Оглавление
3#2019
Оглавление
Звезда
Информационные технологии
Конкурс
Культура Самарской области
Лицо с обложки
Образование
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Фестиваль
Экология
Юбилей
Содружество

В кадре – личность

В Самаре состоялся XII Открытый Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2019 (октябрь)

Вот ещё прошли четыре сентябрьских дня, насыщенных до предела, полных открытий, впечатлений, сожалений о том, что так мало удалось увидеть, услышать... Быть может, это субъективное восприятие, попытка классифицировать, дать определение, втиснуть такое большое явление, каким является «Соль земли», в некое прокрустово ложе, но для меня каждый прошедший фестиваль имеет своё лицо, свою главную, доминирующую тему. И в этот раз особенно ярко звучала тема человеческой личности и судьбы, тема героя нашего времени – хотя она всегда присутствует, заложена самой проблематикой, духом кинофорума.

Зрители и участники

Зрительская аудитория фестиваля «Соль земли» за годы его существования выросла в двадцать раз – в этом году мероприятия этого кинофорума посетили около десяти тысяч зрителей. Конкурсные и внеконкурсные показы документальных фильмов, мастер-классы, творческие встречи прошли на нескольких площадках – в самарском кинотеатре «Художественный», историческом парке «Россия – моя история», учебных заведениях Самары. Фестиваль продолжает расширять свои границы: мастера современного документального кино в этом году посетили также коррекционные школы города и показали специальную программу для пациентов Первой детской областной клинической больницы имени Н.Н. Ивановой.

Встречи с интересными людьми

Удивительно тёплой оказалась творческая встреча с заслуженной артисткой РФ Ингой Оболдиной. Характерная актриса с комедийным даром и яркой внешностью предстала перед самарскими зрителями, можно сказать, «без грима» – по её словам, чемодан с концертным платьем по недоразумению остался в московском аэропорту, поэтому на сцену она вышла в дорожном наряде. А может, так и было задумано, кто знает. Но, так или иначе, увидели мы прекрасную рассказчицу, человека тонкого, живого, с хорошим чувством юмора и безошибочным вкусом. А с каким теплом рассказывала актриса о своих родителях, о муже с дочкой, о собратьях по актёрскому ремеслу, о режиссёрах, с которыми доводилось работать – Андрее Эшпае, Александре Прошкине, Павле Лунгине, Алексее Балабанове, Николае Достале...

XII Открытый Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли»

Николай Николаевич Досталь, снявший известные фильмы «Облако-рай», «Маленький гигант большого секса», телесериал «Раскол» и многие другие, также стал почётным гостем двенадцатого фестиваля «Соль земли». Творческие встречи с ним состоялись в историческом парке «Россия – моя история» и кинотеатре «Художественный». Режиссёру задавали массу вопросов – и о его последнем фильме «Монах и бес», и о масштабной исторической картине «Раскол», работа над которой была поистине кропотливой. Кстати, в творческой встрече приняли участие супруга Николая Николаевича Евгения Досталь, художник по костюмам, своими руками создававшая исторически достоверные одеяния царей, бояр, патриархов и других персонажей «Раскола», и актёр, главный режиссёр Самарского академического театра драмы Валерий Гришко, сыгравший патриарха Никона.

Награды и герои

Гран-при фестиваля – золотую статуэтку архангела Михаила – жюри в этот раз присудило фильму «Не уходи отсюда», снятому режиссёрами Владимиром Самородовым и Мариной Труш на московской студии «МТ Кино». В центре картины – история села Учма на волжском берегу, рядом с разрушенной Кассиановой Пустынью, которое необъяснимым образом оказалось не затоплено при создании Рыбинского водохранилища.

Тема взаимоотношений человека и природы, тревога за будущее планеты звучит и в фильме «Отец Байкал» режиссёра Марины Марии Мельник (студия «Остров», Москва), ставшем победителем в номинации «Здесь и сейчас». «Отец Байкал» – так называется скульптура известного мастера Даши Намдакова, которую он создаёт на берегах великого озера.

Победителем в номинации «Времена не выбирают» стал фильм «Невесомость» режиссёра Рауфа Мамедова, снятый фондом «Спорт против наркотиков» (Москва). Он посвящён легендарному прыгуну, участнику пяти Олимпийских игр Игорю Тер-Ованесяну. Вспоминая свои годы, отданные большому спорту, спортсмен рассуждает о вечных вопросах, о христианских ценностях, одиночестве и смысле жизни.

Человек, всецело преданный своему делу, стал и героем документальной картины «Свет и тень» киргизского режиссёра Тыная Ибрагимова (студия «Кыргызтелефильм», Бишкек), победившей в номинации «Чти отца твоего и матерь твою». Художник из города Ош пишет улицы и базары, мечети и водяные мельницы, детей и стариков. Уже десять лет он живёт в художественной мастерской под угрозой выселения, но сильнее бытовых неурядиц для него – ощущение красоты окружающего мира, которое он стремится передать современникам.

Личности рок-музыканта, лидера рок-группы «Чёрный обелиск» посвящён фильм «Анатолий Крупнов. Он был» Дарьи Иванковой (продюсерский центр «Молодёжные инициативы», Москва), награждённый бронзовой статуэткой архангела Михаила в номинации «Камо грядеши?..».

А на меня лично сильное впечатление произвела картина, победившая в номинации «Русский собор», – «Донецкая вратарница» Натальи Батраевой из Краснодара. Журналист, писатель-документалист, фотограф, Наталья Батраева работала в Южной Осетии, Косово и Метохии, Республике Сербской, на Донбассе. Фильм «Донецкая вратарница» – её дебют в документальном кино, но он уже завоевал призы на нескольких кинофестивалях. Главные его героини – игуменья Михаила и послушница Юлия из Свято-Иверского женского монастыря рядом с Донецким аэропортом – с начала войны в Донбассе оказываются в самом центре боевых действий, и теперь продолжают, как могут, ухаживать за разрушенной обителью и изрешеченной осколками церковью, где уже идут службы. Война, бомбёжки, обстрелы, постоянное пребывание рядом со смертью стали для героинь временем нового осмысления, укрепления веры, любви к Богу и людям.

Жюри фестиваля

Приз за лучшую операторскую работу справедливо был присуждён фильму «Империя балета» режиссёра Дмитрия Семибратова, рассказывающему об участниках XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов в Большом театре. Это содружество молодых артистов из разных стран, которых объединила школа русского балета, действительно можно назвать империей вне политики – империей искусства, музыки, танца... Поражает филигранная работа операторской группы московской студии «Остров» в составе Михаила Вихрова, Ирины Уральской, Сергея Амирджанова, Егора Рябчикова и Ивана Гришина – завораживающе красивые съёмки балетных выступлений сменяют интервью с героями, кадры напряжённой работы, моменты преодоления и боли за кулисами...

А вторая серебряная статуэтка архангела Михаила – «За честь и достоинство в профессии» – досталась кинооператору, лауреату российских и международных фестивалей Борису Травкину из Новосибирска.

Организаторы фестиваля

Признание зрителей

Приз губернатора Самарской области «За утверждение Российской государственности» получил фильм «Жизнь в треугольном конверте» режиссёра Любови Хоботовой (ООО «Студия центр», Москва). В центре фильма – драматическая судьба солдата Великой Отечественной Бориса Серебрякова, рассказанная через его переписку с матерью. На своём фронтовом пути Борис неоднократно был ранен, числился пропавшим без вести, убитым, попал в плен, но остался жив и вернулся домой. Своё поистине чудесное спасение он не мог объяснить иначе, как материнской верой и любовью – ведь мать продолжала надеяться и писать ему письма даже после двух полученных похоронок...

О том, какое значение имели для бойцов и их родных эти фронтовые треугольнички, какую роль они сыграли в победе над гитлеровцами, говорит и то, что в годы Великой Отечественной почтальоны, даже в тылу, были фактически приравнены к военнослужащим, работая по законам военного времени, а доставка писем, даже частных, превратилась в дело государственной важности. Об этом, о том, как работала почта в военные годы, авторы фильма рассказывают параллельно с историей героя...

О том, какими нелёгкими и драматичными бывают порой судьбы самых обычных, живущих рядом людей, повествует и фильм «Алевтина. Девочка из ссылки» режиссёра Виктории Казариной из Москвы, отмеченный призом Самарской губернской Думы. Героиня фильма, пожилая женщина, рассказывает автору о своём детстве в сибирской ссылке, куда она попала вместе со своей семьёй, о том, как жили и выживали они, дети спецпереселенцев.

Лауреаты фестиваля

А в центре картины «Время героев» «Поволжского историко-культурного фонда» (Самара) – личность и судьба Героя России, генерала армии в отставке Александра Ивановича Баранова, бывшего начальником Объединённой группировки федеральных войск на Северном Кавказе в самые жаркие годы боевых действий против террористических бандформирований. Приз главы городского округа Самара режиссёру Александру Леонтьеву вручила мэр Елена Лапушкина.

Специального приза Клуба Почётных граждан Самарской области удостоился фильм «Лётчик милостью Божией» краснодарского режиссёра Галины Дудкиной. Приз зрительских симпатий получил фильм «Вядо» режиссёра Галины Адамович (киностудия «Беларусьфильм», Минск), а специальный приз от дирекции фестиваля присудили картине «Отец Никон» Геннадия Никитина из Липецка.

В этом году к наградам фестиваля прибавилась ещё одна – приз от Ассоциации исторических парков «Моя история». Создателям фильма «Шенкман. Последний полёт» (режиссёр Александр Мартиросов, Нижний Тагил) его вручил главный редактор федерального проекта «Россия – моя история», член жюри фестиваля «Соль земли» Александр Мясников.

Специальными дипломами жюри были отмечены следующие фильмы: «За верность гражданской позиции и выразительность кинематографического языка» – «Когда не стало Родины моей...», режиссёр Людмила Коршик (студия «Кинохроника», Екатеринбург); «За истинного героя нашего дня» – «Наши с Вятки», режиссёр Ирина Звездочётова (студия «Фишка-Фильм», Москва); «За дебют» – «Театр, который не кончается», режиссёр Анжелика Григорьева (Институт культуры, Санкт-Петербург); «За сохранение традиций поэтического кино» – «Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени», режиссёр Андрей Осипов (студия «Точка зрения», Москва); «За пристальное внимание к человеческой жизни» – «Один день из жизни Алеся и Алеси», режиссёр Елена Буякова (Белорусская государственная академия искусств, Минск).

Также дипломы жюри были вручены авторам фильмов «Сергей Есенин. Последняя поэма» Ирины Изволовой (ГТК «Телеканал Россия» – ФГУП «ВГТРК», ООО «Точка зрения», Москва) и «Восход закат» Ефима Резникова (киностудия «Гранат», Москва).

Награжденные

Призы за лучшие эссе по фильмам предыдущего фестиваля, получили школьники Виктория Капкина из школы №53, Анна Шлыкова из гимназии «Перспектива», Светлана Черноштан из школы № 21, Андрей Кривцов из школы №77 и Анастасия Илюшкина из школы №129.

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева