Владимир Муратов: «Дарить надежду – большое счастье»
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2017 (октябрь)
На фоне событий последних лет слово «патриотизм» стало употребляться всё чаще, и далеко не всегда мы задумываемся об истинном, высоком его значении. Вновь прочувствовать всю его глубину нам помогает пример тех, чьи цели, дела и вся жизнь посвящены служению людям, заботе об их благополучии, самореализации и духовном росте, сохранению истории и традиций предков, постоянному стремлению сделать этот сложный мир чище, краше и добрее. И не ради наград и почестей, а просто потому, что по-другому нельзя. Наш собеседник – один из таких людей, настоящих патриотов. Владимир Николаевич Муратов – председатель президиума СРО МЭД «Живая Планета», руководитель рабочей группы «Экология и культура» при комиссии по культуре Общественной палаты РФ, депутат Думы г.о. Отрадный, генеральный директор ООО фирма «Гранит».
С&Г: Владимир Николаевич, вся ваша жизнь неразрывно связана с городом Отрадный и Кинель-Черкасским районом. Что для вас значит малая родина?
Владимир Муратов: Родился я в селе Алтуховка, которое сегодня именуется Алтухово и находится в 4 километрах от Отрадного. Родители перебрались в Алтуховку из мордовского села Ерзовка Кинель-Черкасского района в 1952 году, сразу после рождения моего старшего брата и за четыре года до моего появления на свет. Согласно историческим сведениям и семейным преданиям, семья Муратовых была в числе тех нескольких семей, которые основали Ерзовку, прибыв из Пензенской губернии в конце XVIII века. В селе до нынешних дней сохранился дом моего прадеда.
В то же время с Отрадным мы практически ровесники – и он, и я родились в мае 1956 года. Я, можно сказать, своими глазами наблюдал развитие города, рос вместе с ним. По окончании «восьмилетки» в Тоузаково, в старшие классы я пошёл уже в городскую школу №1. Вскоре моим родителям, трудившимся на железной дороге, дали жильё в Отрадном, и мы уже всей семьёй переехали в город. Особым достатком ни мы, ни наши соседи похвастаться не могли, но жили очень дружно, на праздники собирались всем двором.
В школе я очень любил уроки труда и, сколько себя помню, всегда что-нибудь мастерил, увлекался техникой, был и механиком, и радиолюбителем, мог полностью разбирать и собирать двигатель внутреннего сгорания, ездил на мотоцикле «Ковровец» – это предшественник «Восхода». После школы окончил техническое училище в Куйбышеве и, вернувшись в Отрадный, стал работать слесарем по ремонту сложной бытовой техники. В 18 лет женился. Моя супруга Татьяна Владимировна всю жизнь была медработником, но в последние годы занимается домом и внуками.
С&Г: Так что же всё-таки вам роднее – село или город?
В.М.: В Алтуховке я родился и по прошествии определённого времени – вернулся туда снова, предпочтя городской квартире собственный дом. Все мы рано или поздно устаём от современной цивилизации и стремимся к родным полям, лесам, рекам, хотим окунуться в знакомую с детства природу, историю, легенды.
В то же время мне бесконечно дороги улицы, дворы и скверы Отрадного, люди, такие близкие мне по духу. С ним связаны многие успехи, свершения, достижения. Город и село в моей жизни срослись воедино. Наверное, в силу этого я не делю людей на горожан и сельчан. Всех одинаково люблю и уважаю. Сегодня у нас много совместных проектов, которые объединяют город и район, и я счастлив, что могу работать на общее благо, для общей пользы.
Конечно, место, где вырос человек, влияет на его характер и мировоззрение, но ключевую роль всё-таки играет семья. Для меня главным авторитетом в жизни был и остаётся мой отец, Николай Петрович. За добросовестный труд он был награждён знаком «Почётный железнодорожник» и орденом Трудового Красного Знамени, был депутатом райсовета и председателем родительского комитета в нашей школе. Но в обычной жизни это был человек простой, честный, добрый, отзывчивый на чужую беду. Скромный и немногословный, он не любил читать нотации. Но своим примером он учил нас трудолюбию, неравнодушию, милосердию, необходимости помогать слабым и помнить свои корни, своих предков.
С&Г: Наверное, отсюда ваш интерес к сохранению культуры, национальных традиций, обычаев, языка мордовского народа? Как появилась идея создания Музея мордвы?
В.М.: После смерти отца 20 лет назад мысли о создании чего-то подобного ко мне приходили постоянно. Сейчас я думаю, что музей стал, наверное, лучшим способом сохранить память о нём, выразить сыновнюю любовь и признательность.
Решение о создании музея не было спонтанным. Оно зрело годами, последовательно и динамично, вместе с интересом к истории и языку. Нужно было накопить определённый опыт, собрать окружение из заинтересованных людей, единомышленников, аккумулировать материальные ресурсы, чтобы, наконец, реализовать этот проект.
Главная особенность музея состоит в том, что в нём уникальные экспонаты, подлинные документы и предметы быта мордовского народа соединены с самыми современными мультимедийными технологиями, что привлекает молодёжь и позволяет проводить интересные интерактивные мероприятия для школьников. Не секрет, что именно на подрастающее поколение, на его приобщение к истории и культуре предков, направлены наши усилия. Ведь в последние годы с катастрофической быстротой утрачиваются национальный уклад, обычаи, язык. Дети растут, не зная, кто их предки, где они жили, чем занимались. И наша важнейшая задача – привить им интерес к корням, традициям, языку, дать почувствовать гордость за свою многонациональную страну. Только так мы сможем вырастить настоящих патриотов.
В рамках музея нам удалось создать интересную современную площадку для культурного диалога и взаимодействия различных национальных объединений Самарской области и других регионов, для реализации самых разных образовательных и просветительских проектов.
С&Г: Раз уж мы заговорили о молодёжи, скажите, на ваш взгляд, может ли она сегодня быть востребована на селе? И каково будущее села?
В.М.: Вопрос сложный, и здесь можно рассуждать по-разному. Исходя из объективных социально-экономических факторов, надо признать, что мы не в состоянии остановить продолжающийся процесс исчезновения малых сёл. Там нет той инфраструктуры, которая есть, например, в райцентрах. Но мы вполне можем сохранить сёла в радиусе 30 километров от райцентров и городов, если к ним будут вести качественные дороги, а в самих сёлах будут свет, газ и вода.
Крупные же сёла могут и должны развиваться. Но для этого должна быть связь населения, общественности с местной властью, администрациями. Сегодня власть приближается к народу, стремится работать на его интересы, и это радует. Однако, несмотря на все позитивные процессы, двигаться в этом направлении надо ещё активнее. Система пока не работает так, как должна работать. Не все чиновники на местах руководствуются интересами жителей. Именно поэтому люди стали объединяться в общественные организации, которые задают властям острые вопросы, выдвигают инициативы. Кстати, общественный совет, который мы создали в Алтухово, стал одним из первых в районе сельских общественных советов.
Стоит отметить, что сегодня на местных уровнях власти довольно много молодёжи. Как правило, это люди энергичные, амбициозные, инициативные. Правда, работа в нынешних условиях очень сложна и неблагодарна, так как при возросшей ответственности ресурсы крайне ограничены.
С&Г: Многие вас знают не только как активного общественного деятеля, но и как щедрого мецената. Что вас подвигает так активно заниматься благотворительностью?
В.М.: Я всегда говорю, что денег либо нет, либо их мало. Это значит лишь то, что я знаю наперёд, куда их потратить. Зачем человеку деньги, с которыми он не знает, что делать? Я всегда привожу в пример животных, которые никогда не возьмут у природы больше, чем им необходимо для поддержания собственной жизни. Человек, к сожалению, меры не знает. То, что он не смог съесть, заберёт с собой или испортит. Постыдное качество. Поэтому я живу по принципу: обеспечив благополучие собственное и своей семьи, я должен поделиться с другими, с теми, кто в этом нуждается. В то же время, если я дам человеку слишком много, это может привести к отрицательному результату. Человек должен добиваться всего сам. Да, необходимый толчок дать надо.
А дальше, если в тебе есть «мотор», то ты поедешь сам. А уж если нет, то сколько ни толкай, проку не будет.
Поэтому, если есть лишняя копейка, я стараюсь её направить на поддержку культуры, искусства, спорта, образования. Вообще, я считаю, что хорошее образование – это главное и самое важное, что нужно дать человеку в жизни. Интеллектуальный багаж не подвержен инфляции, его нельзя отнять или украсть, и он всегда позволит заработать на жизнь.
Важно помогать тому хорошему, что рождается в народной массе. Для меня дарить надежду – большое счастье, и я очень радуюсь, когда человек растёт, достигает высот. Есть талантливые ребята, и я их поддерживаю, стараюсь вывести в люди. Но только до определённого момента – пока вижу, что эта помощь действительно необходима и они реально оценивают свои силы, проявляют последовательность и постоянство в достижении своей цели.
С&Г: К собственным детям у вас такое же отношение?
В.М.: Конечно. И именно потому, что я их люблю, мне важно, чтобы они всего добивались самостоятельно, своим умом, своими руками. Обеспечить благополучие, «хлеб с маслом», я помогу, но на «икру» они, если хотят, пусть зарабатывают сами.
Слава Богу, дети меня прекрасно понимают. Все – с высшим образованием, а то и с двумя, работают, обеспечивают себя. Внуки учатся, причём двое старших – в МГУ. Сын Николай недавно стал кандидатом экономических наук.
Особенно меня радует то, что дети вслед за нами перебрались жить в село, в Алтуховку. В своё время у них были квартиры в Отрадном, но со временем они обзавелись индивидуальными домами. Все живём рядом, на нашей малой родине. И такая близость к земле, к истокам, наполняет особой силой и спокойствием. Да и решать какие-то бытовые вопросы вместе гораздо легче.
Они меня уважают и стараются не тревожить по пустякам. Но при этом понимают, что полуправда или умалчивание каких-то проблем с их стороны меня сильно огорчает. И я всегда стараюсь им донести, что лучше неприятная, но правда.
С&Г: Что вы больше всего не приемлете в людях?
В.М.: Лжи и лицемерия. Очень не люблю, когда меня пытаются использовать в каких-то своих целях, не говоря об этом прямо. Со временем я научился очень быстро распознавать людей, для этого мне достаточно немного пообщаться, задать несколько вопросов. Хорошего человека видно сразу.
С&Г: В вашей жизни большое место занимает общественная работа и семья. А как же бизнес?
В.М.: За бизнес я спокоен, у меня хорошая и очень надёжная команда, которая при необходимости большую часть вопросов может решить и без меня. В этом году мы отметили 25-летие фирмы «Гранит». Конечно, за это время появились новые сотрудники, но основной костяк коллектива сохранился, и я благодарен этим людям, которые в непростые 90-е годы доверили мне, тогда ещё молодому работнику, руководить муниципальным предприятием, которое впоследствии стало фирмой «Гранит».
Конечно, предприятие – сложный организм, в жизни которого бывают разные ситуации. И если требуется, я могу быть жёстким и требовательным руководителем. Но всё-таки предпочитаю дать человеку возможность проявить профессиональные и личные качества, лишний раз поддержать и поощрить сотрудников.
С&Г: Как в вашей общественной деятельности появилась экологическая тема? И как вы возглавили самарское отделение МЭД «Живая планета»?
В.М.: С экологической темой связана моя профессиональная деятельность: ремонт бытовой техники является вредным производством. В холодильниках есть газ фреон, который при нагревании разлагается с выделением ряда опасных для человека соединений, в том числе фтористого водорода и фосгена. Я в полной мере испытал на своём здоровье все «прелести» продуктов распада фреона. Поэтому моё отношении к экологии особое. По большому счёту – экология тесно связана с вопросами здоровья, благополучия и комфорта людей, чистотой и благоустройством городов и сёл, и мне как депутату, приходится постоянно сталкиваться с экологической проблематикой.
Что же касается движения «Живая Планета», то предыстория моего участия в нём относится к началу 1990-х годов, когда я ездил в Москву вносить средства на строительство Храма Христа Спасителя. Там мне посчастливилось встретиться с сообществом меценатов и, в частности, с Николаем Николаевичем Дроздовым. Годы знакомства с ним и участие в совместных проектах оказали на меня большое влияние. Создание МЭД «Живая Планета» в 2010 году во многом стало результатом усилий по сохранению уникальных уголков природы перед лицом нашествия современной цивилизации.
В 2011 году мировую известность «Живой Планете» принесло участие в проекте спасения Международного биосферного заповедника ЮНЕСКО – Национального парка Ясуни в Эквадоре. И когда в 2015 году открылось Самарское региональное отделение МЭД «Живая Планета», я с радостью принял предложение возглавить его. За сравнительно небольшое время мы приняли участие в реализации целого ряда экологических и этнокультурных проектов.
С&Г: Получается, что экология тесно связана с образовательными, культурными и этническими вопросами?
В.М.: Безусловно. И это всё – основные аспекты «Новой культурно-экологической стратегии России», разработанной и реализуемой при нашем активном участии. Экологическая безопасность в современном мире не является категорией чисто технологической и во многом зависит от сохранения традиционных культурных ценностей и духовно-нравственного воспитания.
Сегодня это начинают понимать во многих странах. Одно из подтверждений тому – состоявшийся в конце мая в Москве первый съезд «Ассамблеи народов Евразии», в котором приняли участие представители порядка 60 стран континента. Съезд учредил Международный союз неправительственных организаций и экспертов «Ассамблея народов Евразии». Кстати, один из авторов «Новой культурно-экологической стратегии России» – Лев Пантелеймонович Кураков – будет возглавлять комиссию по образованию и культуре, и он предложил мне стать его первым заместителем.
С&Г: Просто поражает широта вашей деятельности как депутата, общественника и мецената: от помощи малоимущим и ветеранам до строительства храмов, от поддержки молодых талантов до установки монументов выдающимся соотечественникам, от спонсирования культурных и спортивных мероприятий до создания современного музея. Что у вас в ближайших планах?
В.М.: Планов много. Сейчас, например, мы фактически готовы к установке памятника Фёдору Фёдоровичу Ушакову в Отрадном, осталось лишь найти место. Но это уже зависит от городских властей. Конечно, хотелось бы, чтобы это было где-нибудь недалеко от центра.
Набирает обороты проект, инициированный кинель-черкасской школой №2 и реализуемый в рамках национальной комплексной программы «Держава XXI век» по установке бюстов Героев Советского Союза в местах из рождения. Недавно, с директором школы Ольгой Евгеньевной Ивановой мы обсуждали дальнейшие перспективы проекта. Уже разработан буклет, и осенью мы начнём более активную работу во всех направлениях, на всю Россию.
Автор: Алексей Сергушкин