- Интенсивное растениеводство КФХ Переходко Н.А.
- Голштинский рецепт эффективности
- Возрождение традиций коневодства
- Генетика как фактор успеха
- XXI Поволжская агропромышленная выставка
- Поздравление Дмитрия Азарова с 20-летием «Самары и Губернии»
- От «Дукса» до «Прогресса»: 125 лет делаем лучшую технику
- Легендарный конструктор Дмитрий Козлов
Легендарный конструктор Дмитрий Козлов
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2019 (октябрь)
1 октября 2019 года исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного создателя ракетно-космической техники Дмитрия Ильича Козлова. Это имя значит для самарского центра «Прогресс» примерно то же, что и Сергей Павлович Королёв для РКК «Энергия». По трудовой биографии генерального конструктора «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрия Ильича Козлова можно изучать достижения космической отрасли нашей страны. Биографам этого выдающегося человека ещё предстоит задаться вопросами: как сыну плотника паровозных мастерских со станицы Тихорецкой Краснодарского края удалось пройти путь от студента Ленинградского военно-механического института до генерального конструктора ракетно-космического КБ? Что было основополагающим: время, требующее героев, или воля самого человека?
2 января 1958 года вышло закрытое Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 2-1 «Об организации серийного производства изделия 8К71 на Государственном авиационном заводе № 1 имени Сталина Куйбышевского Совета народного хозяйства», а 28 февраля 1958 года в командировку в Куйбышев на завод № 1 прибыла группа конструкторов королёвского ОКБ-1 во главе с Дмитрием Козловым. В то время это авиационное предприятие было хорошо известно в стране и за её пределами, заводу предстояло кардинально сменить свою специализацию – от выпуска военных самолётов перейти к производству межконтинентальных ракет.
Дмитрий Ильич Козлов приехал в Куйбышев как ведущий конструктор нового грозного оружия Советского Союза, ракеты Р-7, по заданию главного идеолога космических программ, главного конструктора Сергея Павловича Королёва, для организации конструкторского сопровождения серийного производства ракеты Р-7. Когда на заводе в Куйбышеве началась подготовка к новому производству, директор завода «Прогресс» Виктор Яковлевич Литвинов издал приказ, в котором говорилось, что все распоряжения Дмитрия Ильича Козлова приравниваются к распоряжениям директора завода.
Через год после приезда Дмитрия Козлова в Куйбышев, 17 февраля 1959 года, состоялся первый запуск ракеты Р-7, изготовленной на авиационном заводе № 1. Конструкторское сопровождение обеспечивалось под руководством Дмитрия Ильича. Но уже 23 июля 1959 года по инициативе Сергея Павловича Королёва на заводе создан отдел № 25, а через год отдел преобразовали в филиал № 3 ОКБ-1. Начальником филиала и его главным конструктором назначили Дмитрия Ильича Козлова. Почти сразу же конструкторы козловского КБ, кроме серийного сопровождения производства Р-7, приступили к модернизации ракеты, так появилась ракета Р-7А.
14 января 1961 года состоялся первый пуск куйбышевской Р-7А, потом было ещё шесть успешных пусков.
12 апреля 1961 года – знаменательная дата для истории мировой космонавтики – в этот день впервые человек полетел в космос. Первые две ступени легендарной «гагаринской» РН «Восток» были собраны в Куйбышеве. Сегодня об этом знает весь мир, а без малого 60 лет назад куйбышевцы не догадывались, к каким историческим событиям причастны их земляки.
Все ветераны ЦСКБ и предприятий-смежников, работавшие с Дмитрием Ильичом, единодушно говорят о его потрясающей преданности своему делу: самым отрицательным качеством человека Д.И. Козлов считал равнодушие, а руководителем он был «жёстким, но не жестоким, не терпел разгильдяйства, всегда был очень требовательным и к себе, и к коллегам».
В семидесятые годы в ЦСКБ работала великолепная команда, к этому времени в Куйбышеве сформировалась инженерная элита. Будущие работники отбирались в коллектив Дмитрия Козлова ещё на последних курсах вузов, проходили стажировку на других предприятиях космической отрасли. Дмитрий Ильич не только сохранил и развил традиции своего учителя Сергея Королёва, но и создал собственную конструкторскую школу.
13 декабря 1974 года был запущен принципиально новый космический аппарат «Янтарь-2К», разработанный в КБ Козлова. Этим запуском была открыта целая эпоха в создании национальных средств дистанционного зондирования Земли. Многие решения, принятые при разработке этого космического аппарата, были уникальны и не утратили своей актуальности до настоящего времени.
В начале 1960-х годов Дмитрий Ильич Козлов предложил разработать унифицированный носитель «Союз-У», способный запускать различные космические аппараты на разные орбиты. «Союз-У» стал самой массовой и одной из самых надёжных ракет в мире, она эксплуатировалась более 40 лет. Всего было произведено 789 пусков. Такого показателя не имеет ни одна ракета в мире.
Другая модификация «Союз-ФГ» с 2001 года восемнадцать лет использовалась для запуска пилотируемых космических кораблей на орбитальную станцию. В сентябре 2019 года 70-я РН этой модификации стартовала с Байконура и стала заключительной в истории эксплуатации РН «Союз-ФГ».
1990-е годы были тяжёлыми для космической отрасли страны. Многие предприятия кооперации ракетно-космической промышленности закрывались, разъединялись, меняли профиль деятельности. Но коллектив ЦСКБ сохранился. В период всеобщего развала в стране Дмитрий Ильич приложил все усилия, чтобы создать единый ракетно-космический центр. И, как показала история, это было верное решение.
Самарским ракетостроителям выстоять в 1990-е годы и даже выйти на более высокий уровень производства помогло международное сотрудничество.
Дмитрий Ильич стал одним из организаторов и руководителей совместного российско-французского общества «Старсем», что означает «Звезда семёрки» в честь ракеты Р-7, это обеспечило выход ракеты-носителя «Союз» на международную арену рынка пусковых услуг и устойчивое финансовое положение фирмы Козлова, а также позволило осознать востребованность продукции самарского КБ.
12 апреля 1996 вышел указ Президента России «О создании ФГУП «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» в целях сохранения и развития научно-технического потенциала ЦСКБ и самарского завода «Прогресс». Генеральным директором – генеральным конструктором стал Дмитрий Ильич Козлов. Девяностые годы были непростыми не только для отрасли, но и лично для Дмитрия Ильича. Создатель самой известной советской ракеты Р-7 тяжело переживал распад Советского Союза и невнимание тогдашнего руководства страны к космосу. Но откуда у этого человека были силы? Опыт военных дорог? Потери в молодом возрасте близких людей, двух младших братьев во время войны, и понимание быстротечности жизни? Жаль, что эти вопросы не заданы при жизни. Дмитрий Ильич умер в 2009 году, не дожив несколько месяцев до своего 90-летия.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что Дмитрий Козлов в «ЦСКБ-Прогресс» создал дружный коллектив, работоспособную команду, зажёг своими идеями и обеспечил страну самой эффективной техникой – ракетами-носителями и космическими аппаратами. Представитель нового поколения ракетостроителей, генеральный директор РКЦ «Прогресс» Д.А. Баранов уверен: «Дмитрий Ильич Козлов – это человек, создавший мощное конструкторское бюро, которое эффективно функционирует и сегодня».
Награды и звания Д.И. Козлова
Герой Социалистического Труда (1961)
Дважды Герой Социалистического Труда (1979)
Четыре ордена Ленина (1956, 1960, 1961, 1979)
Орден Октябрьской Революции (1971)
Орден Красной Звезды (1944)
Орден Отечественной войны I степени (1985)
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1994)
Ленинская премия (1957)
Государственная премия СССР (1976, 1983)
Государственная премия Российской Федерации (1994)
Медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» (1945)
Член-корреспондент Академии наук СССР (1984) и Российской академии наук
Почётный гражданин Самары и Тихорецка
Первый почётный гражданин Самарской области
Автор: Ольга Гурина