Ольга Ненашева: «Счастье любит помечтать...»

Журнал «Леди-клуб», номер 1 / 2020 (июль)

Счастье любит тишину...
А ещё пирог с морошкой.
Выпить вечером чайку,
Приложить ко лбу ладошку.

Счастье любит помолчать...
А ещё зарёю ранней
По балконам погулять,
Луч ловить в оконной раме.

Счастье любит помечтать...
И идти с тобою рядом.
Крепко за руку держать,
Целовать одним лишь взглядом...

поэтесса

Сегодня у нас в гостях Ольга Ненашева, самарская поэтесса.

ЛК: Ольга, расскажите, в какой семье вы родились? Были ли у вас в роду творческие люди?

Ольга Ненашева: Я родилась в селе Покровка Кинельского района Куйбышевской области. Папа хорошо рисовал, бабушка по маме была очень музыкальной, поющей, и все её родственники имели шикарные голоса. Когда они собирались вместе, пели так, что в доме начинали дрожать стёкла. Так что моё раннее детство прошло в атмосфере народной песни. Затем мы переехали в город, я пошла в школу.

ЛК: Когда у вас появилась любовь к чтению, к литературе?

О.Н.: До 4 класса читать я не очень любила. Но однажды зашла в школьную библиотеку, подружилась с библиотекарем, и меня буквально затянул книжный мир. Целыми днями я пропадала между стеллажей, «лечила» книги, расставляла, конечно, читала. И всё детство до сознательного возраста мечтала стать библиотекарем. Представляла себе такую картину: сидишь одна, вокруг никого, тишина и книги – какие хочешь, читай – не хочу... Летом на каникулах я познакомилась с библиотекарем в деревне и тоже пропадала у неё. Помню, там была тумбочка, закрывавшаяся на замок, но я имела к ней доступ, в ней хранились самые интересные, ценные книги: «Волшебник Изумрудного города», «Три мушкетёра», «Приключения Шерлока Холмса»... В этот период я начала писать стихи, но при переезде тетрадка с детскими стихами потерялась.

Повзрослев, я записала в детскую библиотеку младшего брата и брала книжки вместо него. Я перечитала все сказки народов мира, потому что в детстве у меня таких книг не было.

Естественно, среди школьных предметов литература была моим «коньком», все произведения школьной программы я очень тщательно читала, делала пометки на полях. Была «фанаткой» «Горе от ума», «Героя нашего времени», знала их досконально. Мне очень хотелось поступить в педагогическое училище на учителя начальных классов, но моя семья меня отговорила. Мама отвела меня в медицинское училище имени Ляпиной. Так как школу я закончила очень хорошо, меня были готовы принять после собеседования. Сразу я не очень представляла, что меня там ждёт, а поразмыслив, поняла, что не переношу вида крови, и медицина – это совсем не моё. Так, за компанию с подружкой я поступила... в Куйбышевский радиомеханический техникум. К слову сказать, позже, за компанию с мужем я совершенно неожиданно для себя получила юридическое образование.

Но любовь к чтению у меня не пропадала никогда, учась в техникуме, я уже сама покупала себе книги. Нравилось читать Теодора Драйзера. Как-то купила роман Эмиля Золя «Западня», прочитала и просто влюбилась в него, знала его от и до. До сих пор это моя любимая книга.

ЛК: А чем так «зацепил» Золя?

О.Н.: Мне нравилось наблюдать отношения между людьми, размышлять над характером главной героини. Жизнь дала ей шанс, всё было в её руках, но человеческие слабости, распущенность, наплевательское отношение к себе и окружающим пересилили её мечтания, трудолюбие, отзывчивость, стремление к хорошей жизни. Это повлияло и на близких героини. Золя очень тонко её описывал. Она была сильной, с внутренним стержнем, с упорством, но что-то в ней сломалось, стало точкой невозврата, где была её западня? Эти размышления вызвали у меня сильные эмоции и долго не отпускали.

ЛК: А вы – сильная?

О.Н.: Я – да, настоящий пацан в юбке, всю жизнь росла с мальчишками, с братьями. Я люблю всё контролировать, докапываться до сути. Дедушка даже говорил, что я непременно должна стать прокурором. А ещё, я очень темпераментная, были случаи, когда за границей меня принимали за итальянку.

ЛК: Как же у вас получаются нежные, лиричные стихи?

О.Н.: Даже не знаю, для меня самой это загадка, иногда мне кажется, что это вообще не я пишу, ко мне приходят строчки, и я их записываю. Начала писать с детских стихов. Первые 15 стихотворений я написала для своей дочки Машеньки, ей тогда было 3 года. Это были трогательные детские строчки, потешки.

Маша, солнышко, вставай!
Маша, просыпайся!
Носик, глазки умывай,
В садик собирайся.

Было очень забавно, когда Маша декламировала это стихотворение в саду, и каждый из малышей подставлял своё имя и считал, что это четверостишие написано именно для него.

После детских стихов было затишье. Я очень спокойно к этому относилась. Я тот человек, который не страдает от отсутствия музы, и никогда не пишет на заказ.

Зато чуть позже началось настоящее «сумасшествие». Я чувствовала, что как будто кто-то через меня транслировал информацию. Стихи приходили сами, не выбирая удобного времени. Я могла писать, где угодно, когда угодно – ночью, днём, сидя, стоя. Это случалось, когда я куда-то шла, ехала, чем-то занималась. Если я находилась за рулём, то прижималась к обочине и записывала. У меня всегда были с собой ручка и блокнот, или на худой конец какой-нибудь клочок бумаги. Наверное, со стороны это выглядело довольно смешно. Бежит девушка по улице вся такая сосредоточенная, потом внезапно встаёт посередине дороги, достаёт блокнот и начинает что-то писать... В ресторане я могла взять у официанта ручку и записать на салфетке. Мои родные в какой-то степени страдали от этого. Мама говорила: «Вот мы с тобой разговариваем, ты отвечаешь, но тебя нет, ты где-то там...» А я чувствовала, что если я не запишу, это будет катастрофа. Так продолжалось лет пять.

ЛК: А вы издавали свои стихи?

О.Н.: Да. В 2007 году вышли два моих сборника «Стихи детям» и «Лирика», в 2019 году сборник детских стихов и загадок «Слонолёт». Первый опыт по изданию «взрослых» стихов был неудачным, потому что многие мои знакомые все стихи связывали с моей личной жизнью. Мне приходилось объяснять, что для меня это всего лишь своеобразное проживание действительности, я очень наблюдательный человек. Восприятие чьей-то истории, какой-то случайный сюжет, тронувший до глубины души, рождали в моей голове ритмическое сочетание слов. Я могла посмотреть телепередачу, что-то цепляло меня, и возникал стих. Однажды я пила чай, и фоном по телевизору шли криминальные новости – сюжет про домашнее насилие: муж-тиран долгое время избивал жену, потом дарил подарки и просил прощения, в конце-концов её психика не выдержала, и она его зарезала. А у меня родились такие строчки:

Он её любил, но странною любовью:
По ночам ногами бил, она плевалась кровью.
Он её пытал, испытывал терпенье.
Он её с другим застал и умер в воскресенье.

Иногда даже просто кем-то брошенная фраза рождала стихи. Как-то, когда у меня было агентство праздников «Слон», и я сотрудничала со многими артистами, ко мне зашёл очень известный на тот момент в Самаре ведущий. Мы что-то обсуждали, мне казалось, что все артисты очень начитанные люди, и я спросила: «Ты, наверное, много читаешь?» А он бросил в ответ: «Да я вообще книг не читаю». И ушёл... А в моей голове уже складывались строки:

Я книг не читаю, телевизор не смотрю,
Свет я выключаю и в темноте сижу.
Смотрю на стены голые, на отблески теней,
И мысли вьются спорные в тупой башке моей...
И вдруг как озарение раздастся трель звонка:
Всю ночь ждала мгновения услышать лишь тебя!
Бегу, ногами топаю, хватаю телефон,
Стою, глазами хлопаю: «Привет», ну, точно – он!

Или, например, на канале «Культура» была передача «Чёрные дыры, белые пятна», у меня есть стихотворение, которое начинается с этих самых слов. Сейчас я даже не помню его дословно. Мне пришло, я записала и забыла, а люди, прочитав, начинали задавать неудобные вопросы. Поэтому с первым своим изданием я поступила, как Гоголь. Сожгла его.

поэтесса

ЛК: Сейчас не жалеете об этом?

О.Н.: В какой-то степени – да, жалею о своём поступке, ведь на самом деле экземпляров почти не осталось. А я тогда много душевных сил вложила, очень творчески подошла к презентации первого издания. Мы ставили диалог между мужчиной и женщиной, состоящий из моих стихов. Под скрипку и виолончель их читали артисты нашего Драмтеатра. Чуть позже в клубе «Бумажная луна» мы сделали даже мини-спектакль из моих лирических стихотворений, он длился минут 30-40, это было очень впечатляюще.

ЛК: Как вам пришла идея создать праздничное агентство?

О.Н.: Всё очень просто: мне не нравились те праздники, которые устраивали мне. А как говорится: «Не нравится – сделай сам». И я решила дарить людям праздники сама. Сначала устраивала их для своих родственников, друзей. Я очень ответственно подходила к этому делу, ездила в Москву на тематические выставки, привозила оттуда и реализовывала самые новые идеи. Одними из первых мы заказывали для наших праздников ростовых кукол. Вместе с сотрудниками мы были первыми с идеей писать на майке именинника пожелания несмываемым маркером. Ставили оригинальные сценарии ко дню рождения, свадьбам, корпоративным праздникам. Это был очень запоминающийся период в моей жизни.

ЛК: Как вы познакомились с исполнительницей русских народных песен Кларой Корниловой?

О.Н.: Клара поверила в меня самая первая. Как-то я пригласила её выступать на юбилее моей мамы. Робко подошла к ней и сказала, что пишу стихи, дала почитать. Через неделю она позвонила и ответила, что композитор Ильдар Чипчиков написал музыку на мои стихи «Берёзка». С этого всё и началось, в 2007 году. Многие мне говорили, что мои стихи, особенно грустные, хочется петь. Жалко, я сама не могу писать музыку, а петь я пробовала, даже записала на студии несколько песен. Позже специально для Клары я написала песню «Над Волгой». Эти две песни, «Берёзка» и «Над Волгой», вошли в первый альбом Клары Корниловой. Затем в 2017 году она предложила мне работать над новым альбомом. Так появились песни «Самарочка», «Родное окно», «Берёза-невеста» и другие. В мае 2019 года мы выпустили необыкновенно красивый альбом «Край Родной», в который вошли 14 песен на музыку самарских композиторов Ильдара Чипчикова, Александра Малыхина и Александра Большакова.

В этом году к 75-летию Великой Победы я написала стихи, а Александр Большаков музыку для песни «Письмо солдата», которую исполнила Клара Корнилова на Всероссийском онлайн-конкурсе телеканала «Победа».

С Кларой нас связывает не только творчество, но и искренняя дружба, она очень близкий мне человек.

ЛК: А как началось сотрудничество с Волжским народным хором?

О.Н.: Всё довольно просто: мне позвонил композитор Александр Малыхин, с которым я в тот момент сотрудничала, и сказал, что хор хочет исполнить мою песню. Я встретилась с руководителем хора, предоставила подтверждение авторства своих стихов, и мы подписали соглашение на исполнение песни «Берёза-невеста». Премьера этой песни состоялась 12 декабря 2018 года.

ЛК: Какие ощущения у вас были, когда первый раз услышали песню на свои стихи в исполнении Волжского народного хора?

О.Н.: Меня переполняла радость, улыбка не сходила с лица. Хотелось бегать по залу и говорить: «А вы знаете, ведь эта песня на мои стихи!» Я сообщила всем друзьям и знакомым.

ЛК: А как ваши близкие относятся к проявлению вашего таланта?

О.Н.: Моя семья меня поддерживала с самого начала, муж первым предложил издать стихи. Я вообще очень семейный человек, семья у меня всегда на первом месте. Я, прежде всего, мама, жена. Люблю заниматься домом, готовить, в семье реализуюсь полностью. Поддержка самых близких людей для меня очень важна.

ЛК: Ольга, скоро вы готовитесь издать новый сборник стихов, ваше отношение к мнению окружающих изменилось? Изменились ли вы сами за это время?

О.Н.: Моё мнение об окружающих меня людях начало меняться ещё с тех времён, когда у меня было праздничное агентство. Мы работали со многими артистами, и некоторые из них открывались мне совершенно с другой стороны. Я не люблю людей, которые способны обмануть, какие бы цели они при этом не преследовали. Ложь для меня не имеет оправдания. Со многими я просто перестала общаться. Из прошлой жизни у меня остались Клара Корнилова и Саша Елесин, фокусник. Эти люди по-настоящему близки мне.

Несомненно, я изменилась и сама, и по-другому стала относиться к окружающим. Раньше, если я была уверена в своей правоте, то спорила до хрипоты, а потом я поняла, что незачем, каждый имеет право на своё мнение. Все люди разные и по-разному всё воспринимают. Сейчас я стала мудрее, выросла. Оглядываясь назад, иногда думаю, почему раньше у меня не было столько мудрости, как сейчас, стольких переживаний могла бы избежать... Но потом понимаю, что, если бы не эти переживания, жизненного опыта, мудрости и не было бы.

У каждого в жизни есть такие люди, от общения с которыми вырастают крылья. А есть те, которые сделают всё для того, чтобы и руки опустились. Вот сейчас я счастлива от того, что могу позволить себе общаться только с приятными, близкими мне по духу людьми.

* * *

Нелепая шляпа, авоська в руке.
Иду босиком по асфальту.
Застыну я где-то в нелепом прыжке,
А может, уеду на Мальту.

А может, я прочь от себя убегу,
На поиски счастья отправлюсь.
С собой я в дорогу друзей позову,
В грехах им в своих я покаюсь.

Пойдём мы туда, где кончается ночь,
Где солнце с рассветом играет.
Там горе за горы уносится прочь,
Там счастье, как ветер, летает.

Там будем, как птицы, мы вместе парить,
Крылом водной глади касаться.
На звёздах мы будем любимых любить,
В свободе, как в море, купаться.

* * *

Карамелька за щекой с ароматом вишни,
И поёт морской прибой, и сверкают крыши.

По проспекту я иду, песню напеваю,
Может, счастье я найду и любовь поймаю.

Может, встречу я судьбу на краю заката,
Карамелькой угощу и пойду обратно.

Мы с судьбой туда пойдём, там, где солнце светит.
Там шумит морской прибой и вишнёвый ветер.

* * *

Забыть с утра дышать,
К обеду – задохнуться.
Себя на части рвать,
Чтоб вечером проснуться.

Проснувшись – улыбнуться,
А после – надо петь…
Потом, как шар, надуться,
И в небо улететь.

Взлететь как можно выше,
И лопнуть в небесах…
Упасть дождём на крыши,
Стать ветром в волосах...

песенное и поэтическое творчество

Клара Корнилова:

С Олей мы знакомы 13 лет, это довольно приличный срок. Нас связало не только творчество, мы родственные души. Она мне близка, я её очень люблю. Помимо того, что я исполняю её песни, мы – творческие люди, прекрасно понимаем друг друга, дружим. Она по гороскопу Весы, а я Близнец, это идеальный союз. В 2007 году была написана первая песня на её стихи – «Берёзка». Мы её записали в студии, и так получилось, что на какое-то время отложили. А потом, в 2012 году, была написана песня «Над Волгой». В 2017 году, в день рождения Оли, мы решили сделать ей сюрприз – записали песни «Месяц в окошко светил» и «Родное окно». Оля, помню, плакала, когда мы исполняли эти песни... И такая творческая волна охватила и её, и меня, что мы стали работать над диском. Буквально за полтора года написали 12 песен, и в мае прошлого года вышел красивый диск «Край родной». Мы решили начать диск с патриотической песни, потому что живём в великой стране, в замечательном городе, на великой русской реке Волге, и не петь песен о России, о Волге просто невозможно. В диск вошло 14 композиций, и каждая из них очень дорога, потому что в каждую песню вложена частичка нашей души, любви, сердца. С этими песнями в прошлом году мы участвовали в III Международном фестивале «Шкинь-опера», который проходил в селе Шкинь Московской области, под Коломной, и нам был вручён диплом.

Мне хочется пожелать Оле крепкого здоровья, благополучия ей, её семье. Конечно же, творческих побед, вдохновения. И пусть наша дружба продолжается, как говорят на Востоке, крепнет, как хорошее вино. А я люблю выражение: «Старый друг лучше новых двух». Будь счастлива, Олечка!

Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева