Оглавление
1#2020
Оглавление
Гражданское общество
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Культура Самарской области
Лицо с обложки
Образование
Пресс-служба
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Юбилей
Содружество
Год Тольятти в Самарской области
Год памяти и славы
Мужчина Самарской области

Владислав Мисевич: «Помню больше остальных!»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2020 (апрель)

Советским меломанам ансамбль «Песняры» стал известен всего через год после своего создания. Уже в 1970 году коллектив с блеском победил на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. «Буквально сразу, как о сенсации, о нас заговорила вся страна», – вспоминает мой сегодняшний гость. А у нас «Песняры» под предводительством Владимира Мулявина впервые выступили в воскресенье 16 июля 1972 года. За два дня музыканты дали в куйбышевском Дворце спорта целых четыре аншлаговых представления!

Во время бесчисленных турне с творчеством первой советской супергруппы познакомились слушатели 72 стран мира. И лишь за последние пять лет ансамбль дал почти 400 концертов не только в странах СНГ, но также в Китае, Израиле, Вьетнаме, Литве, Польше, Латвии, Эстонии и так далее. Сегодня это один из немногих высокопрофессиональных коллективов на нашей эстраде, кто исполняет некоммерческую музыку.

Владислав Мисевич и другие

«Александрина», «Берёзовый сок», «Олеся», «Наши любимые», «За полчаса до весны» – эти и многие другие потрясающе мелодичные шедевры на десятилетия стали истинным камертоном таланта, войдя в сокровищницу отечественной музыкальной культуры. А в конце минувшего года наш «главный» ВИА отметил своё 50-летие, отправившись в юбилейный тур. 15 ноября состоялся их большой концерт в Конгресс-Центре (г. Москва), вскоре после которого они выступили и в Самаре.

Сегодня у нас в гостях один из отцов-основателей легендарных «Песняров», флейтист, саксофонист и бэк-вокалист, заслуженный артист Республики Беларусь Владислав Мисевич.

Куйбышев – Самара

1 сентября 1969 года все дети Страны Советов дружно уселись за школьные парты, а художественный совет Белорусской Государственной филармонии единодушно принял поистине историческое решение. Отныне минская группа «Лявоны» получала право называться вокально-инструментальным ансамблем. Именно этот ВИА, изначально позиционировавшийся как фольклорный, и стал прообразом «Песняров».

А 13 октября 1970 года уже под названием «Песняры» ансамбль становится лауреатом IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Весной 1971 года выходит в свет их первый долгоиграющий альбом, а 28 августа коллектив представляет советскую фирму грамзаписи «Мелодия» и на международном уровне. На Сопотском интернациональном музыкальном фестивале в Польше «Песняры» исполнили две композиции со своего дебютного диска: белорусскую народную песню «Ой, рано на Ивана» и авторскую «Олеся».

Вот такой калейдоскоп событий предшествовал первому триумфальному визиту ВИА «Песняры» в наш город. Музыканты дали 4 концерта в куйбышевском Дворце спорта, в общей сложности собрав более 22 тысяч человек, что по нынешним временам кажется просто невероятным.

В те времена я ещё жил с родителями на Волжском проспекте, в 200 метрах от Дворца спорта. И вот у меня возникла безумная идея – пригласить заезжих звёзд к себе домой. Каковы были шансы у простого куйбышевского пацана? Да никаких! Тем не менее я как-то умудрился затащить кое-кого из «Песняров» к себе «на чай» в перерыве между их дневным и вечерним представлениями. И вот мы сидим, общаемся, попиваем «чаёк». Тут звонок в дверь. Оказывается, это мой сотоварищ по учёбе Юрий. Он как раз после дневного концерта «Песняров» и прямо с порога начинает громко мне комментировать увиденное-услышанное. С непередаваемым чувством завожу его в залу, чтобы всё это он сказал «песнярам» прямо в лицо. Надо было видеть, что сделалось с моим другом. Однако сцена «не ждали» закончилась полюбовно, поскольку у всех достало чувства юмора. В качестве бонуса я повёл высоких гостей на близлежащий пляж. Охмелев от нашего раздолья, легендарный исполнитель песни «Вологда» и по совместительству мой тёзка Анатолий Кашепаров только и смог выдохнуть: «Вот бы к нашему чудесному Минску, да ещё бы и вашу красавицу Волгу!» На что я довольно жёстко парировал: «Берите всё, что хотите. Но Волгу-матушку не отдадим!»

«Город ваш, несомненно, прекрасен и второго такого не найти, – признаётся мой сегодняшний гость Владислав Мисевич. – Он сродни Петербургу или Иркутску. Там Нева и Ангара. А здесь – матушка Волга! Да и люди, которые когда-то его строили, знали, что делают. Вкладывали в любимый город всю свою душу. В те давние годы Самара была очень богатым городом и, как говорил Райкин, рыба в Волге была! Даже осётр водился! И когда наконец-то вы полностью отреставрируете старинную часть города, тогда это будет прекрасно. Вполне возможно, что Самара даже сможет стать прекрасной декорацией для съёмок любого исторического фильма.

Из ваших музыкантов хорошо знаком с ансамблем «Синяя птица». С отцами-основателями этого коллектива мы познакомились давным-давно, здесь в Самаре. Причём с Робертом Болотным продолжаем поддерживать отношения».

Владислав Мисевич и другие

Мулявин

Анализируя столь молниеносный успех и головокружительный рост популярности ансамбля «Песняры», его создатель и художественный руководитель Владимир Мулявин когда-то говорил: «Нам надо было идти своим путём. Меня не устраивала эстрада в том виде, в котором она тогда пребывала. «Песняры» добились успеха потому, что были ни на кого не похожи. Официально мы стали первой группой, с которой в нашей стране начался жанр ВИА». Основу репертуара ВИА «Песняры» изначально составляли белорусские народные песни. Разрабатывая своё направление, ансамбль стал новатором отечественного жанра «фольклорный бит». Аналог западного «фолк-рока». Причём в те годы это направление завоевывало просто невероятную популярность.

«После ухода Мулявина я остался самым старшим в коллективе. Естественно, и помню куда больше остальных, – признаётся нынешний руководитель ансамбля Владислав Мисевич. – Например, в нашем «золотом составе» было такое распределение ролей. Володя пишет аранжировки, составляет репертуар, назначает и проводит репетиции. Ну и так далее. А однажды ткнул в меня пальцем: «А ты возьмёшь на себя ответственность за дисциплину в коллективе!» Думаю, сработал тот факт, что мы вместе служили в армии. И потому, наверное, доверял больше. Однако был у него и серьёзный минус. Со временем он стал себе сильно позволять. Ну, вы понимаете? При этом Мулявин – единственный, кто, несмотря на возраст, до самого конца ничего не растерял в сугубо вокальном смысле. Удивительно! Видимо, выручали уникальные природные данные. А против матушки-природы не попрёшь. Даже при том образе жизни, который Володя вёл в последние годы, его главный дар – ГОЛОС – не изменял ему никогда.

Конечно, никто из нас не может петь так, как это мог делать Владимир Мулявин. В том числе и поэтому мы делаем новые аранжировки наших старых классических вещей, а ведь некоторым из них уже почти полвека. К тому же нам никак нельзя стоять на месте. Всё время надо двигаться. Но порой приходится сознательно изменять и даже в чём-то «уродовать» песню. Как это однажды случилось на съёмках телевизионной программы «Достояние республики», когда мы хотели придать легендарной композиции «Беловежская пуща» современное звучание.

Естественно, сегодня даже наш звук изменился. Да само время изменилось. Новые тенденции и современные технологии. Сказывается и отсутствие Мулявина в нашем коллективе: вокальные партии звучат уже без его неподражаемого голоса. Отсутствие Владимира Мулявина оказало огромное влияние, прежде всего, на наш репертуар. Ведь он брал на себя, образно говоря, драматическое начало в вокальных партиях. Например, его солирование в программной композиции «Крик птицы» и во многих других. Теперь в нашем репертуаре нет таких вещей. Вокал стал мягче и лиричнее. И, конечно, больше уже не поём на комсомольские темы (смеётся). А всё больше про любовь и человеческие судьбы!

Между прочим, одна из последних мулявинских программ была основана на поэтическом творчестве Владимира Маяковского. Ну и что общего между его стихами и фолк-музыкой? А ещё его программы, посвящённые юбилею Победы в Великой Отечественной войне, или программа на стихи Роберта Бернса? В них ведь тоже не было ничего общего с белорусской народной песенной традицией. То есть и Мулявин тоже постепенно стал от этого отходить. Просто в 70 – 80-е годы это было модно, и ансамбль на этом грамотно сыграл. Но даже тогда мы умудрялись разумно сочетать фольклор с лирикой и патриотическими песнями.

А вообще Владимир Мулявин по-прежнему незримо присутствует в каждой нашей песне, ведь без него не было бы ни нашей сегодняшней музыкальной судьбы, ни нашей сегодняшней встречи».

На репетиции

Штаты

После успешных выступлений советских артистов на X Международном музыкальном фестивале MIDEM во французских Каннах между Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП) и американской фирмой MacMillan Performing Arts была достигнута договорённость о сотрудничестве. В декабре 1976 года должно было состояться двухнедельное турне группы «Песняры» по Соединённым Штатам Америки.

«Когда на горизонте забрезжили Штаты – это тогда было всё равно как ожидание полёта на Луну, – вспоминает Владислав Мисевич. – С какими «буржуазными нравами» там столкнёмся? Как будем выглядеть в стране, откуда чуть ли не все наши музыкальные кумиры? Тем более что в своём жанре «Песняры» ехали туда из Союза ПЕРВЫМИ!»

Эти гастроли проанонсировала даже влиятельная британская газета «The Independent»: «Песняры» – популярная советская группа приезжает с дебютом и выступит 1 – 15 декабря в 13 южных городах США. Это турне знаменует собой исторический прорыв для русской группы на американский рынок. Интересно, какая же будет реакция публики на гастроли советских музыкантов? Заранее сложно предугадать, но очевидно, что турне привлечёт внимание многих журналистов и зрителей. Ведь мы так долго не общались (с русскими)!»

А самый главный мировой музыкальный журнал «Billboard» откликнулся на эти гастроли статьёй обозревателя Элиота Тигел «Знаменитая русская группа в США». Журналист Монте Плотт из «Daily Sentinel» (г. Шарлотт, Северная Каролина) в своей статье «Русские рокеры на гастролях» пишет: «Гастроли по юго-восточной части Америки мало чем отличаются от наших домашних гастролей», – говорят участники русской фолк-рок-группы «Песняры». Их волшебный традиционный русский фольклор в сочетании с современным электронным звучанием, словно ураган, смёл на их концерт всю потенциальную публику в трёх городах Северной Каролины. Участники группы гордятся тем, что в СССР их узнают на улице, и фанаты просят их автографы и телефоны. Но руководитель Владимир Мулявин признаётся, что, несмотря на популярность, их жизнь мало чем похожа на жизнь американских рок-звёзд». Тему продолжает другая газета «Dixon Evening Telegraph» в статье «Американское турне советской рок-группы получает овации стоя»: «В Соединённых Штатах музыканты, которые продали 10 миллионов пластинок и собирают огромные толпы зрителей на свои шоу, автоматически становятся миллионерами. В СССР они получают зарплату от государства… Русские музыканты говорят, что их зарплата немаленькая. Но они никогда не заработают миллионы долларов с одного концерта, как это делают их западные коллеги».

Подведём краткие итоги. За две недели «Песняры» намотали по дорогам южных штатов более 3700 километров. При полных залах дали 13 концертов. Американские газеты окрестили это гастрольное турне «русским вторжением на западном рок-фронте». А в конце турне: «Песняры» заслужили, чтобы им аплодировали стоя!» Самый последний, 14-й по счёту и заранее не запланированный концерт, «Песняры» дали в посольстве СССР в Вашингтоне. Ну, тут уже пели для своих. На знаменитой фирме «Колумбия» советская группа записала долгоиграющий диск, в который вошли их лучшие композиции на английском, русском и белорусском языках. И на это американские газеты также отреагировали. Например, Ай Зибарт (газета «The Tennessean») опубликовал материал «Русские в студии»: «Группа русских музыкантов, которая провела день в студии A «Columbia Records», удивила американских журналистов. Они ожидали, что эта их музыка, в основе которой славянский фольклор, будет сильно отличаться от западной... Похоже, что русские музыканты очень увлечены американской музыкой, её влияние пронизывает почти все композиции ансамбля. Одна из самых их любимых групп – «Chicago». Также советским музыкантам понравилась наша музыка в стиле кантри. Как они сами подчеркнули, она близка фольклорному стилю их страны».

Белорусские Песняры

«Если кто-то забыл, то именно Леонид Тышко, который сейчас проживает в Израиле, придумал это звонкое название – «Песняры». Хотя наш классический басист по сей день так и не получил причитавшийся ему за это гонорар в сумме 30 советских рублей. Кстати, в конце 60-х это были неплохие деньги (смеётся). И хотя он и живёт теперь в Земле Обетованной, но периодически приезжает на наши мероприятия. Вообще мы с Леонидом сохранили отличные отношения. И без Тышко говорить о «золотом составе» подлинных «Песняров» попросту невозможно...

А без Мулявина, думаю, нам всё-таки правильнее называться не «Песнярами», а «Белорусскими Песнярами». Мы – «Белорусские Песняры», а «песняры» – все остальные. Ведь в переводе с белорусского, «песняр» – это певец. Вот пусть эти певцы-клоны попробуют поработать 30-40 лет и тогда поймут, как всё это непросто. Может тогда и эйфория у них пройдёт. Но мы – без обиды, определились: ладно, берите название, которое мы придумали, раскрутили и сделали национальным брендом. К счастью, есть ещё миллионы очевидцев всех тех памятных событий. Главное, что за полвека нашей работы прослеживается и поддерживается традиция. Причём у нас продолжает обновляться репертуар. Мы просто не можем жить без новых песен.

Сегодняшний репертуар пишет наш клавишник и гитарист Олег Аверин. Он во многом следует заветам Владимира Мулявина. Понемногу сочиняют Валерий Дайнеко и Алик Катиков. Однако всё это базируется на том мощном фундаменте, который уже был когда-то заложен. Возьмите хотя бы фирменный «песняровский» вокал. Даже петь это четырёхголосие – безумно сложно!

Многие наши песни хорошо знакомы и юному поколению. На каждом концерте зрители обязательно хотят услышать классические вещи, поэтому не исполнять их просто невозможно. Однако сейчас уже больше половины программы – это совершенно новый музыкальный материал. За последние десять лет ансамблем записано 7 альбомов с более чем 60 новыми песнями. И если у слушателей складывается впечатление, что по звучанию новые композиции мало чем отличаются от классических старых, то значит, что задача по сохранению и продолжению традиций успешно выполняется. Но насколько бы хороши они ни были, поклонники нас не поймут, если на концерте не прозвучат всё те же «Беловежская пуща» и «Вологда», «Наши любимые» и «Белоруссия»...

Из «золотого состава», кроме меня, сейчас работают скрипач и вокалист Валерий Дайнеко (с 1976 года) и заслуженный артист Белоруссии Игорь Пеня (с 1980 года). Также в ансамбле работают и молодые ребята, а значит, жизнь тех прежних «Песняров» продлена. Мы продолжаем традиции, сложившиеся в коллективе за прошедшие десятилетия и не изменяем нашим основным творческим позициям. С другой стороны, мы не эксплуатируем когда-то удачно сложившийся репертуар и способствуем творчеству наших молодых музыкантов. Значит, открываем коллективу новые перспективы. Причём ещё есть внутреннее желание доказать: можешь ли ты ещё что-то или уже ничего не можешь. Поэтому, в отличие от многих коллег, всегда поём только вживую. Мы хотим встречаться не только с теми, для кого «Песняры» – ностальгическое воспоминание, но и с молодёжной аудиторией. То есть наши зрители – это те, кому от семи до семидесяти лет. А может и больше!»

Песняры в Самаре

P.S. После беседы я показал Владиславу несколько раритетов, подаренных на той давней встрече в июле 1972 года. В том числе их первый альбом, подписанный ВСЕМИ без исключения участниками первого состава «Песняров», включая Владимира Мулявина и его родного брата ритм-гитариста группы Валерия, погибшего ровно через год после куйбышевских гастролей. И даже комплект барабанных палочек, подаренных мне их легендарным ударником Александром Демешко. Увидев всё это богатство, Мисевич не сумел сдержать слёз...

Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов