Третий выпуск профессиональных артистов балета

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2016 (июль)

Вот уже третий год Самарский хореографический колледж выпускает из своих стен молодых профессиональных артистов балета.


Традиционный гала-концерт демонстрирует то, чему научились воспитанники за прошедший год, за ним экзамены и ещё одно итоговое представление – последнее для тех, кто обретает новый статус дипломированного специалиста и уже не вернётся в хореографическое училище студентом, а продолжит долгий и интересный путь артиста балета в театре.


Также по традиции на экзамены и выпускной концерт в этом году были приглашены почётные гости – выдающиеся деятели культуры, которые не только оценивали профессиональный уровень подготовки ребят, но и непосредственно участвовали в репетиционном процессе отчётного спектакля, давали рекомендации на предстоящее выступление, ценные напутствия на дальнейшую реализацию полученных знаний и умений в профессиональной жизни.

Среди них уже знакомая учащимся и педагогам колледжа по прошлогоднему визиту Анна Мария Прина – известная фигура в балетной педагогике, консультант многих европейских театров, экс-директор знаменитой итальянской школы балета театра «Ла Скала». В этот раз она приехала ещё с одной гостьей из Италии – Каролиной Писано, молодым директором хореографической школы Неаполя. Третьим гостем стал Дмитрий Владимирович Трубочкин, секретарь Союза театральных деятелей РФ, профессор факультета искусств Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кафедры истории зарубежного театра Российского университета театрального искусства (ГИТИС), кафедры искусствоведения Школы-студии (института) имени Вл.И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А.П. Чехова, член президиума Совета по культуре и искусству при президенте Российской Федерации, доктор искусствоведения, лауреат Национальной телевизионной премии «ТЭФИ».

Дмитрий Владимирович возглавил экзаменационную комиссию и первым поделился впечатлениями об уровне подготовки студентов и о Самарском хореографическом колледже в целом.

Дмитрий Трубочкин: Впечатления от того, что я увидел на экзаменах, просто замечательные. Чувствуется профессиональная работа педагогов, которая велась шаг за шагом, и ребята достойно показали её результаты. Естественно, детки все разные, кто-то более приспособлен к балетному искусству с точки зрения трудолюбия и телесной фактуры, кто-то менее, но все успешно прошли экзаменационные испытания, продемонстрировали хороший уровень освоения классической школы балета. К сожалению, в колледже оказалось мало мальчиков, но на это есть объективные причины. В Москве и в Петербурге, где молодые люди более осведомлены о престижности балетного искусства, они охотнее поступают в хореографические школы. Но чем дальше от центра, от столицы, тем труднее живёт это искусство, сложнее уживается мысль о престижности карьеры артиста балета в умах молодого поколения юношей, и в результате мы видим классы с одним-двумя мальчиками. Поэтому так важна популяризация сложнейшего и красивейшего из искусств. Просто необходимо, чтобы о балете неустанно говорили, показывали спектакли, приглашали в регион именитых гостей из мира танца, обсуждали востребованность профессии. Есть ещё одно условие успешного существования хореографического училища – это наличие интерната. Во всех ведущих балетных школах он есть, и я уверен, что многие родители готовы привезти своих детей в Самару, если будут организованы условия для проживания иногородних студентов. Властям и жителям города важно понять, насколько престижно иметь в городе хореографическое училище. Это та школа, без которой невозможен театр. На практике выстроить школу с сильными педагогическими традициями невероятно сложно. В Самаре она уже есть, остаётся только её поддержать.

С&Г: В Самарский хореографический колледж уже второй раз приезжает выдающийся деятель европейского театра Анна Мария Прина. В прошлом году в колледж также приглашали специалиста по балетной педагогике Мартина Путтке. Насколько полезен обмен опытом с зарубежными коллегами, ведь европейские школы в некоторым смысле отличаются от русской школы подготовки артистов балета? А здесь русскую культуру и традиции особо оберегают.

Д.Т.: Что касается Анны Марии Прины, то она человек русского балета в той же степени, что и итальянского. Она стажировалась в Москве и в полном объёме освоила русскую школу у сильнейших педагогов. Она перевела на итальянский язык книгу Надежды Базаровой «Основы классического танца» по системе обучения Агриппины Вагановой и продолжает распространять свои знания в итальянских и других европейских школах. Её приглашают в Англию, Францию, различные города Италии выступить консультантом, принять экзамены, оценить международные хореографические конкурсы. Анна Мария прекрасно знает, что такое русская классика и какая роль отводится ей в истории становления великого искусства балета. Поэтому важно ли её присутствие здесь? Конечно, важно. Сам по себе международный обмен, межкультурная коммуникация чрезвычайно полезны. Во всех ведущих школах дальновидные педагоги стараются пригласить на генеральные репетиции и экзамены кого-то со стороны, кто может оценить свежим профессиональным взглядом то, что делается внутри школы. Ведь в целом существование балетных школ достаточно замкнуто само по себе, а профессиональный взгляд со стороны размыкает эти узкие границы. Если школу посещает такой специалист, как Анна Мария, фигура номер один в балетной педагогике, знающая, как организованы лучшие театры мира, это очень ценно.


С&Г: Анна Мария, похожа ли система подготовки танцовщиков европейских и русских школ?

Анна Мария Прина: В Европе так же, как и в России, разделяют понятие классического танца и современного танца. Система подготовки артистов классического балета имеет чёткий набор элементов и устоявшихся правил, по которым можно определить правильность того или иного движения, мастерство танцовщика. Поэтому программа подготовки классических артистов практически едина для всех ведущих хореографических училищ мира, и в первую очередь они ориентируются на русскую школу – систему А.Я. Вагановой. Для исполнения современного танца также требуется серьёзная подготовка и огромная работа с телом, но, с другой стороны, здесь отсутствуют те выработанные правила и критерии оценки точности движений, как в классике. По сути, система подготовки танцовщика современного направления не имеет чёткой структуры, и каждая хореографическая школа может выбрать одну из многочисленных методик преподавания Contemporary Dance.

С&Г: Каковы мировые тенденции балетного искусства?

А.М.П.: Неоклассика. И это присутствует уже повсеместно. Тот же современный танец, который может исполняться на пуантах или без них, всё равно основан на классике, только исполняется с отклонениями от строгих линий и положения тела. Артист, освоивший классику, может танцевать абсолютно всё. Ведь классика – это самая совершенная школа, основа основ.

С&Г: Анна Мария, стоит ли развивать направление современного танца в самарском колледже?

А.М.П.: Я несомненно приветствую новые формы танца, и, думаю, учащимся будет интересно познакомиться с тем, что танцуют в мире. Поэтому я от всего сердца желаю самарскому колледжу развития, прошу губернатора и министерство культуры рассмотреть возможность строительства нового здания и интерната для колледжа. Тогда можно будет приглашать европейских педагогов и хореографов, увеличивать классы, давать больше спектаклей с участием воспитанников колледжа в местном театре.


Министр культуры Самарской области Сергей Васильевич Филиппов абсолютно согласился с Дмитрием Трубочкиным и Анной Марией Приной в том, что балетное училище, являясь одной из визитных карточек города, требует особого внимания и поддержки. Он заметил, что решением вопроса расширения колледжа займутся в ближайшие годы.

Сергей Васильевич не пропускает важные события в жизни Самарского хореографического колледжа. Он вместе с почётными гостями присутствовал на выпускном спектакле «Фея кукол», поздравил студентов последнего курса с успешным освоением программы и пожелал им блестящего будущего на лучших сценах мира.

Автор: Ирина Киселенко


Автор:Ирина Киселенко