Оглавление
3#2018
Оглавление
Города и районы Самарской области
Звезда
Инновации
История
Образование
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Фестиваль
Эколидер
Юбилей

Образ человека

— Самара

Главная тема XI Открытого Всероссийского фестиваля документальных фильмов «Соль земли»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2018 (октябрь)

Сентябрь – сезон сбора урожая. И время, когда в Самару традиционно приходит праздник документального кино – фестиваль «Соль земли», открытие которого состоялось в Центре российской кинематографии «Художественный». Учредителем и организатором фестиваля, проводимого с 2008 года при финансовой поддержке правительства Самарской области и администрации городского округа Самара, является Самарский областной общественный фонд «Поволжский историко-культурный фонд» при участии Клуба почётных граждан Самарской области.

Кинофестиваль в Самаре

В этом году «урожай» документального кино, собранный фестивалем, составил около 200 присланных работ, из которых в программу конкурсного показа попали 50, причём картины поступали не только из разных уголков России, но также из Беларуси, Киргизии, Сербии, Испании и Португалии. Интернациональным оказался и состав жюри – помимо российских кинематографистов, в него вошли Божидар Зечевич из Сербии и один из прежних лауреатов фестиваля – кинорежиссер Тынай Ибрагимов из Кыргызстана.

Как отметила президент фестиваля «Соль земли» Мария Серкова, организаторов особенно порадовал тот факт, что документальное кино становится популярным не только в крупных, но и в небольших городах – так, в конкурсе впервые участвовали работы из Воронежа, Рязани, Нижневартовска и Луганской Народной Республики.

Кинофестиваль в Самаре

Значительно расширилась и география показа фильмов-участников фестиваля «Соль земли» – начиная с этого года, архивные картины кинофорума будут показывать в мультимедийных исторических парках «Россия – Моя история» – это крупнейший на сегодня интерактивный образовательный проект, реализованный в 17 городах нашей страны, от Южно-Сахалинска до Санкт-Петербурга, флагманский музейно-выставочный комплекс открыт в Москве на ВДНХ. В Самаре Исторический парк, расположенный в ТК «Гудок», стал ещё одной фестивальной площадкой, где состоялись показы конкурсных и внеконкурсных фильмов, творческие встречи с просмотром и обсуждением со школьниками, студентами работ выпускников ВГИКа и Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, которые традиционно представили профессоры этих вузов Галина Прожико и Николай Волков. Впервые на фестивале прошёл «День дружбы народов в кино», ведь многие ленты посвящены культуре, истории этносов, населяющих нашу страну – а концертная программа коллективов Дома дружбы народов добавила настроения гостям и участникам, которые посетили также интерактивные экскурсии в Историческом парке Самары.

Как и прежде, кинематографисты – организаторы и номинанты фестиваля – провели творческие встречи в самарских вузах. Продолжилась и традиция «документальных уроков» для школьников – второй год подряд ребята, авторы лучших сочинений по мотивам просмотренных архивных фильмов, получают награды на церемонии закрытия фестиваля, на одной сцене с мастерами кино.

Кинофестиваль в Самаре

Долгожданные встречи с почётными, «звёздными» гостями – прошли с переаншлагами! В этом году самарские зрители смогли – глаза в глаза – познакомиться с народным артистом России Игорем Скляром, исполнив вместе с ним любимые песни, и получить автограф легендарного «индейца» германского и югославского кинематографа Гойко Митича, который больше трёх часов отвечал на вопросы поклонников приключенческого жанра.

Организаторы продолжили знакомство гостей фестиваля и с творческими личностями Самары – на этот раз в рамках кинофорума прошла встреча с актёром Самарского академического театра драмы, актёром кино Денисом Евневичем.

Документальный эпос

Николай Васильевич Волков, член жюри, кинооператор, режиссёр, завкафедрой операторского искусства Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, признался, что в этом году программа фестиваля удивила его количеством «гигантских работ» – по 40, 50, 60 минут и больше. «Это ошибочная тенденция, – считает он. – Надо уметь укладываться в более короткое время. Желаю молодым авторам достичь этой краткости».

Кинофестиваль в Самаре

Спорить с мастером трудно, однако всё-таки рискну предположить, что причина такой тенденции – вовсе не в снижении уровня молодых авторов, забывших, что «краткость – сестра таланта». Может, дело в том, что появилась потребность в более глубоком, пристальном, вдумчивом осмыслении некоторых событий и явлений, для которого уже недостаточно стремительной оперативности репортажа и образной лаконичности зарисовок, а нужны более масштабные, эпические формы?

И надо заметить, среди фильмов-победителей в номинациях таких «эпических полотен» оказалось большинство. И, на взгляд непрофессионала, «затянутыми» они вовсе не выглядят. На одном дыхании смотрится полуторачасовая работа молодого режиссёра, но уже неоднократного лауреата фестиваля Софии Гевейлер «Быть в игре», завоевавшая первый приз в номинации «Здесь и сейчас»: фильм очень динамичный и очень, очень ёмкий, глубокий, вместивший в себя истории игроков сборной России по футболу, их кинопортреты, интервью, беседы с родителями, жёнами, друзьями, тренерами. И как-то сразу понятно, почему эти целеустремлённые, волевые и какие-то очень не «звёздные», а по-человечески надёжные, настоящие парни стали потом героями чемпионата мира, вернув России футбольную славу...

Кинофестиваль в Самаре

А как вместить в меньший объём рассказ о герое фильма, завоевавшего первый приз в номинации «Камо грядеши?», – «Неудобный гражданин. Хроники» Елены Богдань из Москвы? То есть вместить-то можно, но как тогда раскрыть всю сложность, многогранность героя, который не только борется против установки у себя в Россоши памятника итальянским солдатам из альпийского корпуса, входившего в гитлеровскую армию, но и восстанавливает храмы, возрождает ремесло кровельщика. Ведь неудобен-то этот гражданин не только властям, а, наверное, всем, кто рад бы вписать его в свою «партию»: как оппозиционерам, «диссидентам», так и «ура-патриотам». Неудобен именно своей «беспартийностью», своей твёрдой личной позицией по любому вопросу, стремлением жить по совести, при этом не делая борьбу самоцелью. Просто у человека чётко выстроены границы: одно дело – дружба с итальянскими коллегами, мастерами кровельных работ, а другое – когда на родной земле пытаются увековечить память захватчиков. И сами итальянцы, кстати, это прекрасно понимают...

А какой объём – и информации, и эмоций, и мастерства – содержат в себе девяносто минут картины «Земля людей», которую организаторы фестиваля охарактеризовали как «масштабный исследовательско-приключенческий фильм с амбициозной целью – заново открыть Курилы для России». Эта работа московского режиссёра Дмитрия Семибратова стала победителем в номинации «Русский собор».

Кинофестиваль в Самаре

В номинации «Времена не выбирают» победил фильм москвича Ивана Твердовского «Ульянов про Ульянова» (52 минуты), посвящённый масштабной личности актёра Михаила Ульянова.

А Гран-при завоевал уже собравший призы нескольких фестивалей фильм Андрея Осипова из Москвы «Восточный фронт», где Великая Отечественная война показана через кадры немецких кинохроник. На протяжении часа зритель наблюдает, как менялось настроение и дух германского общества и армии в ходе этой самой жестокой войны в истории человечества, и это красноречивее всех комментариев говорит о масштабах той роковой ошибки, что стала причиной этой трагедии.

Теме Великой Отечественной войны посвящена и картина, завоевавшая первый приз в номинации «Чти отца твоего и матерь твою» – «Письма с войны» Георгия Негашева и Павла Фаттахутдинова из Екатеринбурга.

Кинофестиваль в Самаре

Пятьдесят оттенков человечности

Кажется излишним повторять, что главная тема фестиваля «Соль земли» – это человек, его жизненный путь, его нравственный выбор, его дела и мысли, след, оставленный им на земле. И тема эта настолько многогранна, настолько богата различными оттенками и аспектами, что порой жюри фестиваля, кажется, не хватает номинаций и призов, чтобы отметить всех, кто достоин этого. Вот и возникают каждый год разные формулировки названий дипломов жюри – порой близкие по смыслу, но все – о разных оттенках человечности.

Например – «За воплощение образа гармоничного человека в нашем негармоничном мире». Таким дипломом награждён фильм Евгения Голынкина (Москва) «Все хотят жить вечно» – о кардиохирурге, который в свободное время собирает коллекцию произведений искусства. Или «За выразительное, чуткое и профессиональное создание образа настоящего человека» – «Повесть о настоящем Фиссоне» Светланы Насенковой (Санкт-Петербург) – о питерском режиссёре, ученике Товстоногова, который, оказавшись в инвалидной коляске, сумел преодолеть судьбу.

Диплом «За создание образа героя нашего времени» получил фильм «Территория успеха» петербуржца Дмитрия Вологдина – о том, как житель Руанды стал псковским фермером. А «За уникальный пример документальной комедии» была отмечена картина «Зоя и Валера» вгиковца Андрея Ананина – весёлая и трогательная история брата и сестры – пенсионеров из белорусской деревни, ставших «звёздами Интернета» благодаря своим зажигательным песням под гармошку.

Кинофестиваль в Самаре

Диплом жюри «За создание фильма о доброте, милосердии и сострадании» получила картина из Луганской Народной Республики – «Тёплый дом» выпускницы Луганской академии культуры и искусств Юлии Сливко.

Детям Донбасса был посвящён ещё один фильм в конкурсной программе – «Небо на связи» Ирэны Рудиной из Санкт-Петербурга. Но если Ирэна Рудина, до 2014 года работавшая в Киеве, рассказывает о гражданской войне, разделившей её родную страну, о детях, гибнущих под обстрелами и прячущихся в подвалах, то у маленьких героев луганчанки Юлии Сливко – Вики и Жени, живущих в детском реабилитационном центре, – трагедия такая же, как у сотен социальных сирот в мирное время. Мама умерла от рака, а папа... папа устраивает свою жизнь где-то вдали от своих детей, они ему лишь обуза. После года в приюте брата и сестру определяют в приёмную семью: станет ли она для них тем тёплым домом, о котором они всегда мечтали?

Приза губернатора Самарской области за утверждение, сохранение и развитие российской государственности был удостоен фильм «Звёздное эхо Михаила Громова» Николая Малецкого (Москва), а приз главы городского округа Самара получила картина о детском тренере «Батя» Марины Чувайловой из Екатеринбурга. Самарская Губернская Дума отметила своим призом авторов киноленты «Фёдор Козлов. Тайна затерянного города» (Москва). Специальную награду от Клуба почётных граждан Самарской области вручили авторам фильма «Уехать нельзя остаться» (режиссёр Никита Бобров из Екатеринбурга), посвящённого жизни в российской глубинке, а специальный приз от дирекции фестиваля «Соль Земли» – Евгении Хридиной из Липецка за кинокартину «13 июня».

Кинофестиваль в Самаре

Приз зрительских симпатий в этот раз достался самому юному участнику фестиваля – самарскому девятикласснику Никите Киселёву, чья картина «История самарского теплохода «Кашгаръ» участвовала во внеконкурсном показе, но покорила зрителей как смелостью автора, так и историей создания.

Впервые на фестивале был учреждён приз Союза народов Самарской области «За вклад в укрепление дружбы народов». Его по праву был удостоен фильм краснодарца Максима Самарина «Легенда Азанбека» – о замечательном осетинском художнике, скульпторе и кинорежиссёре Азанбеке Джанаеве.

Специальный приз за честь и достоинство в профессии – серебряный архангел Михаил – был вручён кинооператору, лауреату многочисленных кинофестивалей и конкурсов, воспитавшему многих молодых кинодокументалистов, Александру Филиппову. Ещё одна серебряная статуэтка – за лучшую операторскую работу – уехала в Сербию к оператору картины Деяна Петровича «The Same» Драгану Вилдовичу из Белграда.

Кинофестиваль в Самаре

Мария Серкова, президент XI Открытого всероссийского фестиваля документальных фильмов «Соль земли»:

– Фильмы затрагивают вопросы нравственности, поиска человеком своего места в жизни. Герои размышляют о мире, о противостоянии добра и зла, о преодолении трудностей, о силе воли человека, о силе его веры. В этом году немало документальных лент посвящено проблеме преодоления, людям с ограниченными возможностями здоровья – так, например, фильм из Сербии рассказывает о том, как девушки, имеющие проблемы со зрением, обучаются на лыжах, на специальных трассах. Также за последние годы в адрес фестиваля пришло много фильмов о традициях и культуре разных народов. В этом году совместно с Домом дружбы народов Самарской области учреждён новый приз, который будет вручаться лучшим фильмам, посвящённым этой тематике.

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева