Оглавление
3#2018
Оглавление
Города и районы Самарской области
Звезда
Инновации
История
Образование
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Фестиваль
Эколидер
Юбилей

Александр Калягин: «Давайте жить дружно!»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2018 (октябрь)

В нашей стране его знают и любят буквально все. И взрослые, и дети. Несколько поколений уже выросло на озвученных им мультфильмах про кота-миротворца по имени Леопольд. «Давайте жить дружно!» Это ли не самый мудрый призыв в наше неспокойное время? Едва повзрослев, мы опять же попадаем под обаяние его искромётной «тётушки Чарли из Бразилии». А всего за его плечами более сотни незабываемых театральных и киноролей. В прошлом году Сан Саныч (как любовно называют его в профессиональном сообществе) отметил свой 75-летний юбилей, а в нынешнем именно по его инициативе было принято решение объявить 2019 год в нашей стране «Годом театра». Народный артист РСФСР, лауреат двух Государственных премий СССР, а ещё многолетний Председатель Союза театральных деятелей России и член Общественной палаты РФ. А ещё руководитель собственного театра, блистательный актёр и самобытный режиссёр. И это всё один-единственный, неповторимый человек – Александр Александрович Калягин.

актёр, режиссёр, театральный деятель

Восхождение

«Воспитывали меня в основном женщины: мама, тётки», – вспоминает Александр Калягин. Таким образом, рос он в настоящем «бабьем царстве», окружённый многочисленными тётушками, которые растили мальчика в любви и нежности, потакая всем его детским капризам. По собственному признанию Калягина, он никогда не принимал даже намека на проявление чьей-либо воли над собой. В самом раннем детстве у него обнаружили абсолютный слух, чем и решила воспользоваться его мама. Юлия Мироновна пожелала во что бы то ни стало обучить своего отпрыска игре на скрипке. С ним даже пытался заниматься самый лучший педагог музыкальной школы. Однажды, исключительно в воспитательных целях, он пару раз «съездил» мальчику смычком по пальцам. Короче говоря, вся эта «музыкальная эпопея» закончилась тем, что маленький Саша совершенно случайно сел на скрипку, раздавил и запинул её подальше под шифоньер. «Любое подавление, и с этим я до сих пор живу, есть посягательство на моё святое: не выношу безальтернативную жизнь. Если нет выбора, то меня это просто убивает», – признаётся Александр Александрович.

В возрасте всего пяти лет мальчик твёрдо решил стать артистом. Уже тогда он сообразил, что его родной стихией является лицедейство. С семи лет убедил себя: жалко, что меня Райкин не видит. Он был бы потрясён и воскликнул: «А вот и моя смена!» И вот в 1955 году Саша написал письмо великому советскому артисту: «Я, тринадцатилетний мальчик, долго раздумывал, прежде чем написать Вам эти строки. И вот я решился. Признаться, как-то даже страшновато... не смейтесь надо мной!». Самое потрясающее, что Мэтр эстрады ему ответил. Написал о том, что талант – это, прежде всего, труд. Что надо учиться, учиться и учиться. И так далее. Много позже легенда советской эстрады назовёт Сашу Калягина своим учеником. А великий режиссёр Анатолий Эфрос – «эталонным артистом»! Причудливая судьба редко бывает строго прямолинейной. После восьмого класса Калягин бросил школу и поступил в Московское медучилище, закончив которое, даже проработал два года фельдшером на скорой помощи.

И только потом, причём безо всякого блата поступил в знаменитое театральное училище имени Б. Щукина. К своему собственному удивлению – с первой же попытки. Однако уже после первого курса едва не был отчислен... за профнепригодность (!). А спас Александра... Антон Павлович, вернее гениально сыгранный им чеховский персонаж в пьесе «Свидание хотя и состоялось, но...» Тогда эту работу вовремя заметил ректор Борис Захава, что в итоге и привело Калягина в сонм его лучших и любимых учеников. Александр Александрович вспоминает: «Кстати, именно Борис Захава, который являлся выдающимся учеником самого Евгения Вахтангова, сказал нам на первой же лекции: «С вами никогда не будет хороших режиссёров. В основном все режиссёры средней и плохой руки. Мало режиссёров, которые могли бы оплодотворить кубометры сцены мыслью, способной звенеть. Но чем сильнее актёр будет овладевать мастерством, тем меньше вы будете зависеть от бездарных режиссёров». Правда, надо отметить, что мне очень повезло. Это просто счастье, ведь я встретил Анатолия Эфроса. Также мне довелось работать с Михаилом Швейцером, Виктором Титовым и Никитой Михалковым. Однако, сколько же ролей я сделал со средними режиссёрами, с неталантливыми людьми. Когда я поступал в Щуку, то уже был плотным и наполовину лысым. Ну а вокруг меня – красавец на красавце. Конечно, были комплексы, и я стеснялся. Но когда выходил на сцену, то всё становилось на свои места. Не чувствовал никакой дрожи в коленях. А к концу 4 курса меня уже приглашали во все театры. И тем не менее, я вовсю старался: сделал литературную программу и давал концерты, увлекся художественным словом: читал Платонова и Гоголя».

Первым театром молодого актёра после окончания Щуки в 1965 году стал Театр на Таганке, а первой ролью – образ Галилео Галилея в спектакле по Бертольду Брехту. Но уже через два года произошёл конфликт с Юрием Любимовым, после чего Калягин перешёл в Театр имени Ермоловой. В 1970 году Олег Ефремов перетащил его в «Современник», но сам вскоре ушёл во МХАТ. В 1971 году вслед за Ефремовым туда же последовал и Калягин. Именно МХАТ стал для него родным домом более чем на четверть века. Здесь «под крылом» у великого Олега Ефремова он сыграет свои самые значимые театральные роли. Среди лучших его работ, сыгранных на сцене МХАТа: Тригорин в чеховской «Чайке», Федя Протасов в «Живом трупе» Льва Толстого, Оргон в «Тартюфе» Мольера, Пётр Полуорлов в пьесе Михаила Рощина «Старый Новый год». Кстати, в 1980 году как раз Калягину режиссёр Наум Ардашников доверил сыграть эту же роль в одноимённом двухсерийном художественном фильме. По сей день это одна из самых моих любимых киноработ великого актёра. И за всеми перечисленными ролями творческие муки и невероятное актёрское обаяние. У меня не вызывает сомнения и человеческая порядочность Александра Александровича. После трагического раскола МХАТа в 1987 году он не предал своего учителя и режиссёра, оставшись вместе с Ефремовым в театре, который с того момента стал называться МХТ имени Чехова. Однако, процессы, происходившие в то непростое время в стране и театральном сообществе, естественно не могли обойти стороной и нашего героя. В 1991 году Калягин все-таки покинул МХТ, чтобы уже в 1993-м создать свой собственный театр «Et Cetera», который он возглавляет и по сей день...

актёр, режиссёр, театральный деятель

Кино – театр

Его дебютом в кино стала эпизодическая роль в художественном фильме «Николай Бауман» (1967). А в середине семидесятых годов начался период культовых фильмов Александра Калягина. Первой была приключенческая лента Никиты Михалкова «Свой среди чужих – чужой среди своих», где он блестяще сыграл запомнившуюся всем эпизодическую роль злостного предателя Ванюкина. А уже через год Никита Сергеевич доверил Калягину одну из главных ролей – «режиссёра Александра Александровича» в великолепной картине «Раба любви». В том же 1975 году на экраны вышла гениальная комедия Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тётя!», после которой популярность Калягина попросту зашкалила. Фильм навсегда сделался культовым, а его персонаж Бабс Беберлей мгновенно покорил сердца зрителей. Ну а ударные фразы тут же растащили на цитаты: «Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь!» или «Я – тетушка Чарли из Бразилии, где много-много диких обезьян...». И так далее.

Во всех отношениях невероятно тяжело досталась Калягину главная роль в киношедевре Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), поставленном по одной пьесе и нескольким рассказам Чехова. В архиве актёра хранится первая фотопроба для этого фильма. На черно-белой фотографии режиссёр фломастером прочертил нужный ему абрис персонажа внутри круглого калягинского лица. Свои требования Никита Сергеевич сформулировал однозначно и строго: «Влезешь в этот размер – роль твоя!» Короче говоря, Калягин потом целый месяц сидел на одной гречке, но в заданные параметры «влез». Ну затем уж блестяще сыграл, возможно, лучшую свою кинороль. Именно в этой картине многогранный талант актёра раскрылся во всю свою мощь. Созданный им образ Михаила Платонова лишний раз показал, что Калягин будто бы был рождён, чтобы играть чеховских персонажей. «Полжизни унёс мой Платонов! Он меня обжёг!» – признаётся Александр Калягин. Неслучайно гениальный фильм буквально «захлестнула волна» ряда международных призов и наград. Среди них приз «Большая золотая раковина» на МКФ в Сан-Себастьяне, премия «Золотой Хьюго» на МКФ в Чикаго и престижнейшая премия «Давид ди Донателло». А на Международном кинофестивале в Картахене Александру Калягину вручили специальный приз жюри – «За лучшую актёрскую работу»! В 1981 году за роль Сейфи Ганиева в кинодраме «Допрос» Калягин был удостоен Государственной премии СССР. Ну а как виртуозно сыгран им всем известный классический персонаж Павел Иванович Чичиков в пятисерийной телевизионной экранизации Михаила Швейцера «Мёртвые души».

И вообще не может не поражать богатство кинематографической палитры гениального артиста. От трагического образа легендарного Василия Андреевича Жуковского в историческом фильме Леонида Менакера «Последняя дорога» до искромётного приспособленца Любомудрова в трагикомедии «Прохиндиада, или Бег на месте». Кстати, режиссёр этой картины Виктор Трегубович «подарил» персонажу Калягина его же собственное имя-отчество. Только в фильме его величают фамильярно: «Сан-Саныч». Напомним, что ещё один режиссёр, а именно Никита Сергеевич Михалков, в своем киношедевре «Раба любви» пошёл ещё дальше. Там актёр Александр Александрович Калягин играет роль «режиссёра... Александра Александровича Калягина»! И ведь эта шутка оказалась не только остроумной, но и пророческой. Пройдёт совсем немного времени, и к привычным титрам «актёр Александр Калягин» добавится новое качество – режиссёр Александр Александрович Калягин!

актёр, режиссёр, театральный деятель

В качестве театрального режиссёра он начал пробовать себя уже в 80-е годы. Например, в США поставил «Ревизора», а во Франции – спектакль «Чехов, Акт III». Ну а в 1993 году и вовсе организовал свой собственный театр «Et Cetera», что в переводе с латыни означает «И так далее». Так что гадайте! «Наш театр начался не с идеи, а с шумного курса, который я выпустил в девяностом году, – вспоминает художественный руководитель театра Калягин. – Это был один из лучших курсов Школы-студии МХАТ. Просто ребята не разбежались, а стали вместе работать». Здесь и с ними Калягиным были поставлены «Лекарь поневоле» Мольера, где сам Мэтр сыграл роль Тибо, «Руководство для желающих жениться» Чехова (роль Пискарёва), «Смуглая леди сонетов» Бернарда Шоу (роль Шекспира)...

Мысли вслух

О театре. «...Вот почему любят артистов? Потому что они проживают свои жизни более наполнено. Живут наотмашь, тратятся без остатка, не скупясь отдают себя. Всё это в актёрской природе. За время спектакля они проживают целую жизнь, а за свою жизнь – множество судеб. Общеизвестно, что если артист долго не выходит на сцену – он заболевает. Просто ему физически необходимо отдавать свою энергию и одновременно заряжаться энергией зала. Это именно то, что держит его по жизни. Для артиста нет большего наслаждения, чем почувствовать на сцене, что ты «взял зал». Вот тогда ты ощущаешь свою власть. И это непередаваемо! Играть люблю больше всего на свете. Прежде всего, я – актёр. Ещё ребёнком мечтал о своём театре, и вот теперь он у меня есть. И это такое счастье осознавать, что после тебя останется потрясающий театр, в который ещё много лет будут приходить зрители...»

актёр, режиссёр, театральный деятель

О союзе театральных деятелей. «Все, кто давно меня знают, страшно удивляются, что я вдруг стал ещё и общественной фигурой. Ведь никогда раньше не был социально активным. В советское время сидел себе в гримёрке и там смело негодовал. Дома слушал радио «Свобода» и возмущался на кухне. Власть ненавидел, но про себя. Поэтому, когда в 1996 году на съезде СТД (Союза театральных деятелей – прим. авт.) мою кандидатуру предложил Михаил Александрович Ульянов, я во всеуслышание честно признался, что никогда ранее не имел склонности к общественной деятельности. Да и вообще на театральном съезде оказался впервые. Но потом меня вдруг охватил азарт: неужели не получится? И ведь получилось. Во всяком случае очень многое. Однако мне все тяжело давалось – через борьбу. Это касается и личной жизни, и театральной, и киношной. Ведь только с виду я благополучный, полненький живчик...» После того, как у Калягина случился инфаркт, врач предупредил знаменитого пациента: «Саша, у вас исчерпан энергетический запас. Вы уже живёте на НЗ!» На что Александр Александрович бодро ответил: «Ну и что? Неизвестно же, сколько этого неприкосновенного запаса осталось. А я до сих пор – мальчишка!»

Год театра

На апрельской встрече с Председателем СТД России Александром Калягиным Президент Владимир Путин поддержал его идею объявить 2019 год в нашей стране «Годом театра».

«Наш Союз театральных деятелей выступает с этой инициативой с 2011 года, и я был уверен, что рано или поздно такое решение будет принято, – говорит Александр Александрович. – Теперь Президент объявил Год театра. Событие это очень важное, как для театральных деятелей, так и для наших зрителей. Мы должны осознать, что нам дана возможность решить множество наиболее острых задач. Я по-настоящему счастлив и верю, что нам открываются самые радостные перспективы. Год театра должен стать толчком к дальнейшему развитию, рассчитанному на длительный период.

Первое, что необходимо сделать уже в текущем 2018 году – это собрать наиболее полную информацию обо всех накопившихся проблемах. Например, мы знаем, что здания многих российских театров нуждаются в капитальном ремонте и очень долго ждут реконструкции. Мы должны составить программу, где будет чётко расписано: какие здания и в каких городах в первую очередь подлежат ремонту. И эта программа должна быть реализована и стать частью стратегического плана развития театрального искусства. Вообще же нам нужна стратегия развития театральной культуры до 2030 года, и надеюсь, что в Год театра она будет принята. Также нам остро необходим новый закон «О культуре». Уже собрана рабочая группа. Привлечены опытные, знающие и авторитетные специалисты, которые занимаются его разработкой. Например, всем уже понятно, что театр надо вывести из сферы услуг. Крайне важная тема – поддержка детских театров. Активность СТД России, очевидно, объясняется тем, что мы объединяем весь театральный мир нашей страны. Вдобавок – мы самый старый творческий союз, поэтому за полтора века существования видимо поднакопили опыта и мудрости.

Союз театральных деятелей

Несомненно, 2019 год будет насыщен яркими театральными событиями. Ведь, по сути дела, Год театра – это ведь и Год зрителей. И мы просто обязаны подарить им множество праздников. Как всегда пройдет Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова. Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска» отметит свой 25-летний юбилей, а лауреаты отправятся на гастроли в регионы. В Санкт-Петербурге пройдут Международная театральная олимпиада и фестиваль спектаклей для детей «Арлекин». Но крайне важно, что и в регионах пройдёт немало разнообразных конкурсов и фестивалей, будет реализовано много творческих проектов.

...Сегодня, когда на языке дипломатии международное общение порой крайне затруднено, именно язык театра может помочь общению, поскольку он универсален и понятен всем. Русским театром весь мир восхищается вот уже третий век, ведь он всегда был гордостью России. И мы должны сохранить свое место в мировом театральном процессе, при этом не теряя своей идентичности!»

Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов