- Интенсивное растениеводство КФХ Переходко Н.А.
- Голштинский рецепт эффективности
- Возрождение традиций коневодства
- Генетика как фактор успеха
- XXI Поволжская агропромышленная выставка
- Поздравление Дмитрия Азарова с 20-летием «Самары и Губернии»
- От «Дукса» до «Прогресса»: 125 лет делаем лучшую технику
- Легендарный конструктор Дмитрий Козлов
Михаил Захаров: «Мы создаём новую отрасль»
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2019 (октябрь)
С начала 2019 года в Самарской области действует новая система обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с которой за все этапы обращения с ТКО отвечает одна организация – региональный оператор. О первых итогах работы в новых условиях, об успехах, проблемах и перспективах развития отрасли мы беседуем с Михаилом Алексеевичем Захаровым, директором регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс».
С&Г: Михаил Алексеевич, на ваш взгляд, насколько произошедшие за текущий год изменения способствовали движению отрасли в сторону системности, прозрачности, эффективности?
Михаил Захаров: Вся нормативная база, регулирующая отрасль, начала создаваться только в 2016 году и продолжает активно формироваться. Реформа, что называется, была запущена «с колёс», и фактически это рождение новой отрасли.
Ранее работу перевозчиков отходов никто не контролировал: на чём они возят мусор на полигоны и довозят ли вообще. С начала этого года ситуация очень активно стала меняться: региональный оператор покупает сам новые автомобили и стимулирует перевозчиков обновлять свой парк спецтехники. За первое полугодие мы приобрели 34 новых автомобиля Scania. Думаю, в течение двух лет вся техника будет обновлена. Мы установили датчики ГЛОНАСС на автомобили перевозчиков, за ноябрь-декабрь 2018 года оснастили весовым хозяйством все полигоны в регионе. Сегодня в режиме реального времени мы видим, когда и какая машина приехала на полигон, по треку ГЛОНАСС можем проследить, откуда она приехала.
Сегодня я ответственно могу сказать, что почти 100% мусора, который мы забираем с контейнерных площадок области, попадает на полигоны. Запуск реформы привёл к кардинальным изменениям в сторону прозрачности отрасли, наведению порядка в ней.
С&Г: Какие нерешённые проблемы отрасли требуют сегодня повышенного внимания?
М.З.: Мы только на пути к поставленной цели, поэтому проблем ещё немало. Так, например, в законодательстве пока не ликвидирован пробел, связанный с промышленными и строительными отходами. Контроля в этой сфере не хватает: поэтому строительные отходы часто оказываются на контейнерных площадках для твёрдых коммунальных отходов, приводя к переполнению контейнеров и вызывая многочисленные жалобы и недовольство граждан.
За первые полгода в статусе регоператора нам пришлось проделать огромный объём разъяснительной работы. Буквально в ежедневном режиме проходили и проходят встречи с жителями, главами районов, профессиональными участниками рынка. С самого начала работы мы столкнулись с отсутствием законодательного регулирования по предоставлению данных по физлицам. Поэтому мы в каждом конкретном случае были вынуждены запрашивать справки у потребителей нашей услуги. И нам пришлось за короткое время создать систему центров по обслуживанию населения, хотя изначально этого не планировалось. К счастью, законодательство в этой сфере совершенствуется, несколько недель назад были внесены изменения, которые обязали управляющие организации в установленный срок по запросу регионального оператора предоставлять ему сведения, необходимые для начисления оплаты за услугу обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
В конце августа региональный оператор ООО «ЭкоСтройРесурс» сделал запросы во все управляющие организации (а их по области – более тысячи). Мы надеемся на своевременные ответы, содержащие корректные сведения. К сожалению, в 27 муниципальных районах области вопрос о предоставлении данных региональным операторам на законодательном уровне пока остаётся нерешённым. Поэтому мы очень ждём соответствующих поправок. По моему мнению, идеальной видится ситуация, когда Региональный оператор получает данные для расчёта услуги в порядке межведомственного взаимодействия, что позволит освободить жителей от необходимости обращаться в наши офисы и представлять подтверждающие документы.
Радует, что удалось вывести из правового вакуума вопрос контейнерных площадок. Сегодня их создание и оснащение лежит в зоне ответственности муниципалитета. Как только площадка создана, должным образом оснащена и внесена в наш реестр в соответствии с принятым порядком, у регионального оператора появляется обязанность транспортировать с неё ТКО.
С&Г: Кстати, какова сегодня ситуация с контейнерными площадками в области?
М.З.: На начало 2019 года в Территориальную схему обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Самарской области было включено около 9800 контейнерных площадок, и именно на это количество с нами был заключен договор. После проведённой «ЭкоСтройРесурс» инвентаризации в нашем реестре их оказалось ощутимо больше, и формально мы могли бы не вывозить отходы с «лишних» площадок. Но мы понимаем, что не имеем на это права по социальным, экологическим и другим соображениям. Все вновь выявляемые контейнерные площадки мы включаем в свой реестр – на конец августа общее число площадок достигло 13,5 тысяч.
Совместно с муниципальными образованиями мы выявили потребность в создании дополнительно более 3600 площадок. Руководство региона, понимая важность решения этой задачи, выделило суммарно 300 млн рублей органам местного самоуправления на ремонт, реконструкцию, создание новых площадок и приобретение контейнеров. Это было личное поручение губернатора, и работа уже началась.
С&Г: Какие еще объекты включены в Территориальную схему, и как планируется их развитие?
М.З.: На сегодняшний день в схему внесены 16 полигонов по размещению твёрдых коммунальных отходов, из которых работают только 12. У двух отозваны лицензии, а оставшиеся два – переполнены. Из 12 работающих полигонов 11 исчерпают свой ресурс в 2021-2022 годах. Если ничего не предпринимать, то через три года будет просто некуда возить мусор. Поэтому своей важнейшей задачей совместно с Министерством энергетики и ЖКХ мы видим планомерное открытие новых объектов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Самарской области: мусоросортировочных станций, предприятий по обработке вторичного сырья, объектов по обработке отходов (полигонов).
Территориальная схема также включает в себя сортировочные станции. Мы начали работать с тремя – двумя в Тольятти и одной в Сызрани – и надеемся до конца года запустить ещё одну в Новокуйбышевске. Ещё две сортировочные станции заработают в Самаре в течение 2020 года. Наша цель довольно амбициозна – сделать так, чтобы к 2023 году в Самарской области сортировалось 100% мусора. Сегодня сортируется лишь 20%.
С&Г: Как работа регионального оператора влияет на ситуацию с несанкционированными свалками?
М.З.: Поскольку с 1 января 2019 года все вновь выявляемые несанкционированные свалки попадают в зону ответственности регоператора, то, получив жалобу или обращение по поводу наличия свалки, мы выявляем собственника земельного участка, на котором она находится, и начинаем с ним работать на предмет её ликвидации.
Но это касается только вновь образующихся свалок. До начала 2019 года мы создали свой реестр уже существовавших несанкционированных свалок, которых оказалось 1037. Из них за полгода ликвидированы 492 свалки. На сегодняшний день в нашем реестре остаётся более 500 несанкционированных свалок. Сегодня перевозчикам экономически невыгодно не довозить мусор до полигона. В результате за первое полугодие 2019 года объём твёрдых коммунальных отходов, поступивший на полигоны, вырос на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Мусора меньше не стало, просто он вместо оврагов и лесопосадок попадает на полигоны.
Наша задача-максимум – за пару лет полностью расправиться с несанкционированными свалками. И здесь, благодаря взаимодействию с региональным министерством энергетики и ЖКХ, с муниципалитетами, нам удаётся достичь прогресса даже в таких сложных случаях, как свалка в селе Рождествено, значительная часть которой уже была ликвидирована региональным оператором.
С&Г: Какие цели ставит перед собой компания «ЭкоСтройРесурс», организуя или принимая участие в различных проектах и акциях экологической направленности?
М.З.: Я как руководитель считаю, что если мы лишний раз привлечём внимание населения, общественности, профессионалов, органы исполнительной власти к проблемам утилизации отходов, чистоты наших улиц и дворов, то ситуация реально улучшится. Для этого все способы хороши, и баннеры с социальной рекламой, и различные акции, и субботники, и участие в фестивалях. Например, наша компания – постоянный участник различных массовых мероприятий на Фестивальной поляне. Кстати, это очень хорошая площадка для всевозможных экспериментов, в том числе по раздельному сбору мусора.
Проблема раздельного сбора только кажется простой. Единого мнения по её решению сегодня нет. С учётом наших реалий мы хотим на первом этапе попробовать организовать сбор мусора, разделённого на две фракции: сухие и смешанные отходы. Такого рода эксперимент начнём с октября в Новокуйбышевске. К сухим отходам мы относим стекло, пластик, бумагу, всё, что не загрязнено. А к смешанным – всю органику и всё загрязнённое. Если эксперимент будет успешным, то на сухих отходах мы резко повысим эффективность сортировки, и как результат – сможем понизить плату за вывоз твёрдых коммунальных отходов. Для большего числа фракций у нас пока нет инфраструктурных возможностей, а их создание бюджет просто не потянет.
Так что любое большое дело начинается с привлечения к нему внимания общества, и особенно молодёжи. Прививать понимание проблемы нужно с малых лет, с детского сада. Ведь составляющие новой отрасли, которую мы создаём, – это не только техника и технологии, но и сознание людей, их экологическая грамотность и культура.
Автор: Алексей Сергушкин