил своё творение славной памяти предков.

Здесь покоятся многие известные итальянцы, среди которых Рафаэль, короли Умберто I и Виктор Эммануил II. Достаточно обойти величественный храм, чтобы окончательно убедиться в его преклонном возрасте. Шрамы на массивных боковых стенах зримо выдают почти две тысячи лет испытаний и невзгод.

В 609 году Пантеон был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес. Наверное, именно потому и дошёл до нас целым и почти невредимым. А вот римский Колизей, построенный почти в те же времена, что и Пантеон, чуть было не оказался начисто разграбленным... самими римлянами. И ещё говорят, что русские тащат всё, что плохо лежит.

В это трудно поверить, но начиная с XIV века Колизей стал рассматриваться как источник дармового строительного материала. Даже высокопоставленные лица не удержались. Камнями, выломанными из величественного здания, воспользовался кардинал Риарио при строительстве Дворца канцелярии. Решили не отставать даже главы Ватикана. Папы Павел I и Павел II «утянули» камни колизеевы для возведения венецианского дворца и Палаццо Фарнезе. Конец этой почти двухсотлетней вакханалии положил Бенедикт XIV, севший на папский престол в 1740 году. При нём и особенно при его последователях исторический объект взяли под охрану и даже кое-где подлатали. А к 7 июля 2007 года по результатам международного голосования Колизей был признан одним из семи новых чудес света!

Туризм и путешествия

Следующее чудесное местечко шаговой доступности – это площадь Навона. Одна из красивейших в Риме. Здесь сразу три великолепных фонтана, самый грандиозный из которых – фонтан Четырёх рек. Шедевр гениального архитектора Джана Лоренцо Бернини. Композиция представляет собой древний египетский обелиск, перенесённый сюда с берегов Нила, окружённый четырьмя статуями божеств, символизирующими главные реки всех частей света. Это Ганг, Дунай, Нил и Ла-Плата.

Если пешком отправиться отсюда на север, то вскоре попадёте на набережную реки Тибр. Здесь – Мавзолей Адриана, он же замок Святого Ангела. К нему через Тибр ведёт один из древнейших мостов, также названный в честь Святого Ангела. По легенде, именно ангел в шестом веке спас население Рима от эпидемии чумы. И наконец, буквально через десять минут вы выходите к Ватикану – самому маленькому в мире независимому государству. Естественно, главная достопримечательность Ватикана – это собор Святого Петра. Крупнейшая историческая христианская церковь в мире, возведённая над могилой последователя Христа. Апостола, принявшего смерть за свою веру. Над созданием архитектурного шедевра трудилось несколько поколений грандов Возрождения и барокко, в том числе Микеланджело, Рафаэль и Бернини.

Гоголь

Ярким весенним утром 26 марта 1837 года тихая площадь Del Popolo первой в Риме встретила русского гения. На её углу по сей день существует и исправно функционирует HOTEL DE RUSSIE (отель «Россия»), в котором и остановился Николай Васильевич. Именно здесь его застала трагическая весть о смерти Пушкина.

А вообще в Италию Гоголь рванул сразу после представления «Ревизора». Немалая часть тогдашнего истеблишмента всерьёз ожесточилась на автора из-за откровенности показа отечественных плутов и проходимцев.

Туризм и путешествия

…Рим и Италия должны были стать спасительным утешением для писателя. Величественный Колизей и горы Фраскати, зелёные пики кипарисов и сияющие на солнце купола собора Святого Петра оказались тем самым долгожданным бальзамом на его душевные раны. «Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу и уже на всю жизнь», – пишет он друзьям на родину. Дольше всего он прожил на улице STRADA FELICE, что в переводе означает «Дорога счастья». Весьма символично, что легендарный фильм великого Феллини тоже назывался LA STRADA («Дорога»).

О дороге – как символе. Символе жизни... Теперь эта улица VIA SISTINA, где на доме под номером 126 сто лет назад была установлена мраморная мемориальная доска с барельефом Гоголя. Надпись на русском и итальянском гласит: «Здесь в 1838 – 1842 г.г. жил Николай Васильевич Гоголь. Здесь писал «Мёртвые души». Причём он не только создавал здесь свою бессмертную поэму, но и практически полностью её завершил. Именно на ней больше всего сказалось влияние Рима. Мало кто знает, что идея написания «Мёртвых душ» была навеяна... «Божественной комедией» Данте. Своему другу Плетнёву Гоголь пишет: «О России я могу писать только в Риме. Только там она предстаёт мне вся, во всей своей громаде!» Эти слова начертаны на постаменте памятника Гоголю работы Зураба Церетели, установленного на римской вилле Боргезе.

...Итак, он жил на улице под названием «Дорога счастья», творил, учил итальянский язык. Даже начал понемногу общаться с обитателями соседних домов. В результате его запомнили, полюбили и стали звать вполне по-свойски «синьор Николо». От его дома можно пройтись «гоголевским маршрутом»: сперва несколько минут пешком до исторической церкви TRINITA dei MONTI, а затем по Испанской лестнице спуститься к её подножию на PIAZZA di SPAGNA. Вот и в те годы, пересчитав те же самые сто тридцать восемь (!) ступенек, Николай Васильевич наверняка останавливался передохнуть на Испанской площади и освежиться возле фонтана BARBACCIA («Лодочка»). В двух шагах отсюда жили Стендаль и Вальтер Скотт, останавливались погостить Ницше и Шопенгауэр. Поблизости на VIA CONDOTTI до сих пор работает ANTICO CAFFÉ GRECO, где один и в шумной компании любил бывать Гоголь. А ещё он нередко навещал княгиню Зинаиду Волконскую, которая тогда подолгу проживала в Риме. Писатель очень высоко ценил её радушие и кулинарные способности. Из русских никто и никогда не высказывался о Риме столь же ярко и эмоционально, как «синьор Николо». Вот лишь один пример: «О, Рим, Рим! Кроме Рима, нет Рима на свете! Хотел я было сказать – счастья и радости, да Рим больше, чем счастье и радость!».

Туризм и путешествия

Рим = Мир

Вечный город совершенно немыслим без сотен фонтанов. А самым легендарным фонтаном Рима по праву считается FONTANA di TREVI. Некоторые ошибочно приписывают его авторство великому архитектору Бернини. Но на самом деле фонтан Треви построил итальянский архитектор Никола Сальви. Хотя и по эскизам Бернини. Работа над этим шедевром продолжалась целых тридцать лет, с 1732-го по 1762 год. Небольшая площадь вокруг фонтана очень напоминает амфитеатр, заполняемый нетерпеливыми зрителями, а сам фонтан – своеобразную «сцену», в центре которой царствует бог Океана в раковине-повозке.

Треви – самый величественный фонтан Рима, его размеры 26 на 20 метров. Волшебное творение в стиле барокко, в котором сама архитектура кажется ожившей усилиями животворящей воды. Это подлинная драгоценность, фантастическое произведение искусства из воды и камня. На заднем плане к нему вплотную примыкает PALAZZO POLI, отчего фасад дворца и сам фонтан воспринимаются словно единое целое. Весь комплекс смотрится от этого ещё грандиознее. Кстати, второй этаж Палаццо Поли в 30-х годах девятнадцатого века подолгу снимала наша княгиня Зинаида Волконская.

Фонтан Треви был запечатлён в нескольких знаменитых кинофильмах, в том числе в мелодраме «Римские каникулы» (1953) с Одри Хепберн и Грегори Пеком и комедии «Безумно влюблённый» с Орнеллой Мути и Адриано Челентано. Ну а в легендарной трагикомедии Федерико Феллини «Сладкая жизнь» Треви и вовсе стал третьим главным персонажем наравне с Анитой Экберг и Марчелло Мастроянни. Фильм был удостоен гран-при «Золотая пальмовая ветвь» XIII Каннского фестиваля, а также премии «Оскар». Вместе с ещё одной лентой маэстро Феллини «8 с половиной» считается вершиной творчества режиссёра. Обе картины о жизни мужчины, переживающего творческий кризис. Эти шедевры оказали огромное влияние на мировой кинематограф, породив направление под названием «арт-хаус». Любопытно, что в 1960 году, сразу после выхода в прокат, фильм «Сладкая жизнь» вызвал резкое осуждение официальной газеты Ватикана «L’OSSERVATORE ROMANO». Так сказать, «по-соседски»...

Кстати, в этом году исполнилось ровно 55 лет со дня исторической премьеры LA DOLCE VITA. А попав к знаменитому фонтану в дни празднования полувекового юбилея культовой картины, с удовольствием обнаружил возле него большой стенд с празднично оформленной киноафишей. На огромном постере были изображены главные герои, слившиеся в страстном поцелуе на фоне Треви... Тихая ночь в сказочном Риме, очаровательная голливудская звезда Сильвия в исполнении Аниты Экберг прыгает в фонтан Треви прямо в своем платье от FENDI и недвусмысленно приглашает местного журналиста Марчелло (Марчелло Мастроянни) последовать её примеру...

Горячая любовная сцена в ледяных водах январского де Треви навсегда стала наиболее яркой киноролью фонтана, по которой его запомнили миллионы зрителей.

Туризм и путешествия

Возникла даже настоящая традиция. Необходимо встать спиной к фонтану и правой рукой через левое плечо метнуть монету в его воды. Тогда вы обязательно вернетесь в Рим. Любопытно, что коммунальные службы Рима ежегодно вылавливают из Треви кругленькую сумму в размере 700 тысяч евро. Оказывается, сложился уже целый свод примет. Так, бросившего две монетки ожидает любовная встреча. Три – свадьба. Четыре – богатство. Пять монет – разлука. Примета с одной монеткой у меня до сих пор срабатывала неукоснительно.

VIVA di TREVI! VIVA ROMA! И ведь недаром имя РИМ справа налево будет МИР! Как же он важен для нас сегодня! Причём во всех смыслах этого слова...

Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов