Оглавление
3#2019
Оглавление
Звезда
Информационные технологии
Конкурс
Культура Самарской области
Лицо с обложки
Образование
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Фестиваль
Экология
Юбилей
Содружество

Локомотив транспортного образования

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2019 (октябрь)

Легендарный железнодорожный институт вырос в уникальный университетский комплекс Поволжья, где готовят грамотных и крайне востребованных в современных условиях специалистов. Самарский государственный университет путей сообщения присутствует в 11 регионах Приволжского федерального округа, участвует в основных процессах развития региона и всей страны. Среди них экспертиза проекта организации скоростного железнодорожного сообщения Самара – Тольятти, разработка интеллектуальной системы анализа и управления бизнес-процессами перевозок в региональных центрах, трёхуровневой модели мультимодальных транспортно-логистических центров Самарской области и другие масштабные проекты.

В этом году СамГУПС стал участником проекта по созданию в Самарской области научно-образовательного центра мирового уровня. Мы беседуем с главой крупного отраслевого учебного комплекса, ректором СамГУПС Иваном Андрончевым.

СамГУПС

С&Г: Иван Константинович, как вы можете охарактеризовать главную концепцию развития СамГУПС сегодня?

Иван Андрончев: При формировании стратегии развития вуза мы учитываем процессы, протекающие на рынке образовательных услуг. Наш университет старается соответствовать требованиям времени и Министерства образования России.

Основные составляющие стратегии развития нашего вуза – это, во-первых, тесная работа вуза со школьниками, начиная с 9 класса, так как большая часть потенциальных абитуриентов делает свой выбор в 10-11 классах. Наиболее оптимальным вариантом станет сеть инженерных классов, которая охватит порядка 10 школ с наибольшими баллами ЕГЭ, что позволит привлечь в вуз абитуриентов с высокими баллами.

Также это работа с учителями профильных дисциплин. Необходимое условие для поступления в технический вуз – выбор физики для сдачи ЕГЭ потенциальным абитуриентом. Именно учителя естественнонаучных дисциплин «Физика» и «Математика» находятся в центре внимания вуза. Для работы с ними мы разрабатываем и внедряем систему бесплатных семинаров, или курсов повышения квалификации, которые широко востребованы в школах.

В СамГУПС хорошо отлажена и продолжает совершенствоваться система обратной связи с выпускниками и работодателями. В фокусе внимания будущего студента вуза стоит достойное применение своих знаний, получаемых в университете, трудоустройство. Кроме того, системы международных рейтингов также используют сведения о траектории развития выпускника: награды выпускника и отзывы работодателей.

Сейчас нашим университетом ведётся активная работа по внедрению обязательного изучения второго иностранного языка в рамках реализации образовательной программы. Это существенное конкурентное преимущество. Такими языками могут стать английский и китайский. Для китайского языка необходимо предусмотреть две ступени: начальный уровень (разговорный) и продвинутый.

Первостепенным предметом оценки работы любого университета является научная деятельность. Поэтому встаёт важнейший вопрос о выводе её на передовые рубежи.

С&Г: Каковы основные направления научно-инновационной деятельности университета?

И.А.: У нас разработана и реализуется «Программа развития научно-исследовательской и инновационной деятельности до 2024 года». В её основе лежат такие стратегические документы, как: Стратегия научно-технологического развития РФ; Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года; Комплексная программа инновационного развития холдинга ОАО «РЖД» на период до 2020 года; Национальная программа «Цифровая экономика РФ» и другие. Целью Программы является трансформация Университета в научно-образовательный центр мирового уровня – центр разработки, внедрения инноваций и развития территорий.

Перед нами стоят задачи совершенствования системы управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью и формирования новых механизмов поддержки НИР и ОКР для доведения разработок до уровня технологической готовности, востребованного у бизнеса.

Безусловно, Программа ставит перед собой и прикладные задачи развития кадрового и инфраструктурного обеспечения научно-исследовательской и инновационной деятельности. В настоящее время одна из важнейших задач – привлечение финансов в данную сферу.

С&Г: СамГУПС входит в консорциум научно-образовательного центра Самарской области. Какие возможности это открывает перед университетом?

И.А.: Научно-образовательный центр призван объединить возможности вузов, ведущих промышленных предприятий и институтов развития для разработки решений по созданию высокотехнологичных конкурентоспособных изделий с применением новых производственных технологий.

Уже сегодня большой пласт совместных разработок в рамках консорциума связан с проектами Самарского университета путей сообщения. Например, это гибридный газотурбовоз с бустерной секцией; конвертирование тепловых энергетических установок транспорта на газомоторное топливо; разработка комплекса мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности железных дорог России за счёт развития инфраструктуры и совершенствования технологии перевозочного процесса.

Существенную роль в формировании высокого уровня исследований и проектов должно сыграть соглашение с Самарским научным центром РАН. К практическому сотрудничеству на принципах технологического партнёрства и кооперации готовы представители бизнеса и инвестиционных структур. Также планируется привлекать к сотрудничеству ссузы и школы региона.

Уверен, взаимодействие в рамках НОЦ будет успешным и результативным – на благо науки Самарской области, а значит и всей России.

С&Г: Как развивается международное сотрудничество в сфере подготовки специалистов?

И.А.: С 2005 года Самарский государственный университет путей сообщения сотрудничает более чем с 30 зарубежными странами, и количество иностранных партнёров с каждым годом увеличивается. Наиболее плотно работаем с Дрезденским техническим университетом и Шэньсийским железнодорожным профессионально-техническим институтом, а также университетами Словении и Италии.

В данный момент активно развивается сотрудничество с нашими китайскими коллегами. Партнёрские отношения с Шэньсийским железнодорожным профессионально-техническим институтом связывают нас уже не первый год, и с каждым годом оно укрепляется. На нашем счету уже две успешно проведённые Летние школы для студентов из КНР на базе нашего университета. Летняя школа включает в себя как лекционную, так и экскурсионную программы с посещением памятных мест Самары. Впереди у нас планируется ещё одна школа, но уже Зимняя. Кроме того, СамГУПС совместно с ШЖПТИ создали «Самарский транспортный институт» Шэньсийского железнодорожного профессионально-технического института, который находится в КНР и был официально открыт в мае этого года.

Локомотив транспортного образования

С&Г: Насколько сегодня ваши выпускники востребованы на рынке труда? Какие специальности и направления востребованы наиболее?

И.А.: Для нас важно не только дать образование, но и позаботиться о трудоустройстве наших выпускников. Поэтому мы стараемся наладить диалог между студентами и работодателями. Из числа выпускников 2019 года трудоустроено почти 93%. Для таких успешных показателей Центром развития карьеры и целевого обучения нашего университета проводится масштабная работа по содействию в трудоустройстве выпускников – это встречи-презентации, мастер-классы, семинары, а также «Дни карьеры», «Ярмарки вакансий». В мероприятиях подобного рода принимают участие наш основной партнёр Куйбышевская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» и другие крупные компании Самары.

Наиболее востребованы выпускники таких специальностей и направлений, как: подвижной состав железных дорог (локомотивы, высокоскоростной наземный транспорт); системы обеспечения движения поездов (автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте); строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей (мосты, строительство магистральных железных дорог); информатика и вычислительная техника; мехатроника и робототехника.

Нашим студентам и выпускникам вуза оказывается индивидуальная психолого-педагогическая и социально-психологическая помощь (карьерный тьюторинг) по проблемам профессионального становления, личностного профессионального роста, выбора индивидуальной траектории развития и карьерного продвижения. Мы стараемся повсеместно рассказывать о достижениях наших выпускников: в СМИ различного уровня, в социальных сетях, в студенческой среде. Следим за их успехами и наградами, поддерживаем и приглашаем к сотрудничеству наших талантливых выпускников.

Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева