- Дмитрий Азаров: «Нет большей награды, чем служить родной земле»
- Представление новой сцены «СамАрта»
- Скульптура Пресвятой Богородицы Игуменьи Горы Афонская
- Открытие Софийского собора
- Аллея журналистской солидарности
Малый город больших возможностей
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2018 (октябрь)
В стратегическом развитии малые города, безусловно, имеют свои индивидуальные особенности. На примере Отрадного видно, как благодаря активному участию жителей и общественности города в перспективном планировании город обретает собственное лицо. Об этом мы побеседовали с главой городского округа Отрадный Александром Бугаковым.
С&Г: Александр Владимирович, как продвигается разработка и реализация стратегии развития городского округа Отрадный?
Александр Бугаков: Отрадный более 15 лет движется по стратегическим ориентирам, и сегодня на территории города реализуется уже вторая стратегия развития. Поэтому мы не разрабатывали новую, а корректировали существующую стратегию с учётом задач, поставленных главой региона. Работа по внесению изменений в документ завершена и утверждена Думой городского округа.
Успешность обеих стратегий стала возможной благодаря вовлечению жителей в процесс перспективного планирования, их гражданской позиции, заинтересованности и готовности участвовать в развитии родного города.
При корректировке стратегии мы старались принять во внимание мнение каждого жителя. Существенно скорректированы План по реализации Стратегии и перечень стратегических проектов – документы дополнены наиболее востребованными и актуальными, по мнению горожан, мероприятиями, структурированы во временных рамках. Изменения в Стратегию обсуждались на традиционных встречах с населением, круглых столах, стратегических сессиях. От общественности, молодёжи, спортсменов, работников учреждений культуры, многодетных семей, Ассоциации предпринимателей и Союза работодателей поступило 88 предложений. Среди них – развитие новых производств, формирование инфраструктурного комплекса по переработке сельхозпродукции, ремонт дорог, благоустройство общественных пространств, тротуарной сети, модернизация и развитие объектов ЖКХ, техническое перевооружение насосно-фильтровальной станции, строительство социальных объектов: школы, детского сада, нового здания ЗАГС, театра, физкультурно-спортивного комплекса и многое другое. Предложения, возможные к реализации до 2020 года, в котором заканчивается срок действия стратегии, вошли в перечень стратегических проектов, который насчитывает 58 позиций, в том числе 25 производственных.
Кроме этого, включены мероприятия, касающиеся формирования благоприятного бизнес-климата, упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, внедрения успешных управленческих практик, легализации теневого бизнеса, снятия барьеров для устойчивого развития, прежде всего связанных с инфраструктурными ограничениями, включая развитие дорожно-транспортной сети, ЖКХ, социальной сферы.
Предложения, выходящие за период реализации, будут учтены при разработке нового документа долгосрочного планирования.
9 сентября 2018 года от жителей города поступило еще свыше 16 тысяч предложений, которые требуют тщательного анализа, проработки возможности их реализации и дальнейшего включения в документы стратегического планирования.
С&Г: Что должно дать городскому округу Отрадный особое внимание областных и федеральных властей к развитию малых городов?
А.Б.: Областная программа поддержки малых городов окажет существенное влияние на решение застарелых проблем, в том числе и накопившихся в Отрадном.
Учитывая ограниченность бюджетов малых городов, такая поддержка просто необходима в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На условиях муниципально-частного партнёрства нам необходимо активно решать проблемы изношенности инженерных сетей, проводить модернизацию объектов жизнеобеспечения. Но муниципалитеты, даже во взаимодействии с компаниями-концессионерами, без поддержки из вышестоящих бюджетов не смогут кардинально изменить ситуацию в ближайшие годы. То же самое касается и другой важной задачи – приведения в нормативное состояние дорог местного значения. Решить её без федеральной и региональной поддержки не представляется возможным.
Одним из стимулов развития города является масштабное благоустройство территории, в частности дворов и общественных пространств. Большая работа, проведённая в Отрадном в 2017-2018 годах по программе «Формирование комфортной городской среды», высоко оценена жителями. Эту работу необходимо продолжать.
Учитывая компактность малых городов, полное решение отдельных проблем и полученные положительные результаты могут стать лучшей практикой, транслируемой в дальнейшем на города-миллионники.
С&Г: Можно ли назвать Отрадный многопрофильным промышленным центром? Какие отрасли, кроме традиционных для города транспортной, строительной и сервисного обслуживания нефтегазодобычи, потенциально могли бы стать драйверами экономики?
А.Б.: Бесспорно, Отрадный – промышленный город, и высокая концентрация крупных предприятий позволяет заявлять о том, что наш город действительно многопрофильный промышленный центр северо-востока Самарской области. Высокая производительность отрадненских предприятий позволяет городу уже много лет занимать лидирующую позицию по объёму отгруженной продукции в расчёте на душу населения среди всех городских округов региона. В то же время, экономику города необходимо диверсифицировать. Считаю, что потенциальными драйверами в перспективе могут стать пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственной продукции.
С&Г: Какие из перечисленных направлений развития вы считаете приоритетными, первоочередными для повышения качества жизни горожан и сохранения человеческого потенциала: создание комфортной среды, модернизация городской инфраструктуры, развитие образования, культуры, спорта, обеспечение экологического благополучия?
А.Б.: Деятельность органов местного самоуправления муниципального образования не может быть эффективной, а следовательно, направленной на повышение качества жизни горожан, если работа будет осуществляться только по одному из обозначенных вами направлений. Все они очень важны для комплексного развития города. Именно это учитывает рейтинг эффективности деятельности органов местного самоуправления, являющийся комплексной оценкой деятельности муниципалитета на уровне Правительства Самарской области. Согласно результатам рейтинга за 2017 год, Отрадный занимает в нём вторую позицию, а годом ранее был третьим. Таким образом, деятельность органов местного самоуправления позволяет городу стабильно находиться в группе с высокой оценкой и сохранять лидерство среди всех городских округов Самарской области. Это результат работы всего городского сообщества: крупных предприятий, сферы малого бизнеса, учреждений культуры и искусства, организаций ЖКХ, общественности. Конечно, это не повод расслабляться, необходимо строго следовать по пути реализации намеченных планов, ведь речь идет об авторитете города, повышении качества жизни горожан.
С&Г: Какие особенности Отрадного определяют лицо города, обеспечивают его узнаваемость в Самарской области и России? Что может дать для развития города работа по брендированию?
А.Б.: Главной ценностью Отрадного всегда были и остаются жители, которые высокой производительностью и результатами труда прославляют наш город. Отрадный ассоциируется со стабильной работой нефтяной отрасли, сервисных предприятий, а значит – с высоким уровнем жизни. Итоги реализации стратегического направления «Отрадный – Спортград» также известны за пределами Самарской области.
В августе текущего года на стратегической сессии «Малые города – большие возможности» я представлял опыт Отрадного по результатам и перспективам реализации Стратегии развития города. Именно тогда губернатор Самарской области Дмитрий Игоревич Азаров порекомендовал нам заняться брендированием территории, отметив, что бренд может родиться из названия нашего города. И мы уже работаем над этой задачей.
Одна из номинаций конкурса проектов и идей «Отрадный – территория развития», посвящена созданию бренда города. Надеюсь, что всё городское сообщество – НКО, совет работающей молодёжи, инициативные группы граждан – подключатся к этой работе. Сегодня хороший бренд – это инструмент формирования имиджа, привлечения внимания, а вслед за ним – денег. Отрадненцы хотят видеть свой город комфортным, яркий, культурным, привлекательным для молодёжи и дающим возможности для самореализации всех горожан. Как главе города, мне приятно, когда молодые люди выражают желание связать своё будущее и будущее своих детей с Отрадным, открыто говорят о любви к городу и намерении в нём жить и развиваться. Считаю, что это должно стать изюминкой новой городской стратегии.
Автор: Алексей Сергушкин