Оглавление
3#2019
Оглавление
Звезда
Информационные технологии
Конкурс
Культура Самарской области
Лицо с обложки
Образование
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Фестиваль
Экология
Юбилей
Содружество

От «Дукса» до «Прогресса»: 125 лет делаем лучшую технику

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2019 (октябрь)

«Дукс» – Государственный авиационный завод № 1 – завод «Прогресс» – Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ) – ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» АО «РКЦ «Прогресс» – эти названия носило предприятие в разные периоды своей истории, в этом году насчитывается 125 лет, как здесь изготавливают лучшие образцы отечественной техники.

Ракетно-космическая Самара

В 1894 году в Москве предприниматель Юлий Александрович Меллер основал небольшую мастерскую под названием «Дукс», где занимались ремонтом и производством велосипедов сначала из иностранных комплектующих, а после – из своих труб и даже с учётом пожеланий заказчика: например, по росту или комплекции.

На рубеже XIX–XX веков промышленный прогресс задал стремительный вектор развития производства техники и в России, и в мире. Поднимаясь на новую техническую ступеньку, «Дукс» от велосипедов перешёл к производству автомобилей и дирижаблей, в 1910 году начал выпускать аэропланы, впервые в стране серийно.

В Первую мировую войну Россия имела на вооружении 263 самолёта, 70% из них были построены на «Дуксе». С начала ХХ века самолётостроение активно развивалось. Имена всемирно известных конструкторов и лётчиков испытателей «Дукса» у всех на слуху: П.Н. Нестеров, Н.Н. Поликарпов, В.К. Коккинаки, в 1920–1930-е годы лётчики завода «Дукс» испытывали самолёты на максимальную скорость, практический потолок (высоту полёта) и длительность беспосадочных перелётов и участвовали в длительных перелётах. Например, лётчики М. Громов, М. Волковойнов и А. Екатов выполнили перелёт Москва – Пекин – Токио.

В годы первой пятилетки (1928–1933) треть самолётов в нашей стране выпускал завод № 1 (бывший «Дукс»). Как и в предыдущие годы, всегда и во всём он был первым, в середине 1930-х годов на предприятии собиралось до 275 машин в год. На самолётах Р-5, изготовленных на заводе № 1, лётчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов спасали экипаж парохода «Челюскин». В 1935 году были предприняты первые полярные перелёты, самолёт Р-5 можно назвать родоначальником полярной авиации.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, по решению Правительства нашей страны в октябре Государственный авиационный завод № 1 был эвакуирован на Волгу в Куйбышев (ныне Самара). В 1940-е годы на предприятии собирали самые современные самолёты: МиГ-1, МиГ-3, а во время войны начали изготавливать «летающие танки», штурмовики Ил-2, а в конце войны Ил-10. Труженики тыла завода № 1 приближали победу советского народа над фашистской Германией – каждый шестой самолёт, воевавший на фронтах Великой Отечественной, был изготовлен в цехах завода № 1. Всего за годы войны завод выпустил более 16 тысяч боевых машин.

Авиационная история предприятия, которое сегодня известно в России и мире как Ракетно-космический центр «Прогресс», насчитывает полвека. В начале 1958 года Правительством страны было принято решение о размещении на Государственном авиационном заводе № 1 в Куйбышеве серийного производства межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Началась новая страница истории завода № 1 – космическая.

От «Дукса» до «Прогресса»: 125 лет делаем лучшую технику

В феврале 1959 года первая МБР куйбышевской сборки стартовала с полигона Тюра-Там (Байконур). 23 июля 1959 года организован на территории завода № 1 отдел № 25, позже преобразованный в филиал № 3 ОКБ-1 (с 1974 года – Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ).

Здесь в Куйбышеве на Государственном авиационном заводе № 1 изготовлены две ступени «гагаринской» ракеты, поэтому День космонавтики на предприятии считается одним из самых значимых профессиональных праздников. В 1961 году завод получил новое название «Прогресс». С 12 апреля 1996 года завод «Прогресс» и ЦСКБ – единое предприятие, сейчас это Ракетно-космический центр «Прогресс».

Коллектив КБ за прошедшие 60 лет не только осуществлял конструкторское сопровождение производства ракет-носителей, но и успешно занимался проектированием новых модификаций РН семейства Р-7 (Р-7А) и космических аппаратов фотонаблюдения, сегодня их называют КА дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).

За годы космической истории предприятие участвовало в таких масштабных космических проектах, как создание «лунного» комплекса Н1-Л3 и многоразовой космической системы «Энергия-Буран», и приобрело колоссальный проектно-конструкторский и производственный опыт.

С начала 1960-х годов за КБ главного конструктора Д.И. Козлова были закреплены работы по созданию КА типа «Зенит», собирали аппараты на заводе «Прогресс». Эти КА фотонаблюдения стали средством контроля соблюдения международных соглашений по ограничению стратегических вооружений стран – потенциальных противников нашего государства.

Принципиально новый КА «Янтарь-2К» был создан в ЦСКБ в 1970-е годы, в его конструкции были применены уникальные конструкторские решения, которые не утратили своей актуальности до настоящего времени.

Запуском космического аппарата «Ресурс-Ф1» в 1979 году была открыта новая эра дистанционного зондирования Земли. Спутник осуществлял разномасштабную многозональную съемку поверхности Земли. Это позволило впоследствии создать спутники ДЗЗ нового поколения «Ресурс-ДК1» и «Ресурс-П».

От «Дукса» до «Прогресса»: 125 лет делаем лучшую технику

Кроме средств ДЗЗ, на предприятии были созданы научные спутники: «Бион» для проведения на медико-биологических экспериментов на орбите, а на КА «Фотон» выполняли исследования в условиях высокой микрогравитации в области космических технологий.

В части разработки ракетной техники на базе легендарной ракеты Р-7 на предприятии были созданы трехступенчатые ракеты-носители среднего класса «Восток-2М», «Восход» и легендарный «Союз». Дальнейшими модификациями ракеты-носителя «Союз» являются ракеты-носители «Союз-У» и «Союз-ФГ».

В конце 1990-х годов для обеспечения постоянного и независимого доступа России в космос была проведена кардинальная модернизация РН типа «Союз», в результате которой были созданы РН «Союз-2» этапов 1а и 1б с повышенными энергетическими характеристиками, полностью цифровыми системой управления и системой телеметрических измерений РН с использованием только отечественных комплектующих.

В настоящее время ракеты-носители «Союз-2» являются базовыми в российской системе средств выведения. Их запуски осуществляются с четырёх космодромов в трёх частях света: Байконур, Плесецк, Гвианский космический центр, Восточный. На долю ракет-носителей «Союз-2» приходится основной объём запусков космических аппаратов в рамках Федеральной космической программы и международного сотрудничества в области космоса.

За космический период истории предприятием разработано и сдано в эксплуатацию более 10 модификаций ракет-носителей среднего класса и 29 типов космических аппаратов, осуществлён запуск около 2000 ракет-носителей и выведено на орбиту Земли почти 1000 КА, созданных в РКЦ «Прогресс».

Сегодня в самарском ракетно-космическом центре создаётся перспективная РН «Союз-5» и новый радиолокационный космический аппарат «Обзор-Р», запуск которого намечен на 2020 год. Кроме этого, ведётся разработка эскизного проекта ракеты-носителя сверхтяжёлого класса.

За 125 лет истории предприятие, которое сегодня всем известно как Ракетно-космический центр «Прогресс», меняло название, но всегда оставалось среди лучших в стране и мире производителей техники – и авиационной, и ракетно-космической. Коллектив создателей новой техники – несколько поколений рабочих и технологов, инженеров и конструкторов – многие из них на предприятии прошли путь от молодого специалиста и рабочего до профессионала в своём деле. Без сомнений, каждый из них внёс вклад в создание надёжной и современной техники на волжской земле!

Автор: Ольга Гурина


Автор:Ольга Гурина