Оглавление
1#2020
Оглавление
Гражданское общество
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Культура Самарской области
Лицо с обложки
Образование
Пресс-служба
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Юбилей
Содружество
Год Тольятти в Самарской области
Год памяти и славы
Мужчина Самарской области

С праздником, Тольятти!

— Тольятти

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2020 (апрель)

50-летие выхода первой машины с конвейера Волжского автозавода – событие поистине эпохальное. И дело не только в том, что «АВТОВАЗ» уже полвека является флагманом российского автопрома, градообразующим предприятием Тольятти и одним из «столпов» региональной экономики. Его автомобили стали частью нашей жизни, и по знаковым моделям – от легендарной «копейки» до футуристического XRAY – можно проследить историю страны. Тольяттинцы, как творцы этой истории, безусловно, заслужили то, что 2020 год решением губернатора Дмитрия Азарова объявлен Годом Тольятти в Самарской области с точки зрения бюджетных приоритетов.

Год Тольятти в Самарской области

Полвека как на ладони

Любой российский автолюбитель, как бы он ни относился к отечественному автопрому, увидев на улице или в стенах музея ту самую «копейку» (ВАЗ-2101), обязательно хоть ненадолго остановит свой взгляд на этом неказистом автомобиле, прообразом которого послужил FIAT-124 и который в 1970-е годы был недосягаемой мечтой многих советских людей.

Выпуск автомобилей на ВАЗе был налажен в рекордные сроки. 19 апреля 1970 года с главного конвейера сошли первые 6 автомобилей, а в октябре первый эшелон «Жигулей» был отправлен в Москву. Интересно, что Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода только в следующем году – 21 марта, а полностью завод был официально принят с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года. К этому времени с конвейера уже сошёл миллионный автомобиль.

Плановое советское производство приблизительно каждые полтора-два года выдавало стране следующий миллион автомашин. Регулярно появлялись новые модели. В их числе и труженик-универсал ВАЗ-2102, и второй по популярности вазовский автомобиль – «шестёрка» (ВАЗ-2106), и «хозяин села» – полноприводный внедорожник «Нива» (ВАЗ-2121). Начало 1980-х ознаменовалось появлением второго поколения вазовской «классики» – ВАЗ-2105, ВАЗ-2107 и грузопассажирского ВАЗ-2104. «Пятёрка» стала самым длительно выпускавшимся автомобилем семейства «Жигули» (30 лет).

С началом «перестройки» отечественный рынок завоевывают переднеприводные ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109. На «вишнёвой девятке» страна въехала в постсоветскую эпоху. В сложные 90-е годы завод акционировался, продолжая выжимать ресурсы из советского конструктивного наследия. Выпускались различные модификации «восьмёрок» и «девяток», а позже – «десятой», «одиннадцатой» и последующих моделей, каждая из которых, по большому счёту, была лишь «апгрейдом» предыдущей. В России становилось всё больше иномарок, но в условиях постоянной инфляции сравнительно недорогие автомобили «АВТОВАЗа» по-прежнему пользовались популярностью.

На рубеже нового века, когда страна начала восстанавливаться после дефолта, стала очевидной необходимость коренных перемен на предприятии и разработки принципиально новых моделей. Надежда на это появилась вместе с «Калиной», производство которой началось в 2004 году. Автомобиль B-класса стал прорывом в отечественным автомобилестроении, для него на территории предприятия фактически был построен новый мини-завод, соответствующий европейским стандартам. При этом продолжали активно выпускаться наследники переднеприводных разработок 80-х и 90-х годов, последней из которых стала «Приора».

В целом для «АВТОВАЗа» по-настоящему переломным стало объединение с альянсом Renault-Nissan в 2008 году. Это послужило стимулом для получения финансовой поддержки от российского правительства и открыло новую страницу в истории предприятия. Несмотря на все экономические кризисы, объективные сложности в работе и пессимистические прогнозы, «АВТОВАЗу» в партнёрстве с французским концерном удалось на порядок повысить качество продукции и имидж бренда LADA, разработать новые платформы, создать и запустить в производство целый ряд новых моделей – от бюджетного автомобиля Granta до вышедших в 2015 году бестселлеров современного отечественного автопрома – Vesta и XRAY. Благодаря этому завод успешно перешагнул отметку в 20% показателя доли отечественного авторынка и продолжает двигаться дальше.

Год Тольятти

Город всегда развивался вместе с заводом, на нём отражались успехи и проблемы предприятия. За первую четверть века с момента переименования в 1964 году Ставрополя в Тольятти население города увеличилось в 5 раз, во многом благодаря автостроителям. В советское время ВАЗ обладал мощнейшей системой объектов социальной инфраструктуры – от поликлиник и профилактория до спортивных объектов и профтехучилища. Поэтому когда в тяжёлые 90-е годы завод избавился от большинства непрофильных активов, вся тяжесть их содержания легла на город. Ноша была неподъёмной, постоянный недостаток финансирования за десятилетия вылился в то, что многие здания и коммуникации физически и морально устарели.

Для масштабного обновления города усилия муниципалитета было необходимо объединить с поддержкой регионального и федерального бюджета, а также крупнейших предприятий. И прекрасным поводом для этого послужила череда юбилеев «АВТОВАЗа» – сначала 50-летие самого предприятия в 2016 году, а затем и полвека со дня выпуска первого автомобиля. Огромную роль в подготовке нынешнего юбилея сыграл губернатор Самарской области Дмитрий Игоревич Азаров. Он со своей командой проделал большую системную работу по обоснованию мероприятий плана, поиску источников финансирования, подготовке необходимой документации, в том числе, по строительству социальных объектов и благоустройству территорий. За короткий срок губернатору удалось добиться поддержки со стороны федерального центра в реализации разработанного плана, а также найти источники финансирования по целому ряду объектов.

Сегодня, благодаря вниманию Президента страны Владимира Путина, федерального и регионального правительства, Тольятти является одним из лидеров экономического роста региона. В городе созданы уникальные возможности для развития бизнеса, привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, в том числе на территории особой экономической зоны «Тольятти», территории опережающего социально-экономического развития, технопарка «Жигулёвская долина».

Серьёзный импульс экономическому развитию Автограда и Самарской области должно дать строительство таких важных объектов, как мост через Волгу в районе села Климовка и дорога в обход Тольятти в рамках международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Работы здесь идут полным ходом.

Решением губернатора 2020 год в Самарской области объявлен Годом Тольятти с точки зрения бюджетных приоритетов. В юбилейный год город получит дополнительные средства из областного бюджета на реализацию инвестиционных, инфраструктурных и социальных программ.

Конечно же, тольяттинцев, прежде всего, интересует строительство и реконструкция дорог и социальных объектов, благоустройство общественных пространств.

И на сегодняшний день сделано немало. Введены в эксплуатацию два детских сада и ещё один готовится к открытию в начале лета. Приближаются к своему экватору работы на спорткомплексе «Акробат», который по плану должен быть введён в августе. Завершено строительство ФСК «Союз», а в сентябре планируется завершить физкультурно-спортивный комплекс на Певческом поле. Продолжаются работы по строительству выставочного зала и сквера с игровыми площадками и фонтаном. А вот сквер 50-летия «АВТОВАЗа» будет открыт для посетителей уже в апреле, как и новое здание детской поликлиники на 500 посещений в смену в Автозаводском районе. И это лишь некоторые из объектов.

Кроме того, в этом году должно начаться строительство школы на 1600 мест в 21-м квартале. Готова и ожидает заключения проектно-сметная документация по реконструкции набережной Волги и драмтеатра «Колесо». Всего в ближайшие три года на развитие города, строительство новых социальных и инфраструктурных объектов планируется направить более 5,5 млрд рублей.

В этом году сложная эпидемиологическая обстановка внесла свои коррективы в масштабный план праздничных культурно-массовых и спортивных мероприятий. Но так или иначе главный праздник, посвящённый 50-летию «копейки», состоится в этом году. А пока в рамках проекта «Время Тольятти» администрация города запустила интернет-проект «Встретимся в чате», к которому подключилось большое число жителей города.

С праздником, Тольятти!

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин