Оглавление
4#2015
Оглавление
Архитектура и строительство
Гражданское общество
Звезда
Здоровье
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Образование
Поколение
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Экология
Юбилей
Наука

Бесценный опыт самореализации

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2015 (декабрь)

Сочетание богатой истории и современного инновационного подхода к выявлению и подготовке талантливой молодёжи определяют уникальность Гимназии № 4 городского округа Самара.

Задача современной школы – готовить учащихся к жизни в условиях изменчивой и конкурентной экономики, развивая в них мобильность, способность к инновациям, умение работать в команде и принимать самостоятельные решения, готовность жить в современном открытом мире, не забывая при этом истории, традиций, ценностей своей Родины.

Гимназия №4 г.о. Самара

Самарская гимназия № 4 предоставляет учащимся прекрасную возможность опробовать и проявить себя в различных проектах, в том числе международных, реализовать свои способности и таланты, приобрести неоценимый опыт, который подскажет наиболее точный выбор профессии и определит качество дальнейшей жизни.

История и современность

Статус гимназии был присвоен в 2008 году школе № 44, имеющей вековую историю. В нынешнее здание на улице Физкультурной школу № 44 перевели в 1975 году, присоединив к ней находившуюся здесь школу № 149. Тогда же за учебным заведением был закреплён статус школы с углублённым изучением немецкого языка. В 1990-е годы школа активно осваивает новые образовательные методики, налаживает международные связи.

1998. Начинается работа по программе подготовки учащихся к международному экзамену на Немецкий языковой диплом 2-й ступени.

2001. Школа становится лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года».

2006. Школа побеждает в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы (в рамках приоритетного нацпроекта «Образование»).

2010. Школа становится победителем в очном этапе регионального конкурса «Образовательное учреждение – центр инновационного поиска».

Гимназия №4 г.о. Самара

В гимназии ведётся целенаправленная подготовка школьников к участию в разнообразных олимпиадах, конкурсах, форумах, фестивалях и проектах в рамках программы «Одарённые дети». Создана современная материальная база. Уже с первого класса ученики становятся членами Научного общества учащихся и активными участниками научно-творческих конференций, фестиваля «Диалог двух культур», интеллектуальных игр, кружков, спортивных секций.

Соколова Елена Анатольевна, директор МБОУ Гимназия № 4 г. о. Самара:

«Непременным условием успеха является системность в работе по развитию детей. Для раннего выявления, развития и реализации способностей обучающихся в гимназии созданы все необходимые условия: наличие высококвалифицированных педагогов, привлечение специалистов высшей школы, ранние индивидуальные занятия по углублённому изучению предметов, вовлечение каждого ученика в исследовательскую деятельность».

Прошлый 2014–2015 учебный год был весьма успешным для гимназии. По результатам ЕГЭ почти половина выпускников (48%) получили 90 и более баллов, в том числе трое стали стобалльниками по одному из предметов. 25% выпускников получили аттестат с отличием и золотые медали. Все бывшие гимназисты стали студентами ведущих вузов Самары, Санкт-Петербурга, Москвы, а Денис Ильясов получил приглашение учиться в Германии. Победителями, призёрами и лауреатами различных конкурсов стали 249 учащихся (с 1-го по 11-й класс).

Ежегодно учащиеся Самарской гимназии № 4 становятся лидерами регионального тура всероссийской предметной олимпиады по немецкому языку, участниками и призёрами её заключительного этапа. Вот и в этом году Денис Ильясов и Вадим Хамзин стали обладателями премии губернатора Самарской области по итогам регионального этапа олимпиады. А Вадим Хамзин – призёром её заключительного всероссийского этапа и обладателем премии президента РФ. Кроме того, он стал призёром областной научно-творческой конференции школьников по информационным технологиям и программированию.

Язык как универсальное средство

Гимназия № 4 первой в Поволжье получила статус экзаменационного центра по подготовке учащихся к международному экзамену на Немецкий языковой диплом. И в 2001 году первые гимназисты стали обладателями международного сертификата «Немецкий языковой диплом», дающего право поступать в вузы Германии без сдачи экзамена по языку. Сертификат выдаётся более чем в 40 странах мира, в России по данной программе сегодня работают 43 школы в 17 городах.

Ураксина Елена Геннадьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

«По результатам международного экзамена в проекте «Немецкий языковой диплом» наша гимназия ежегодно признаётся Германией лучшей в Поволжье. По этой программе гимназия сделала уже 15 выпусков, в результате чего обладателями международного диплома стали более 200 учащихся».

Именно работа в системе международного диплома обусловила необходимость расширения социальных контактов, обучения общению в процессе достижения цели с широким кругом сверстников – носителей немецкого языка. Отсюда возникла идея создания эффективной образовательной среды посредством совместных международных образовательных проектов.

Гимназия №4 г.о. Самара

Начиная с 2000 года гимназия осуществила 15 таких проектов в партнёрстве с учебными и культурными учреждениями Германии. Первым партнёром стала школа имени Филиппа Райса (г. Фридрихсдорф). Особенно плодотворными стали отношения с штутгартскими гимназией имени Лейбница, театром «Ренитенц» и Музейно-педагогической службой при поддержке администраций городов Самары и Штутгарта, а также Института имени Гёте. Проекты носили самую разную тематику – научно-образовательную, литературную, историческую, социально-культурную и даже театральную. Их разнообразие видно по названиям: «Школа и демократия», «Специализированные предметы на немецком языке», «Партнёрство Самары и Штутгарта глазами молодых», «Друг и враг в СМИ», «Межкультурные различия», «Немцы в Поволжье, русские в Баден-Вюртемберге» и другие.

В числе проектов – две постановки мюзиклов на немецком языке. В 2009 году с огромным успехом прошла постановка мюзикла «Ганс, поддай жару!» на сцене театра «Самарская площадь» под руководством и при участии актеров театра «Ренитенц». Этот проект был признан лучшим среди всех молодёжных проектов в Германии. Следующей стала театральная постановка «Холодное сердце» по сказке Вильгельма Гауфа. Премьера состоялась в октябре 2012 года на сцене театра «Самарская площадь» в Самаре, а затем спектакль был показан ещё несколько раз: в Штутгарте в театре «Ренитенц», в театре города Баден-Бадена, в самарской гимназии № 4 и в СамГУ.

Очень содержательным и эмоционально насыщенным стал проект 2014 года «100 лет Первой мировой войне: между восторгом и катастрофой», который осуществлялся на фоне обострения отношений России с Западом. Кроме российских и немецких гимназистов в проекте приняли участие школьники из французского Страсбурга. Дети побывали во всех трёх странах.

Гимназия №4 г.о. Самара

В ходе проекта во время записи передач немецких телеканалов в Москве самарские гимназисты вступили в острую дискуссию с немецкими журналистами, которым впоследствии пришлось извиниться за слишком грубую антироссийскую пропаганду. Показательно, что в этой дискуссии ученики и учителя Германии и Франции приняли сторону русских участников проекта. Наша молодёжь прошла настоящий урок гражданственности и патриотизма, осознания ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Во всех международных проектах педагоги, ученики и их родители получают бесценный опыт совместной творческой и исследовательской работы. «Дети в ходе работы над проектом учатся высказывать и аргументировать своё мнение, дискутировать, находить решение поставленных задач, уважать культуру другого народа, – говорит Елена Анатольевна Соколова. – Высокие достижения ребят – это результат творческого подхода, применения новаторских технологий педагогами. Для каждого ученика гимназии создана комфортная среда для проявления своих склонностей и успешной самореализации. И в этом смысле знание языка становится одним из универсальных средств достижения цели. Ведь в какой бы области в дальнейшем ни работали наши выпускники, язык обеспечивает им весомое конкурентное преимущество, а значит – успешный профессиональный и карьерный рост».

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин