- Поздравление с 50-летием Губернатора Дмитрия Азарова
- Поздравление с 50-летним юбилеем Губернатора Самарской области Дмитрия Азарова
- ООО «Агроресурс»: нацеленность на результат
- На службе высокого урожая
- Чтобы нивы были изобильны
- Малое предприятие с большим потенциалом
- Самаре присвоено почётное звание «Город трудовой доблести»
- Награда врачам-героям
- Военный парад в Самаре в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне
- «ЭкоЛидер 2019» назвал победителей
- «КуйбышевАзот» вошёл в число победителей регионального конкурса «Эколидер 2019»
- Реформа ТКО на практике
- Социальная ответственность как призвание
- Экологический энтузиаст и его детище
- Фронтовые медики Бруснигины
- Маленькая история большой победы
- Открытка «Дорогому Володеньке»
- Подвиг крылатой разведки
- Огненная переправа Ивана Стожарова
- Пример мужества – герои–земляки
- Танкиста славен ратный путь
- Путь фронтового повара
- И не порвётся связь времён
- Иван Половцев – герой-связист
- Война Виктора Пшенина
- Доблесть и труд наших родителей
- Фотовыставка «Семья Победы»
Куйбышевская железная дорога – путь к инновациям
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2020 (июль)
Все технологии начинаются с искр в чьей-то голове. Идея чего-то, чего раньше не существовало, но однажды будет изобретено, может изменить всё. И на пути этой деятельности, как правило, очень много препятствий. Сегодня беседуем с Вячеславом Витальевичем Дмитриевым, главным инженером Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
С&Г: Что из себя представляет система поддержки инноваций на КбшЖД и в РЖД в целом? Какие стоят цели в области инновационного развития?
Вячеслав Дмитриев: В 2018 году на заседании правления ОАО «РЖД» было принято решение о создании пяти региональных инновационных площадок. Центр инновационного развития компании проделал серьёзную системообразующую работу, подготовил основу и нормативную базу для того, чтобы в 2019 году на Октябрьской, Западно-Сибирской, Свердловской, Дальневосточной и Куйбышевской дорогах появились точки притяжения инновационного потенциала.
1 июля 2019 года на Куйбышевской железной дороге создан отдел инновационного развития, который взял на себя решение приоритетных задач по выстраиванию взаимодействия с инновационной экосредой, поиску и привлечению внешних инноваций, а также по организации быстрой апробации высокотехнологичных решений на инфраструктуре дороги.
На тот момент Куйбышевская железная дорога уже накопила собственный солидный кейс идей и наработок, укрепляла сотрудничество с научно-производственными центрами, а также с естественным партнёром – Самарским государственным университетом путей сообщения (СамГУПС). Однако не хватало интегратора, системного администратора, проводника для продвижения инноваций. Настало время выйти за привычные границы и задействовать современные инструменты для интеграции инновационных технологий в существующие бизнес-процессы железной дороги.
Мощный импульс процессу привлечения актуальных для Куйбышевской магистрали разработок и продуктивного взаимодействия с внешней инновационной средой дал начавший свою работу во II квартале прошлого года отдел инновационного развития. Мероприятия инновационной направленности, как на территории промышленных предприятий, технопарков, так и в режиме онлайн совместно с представителями региональных органов исполнительной власти, создание имиджевых видеороликов и выпуск журнала «Инвектор», рассказывающего о разработках и реализации инновационных проектов, – только малая часть масштабной работы, развёрнутой сотрудниками отдела инновационного развития и инженерного блока железной дороги.
Всё это обеспечило интерес к железнодорожной отрасли сильных стартап-команд из регионов, о чём свидетельствует портфель привлечённых на дорогу проектов – 552 проекта. В настоящее время 61 проект находится в процессе реализации.
С&Г: Каков алгоритм работы с проектами?
В.Д.: Разработан и внедрён простой понятный алгоритм взаимодействия с инновационной экосредой. Перед нами стоит амбициозная цель: значительно ускорить внедрение инноваций за счёт поиска и привлечения внешних решений, их быстрой апробации и подготовки заключения о целесообразности внедрения в существующие бизнес-процессы РЖД. В идеале 3 дня на рассмотрении заявки, 3 недели на экспертизу и организацию апробации, 3 месяца испытания и оценка экономического эффекта.
С&Г Какие проекты реализованы, и что сейчас в работе?
В.Д.: В 2019 году восемь инновационных проектов прошли испытания на полигоне железной дороги, из них пять сейчас рассматриваются на уровне компании в функциональных филиалах.
Среди них «Система технической диагностики и мониторинга асимметрии тягового тока контролируемых перегонных рельсовых цепей участка железной дороги» в интересах Центральной дирекции инфраструктуры и Управления автоматики и телемеханики. Проект ПКБ И признан востребованным и актуальным, но требующим доработки решения в части определения причин асимметрии тягового тока для ускорения принятия мер. Задача будет решена в текущем году совместно с СамГУПС. Внедрение этого инновационного решения позволит сократить на 70% время простоя поездов, возникающего по причине асимметрии тягового тока в рельсовых цепях, а также получить экономический эффект на оплату труда с одного устройства в более чем 3,6 тысяч рублей.
«Единая интеллектуальная система распознавания речи» апробировалась в интересах дирекций управления движением и тяги. Согласно экспертной оценке ООО «РЖД-Технологии», проект признан перспективным для дальнейшего развития. Тиражирование технологии с целью организации онлайн-контроля соблюдения регламента переговоров диспетчерского аппарата и локомотивных бригад позволит сократить нарушения безопасности движения поездов в хозяйствах тяги и движения не менее чем на 10%. Проведённый на Куйбышевской дороге анализ времени, затрачиваемого командно-инструкторским составом на прослушивание регламента переговоров, показал, что свыше 47 тысяч часов рабочего времени в год затрачивается на его прослушивание. Это существенная заявка на повышение эффективности работы.
В 1 квартале 2020 года завершены испытания светодиодных приборов освещения, разработанных ООО ПТП «ЭнергоСтандарт» специально под запрос от железной дороги. Результатом апробации на высокой пассажирской платформе остановочного пункта Речная в течение трёх месяцев стала экономия электроэнергии на 94% (36 кВт*ч вместо 602 кВт*ч)!
Прибор освещения ЭСС-40 dim RW предназначен для освещения объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» и имеет возможность автоматического выбора режимов освещения в зависимости от естественной освещённости и движения, что очень удобно с учётом неравномерной загрузки платформ. Установка таких светильников на всех пригородных пассажирских платформах региона Куйбышевской железной дороги вместо дуговых ртутных ламп позволит экономить почти 8 млн рублей в год и окупится за полтора года. В ближайшее время результаты проекта будут направлены для рассмотрения экспертами центрального аппарата ОАО «РЖД», но уже сейчас есть понимание о потенциале данного проекта.
Сейчас отдел инновационного развития и инженерный блок работают в экспертной группе по организации апробации внешних инновационных решений в области считывания рельсовой маркировки мобильными средствами диагностики, а также в части автоматизации процесса контроля состояния земляного полотна на подверженных оползням, селям и скально-обвальных участках. Помимо этого, реализуется кейс по применению VR-технологий в процессе повторного вводного инструктажа по охране труда для работников локомотивных бригад. Одна из компаний-заявителей в настоящее время наполняет VR-сценариями онлайн-платформу собственной разработки для проведения опытной апробации для эксплуатационного локомотивного депо Самара, где локомотивные бригады уже этим летом смогут оценить её эффективность.
С&Г: Как выстраивается взаимодействие с существующими институтами поддержки инноваций?
В.Д.: В июне текущего года дорога и правительство Самарской области заключили соглашение о сотрудничестве в области инновационного развития, предусматривающее взаимодействие в поиске и привлечении инновационных решений для транспортной инфраструктуры и их поддержки. Документ включает в себя два основных направления: взаимодействие в области обмена информацией и продвижения запросов на инновации от Куйбышевской железной дороги через существующие механизмы современной инфраструктуры поддержки инноваций, а также сотрудничество по поиску и привлечению, поддержке стартап-проектов, готовых предложить технологии, соответствующие запросам на инновации от Куйбышевской магистрали.
Поскольку инновационная деятельность тесно связана с господдержкой, то на Куйбышевской сконцентрировались на привлечении различных механизмов финансовой помощи на продвижение разработок. В мае подписано соглашение с Самарским инновационным фондом в части организации целевого конкурса инновационных проектов, соответствующих запросам Куйбышевской железной дороги на инновационное развитие, проведение которого запланировано в июле. Это означает, что инновационные проекты получат финансирование с привлечением субсидии регионального министерства экономического развития. В данном проекте железная дорога выступает в роли индустриального партнёра. Для железной дороги Конкурс проектов – первый подобный опыт, который возможно будет тиражировать в других субъектах Российской Федерации. Ведь у нас общая задача – активно вовлекать резидентов технопарков, инновационных компаний в процесс создания уникальных продуктов для реального сектора экономики.
Налаживаем работу с региональными представительствами Фонда содействия инновациям. В апреле было подано три заявки на участие в конкурсе Фонда содействия инновациям по проектам, находящимся в фокусе интересов Куйбышевской дороги по программе «Старт-1» (программа Фонда содействия инновациям по финансовой поддержке инновационных проектов, выделяется под НИОКР и разработку прототипов).
С&Г: Какие запросы существуют в области инновационного развития?
В.Д.: Важным шагом для налаживания взаимодействия с инновационной экосредой было формирование запросов на инновации. Сформированные запросы Куйбышевской железной дороги прошли процедуру приоритизации в ОАО «РЖД». Основная проблематика, требующая инновационных решений, сложилась в области:
– создания систем поддержки принятия решений и аналитики видеоинформации о состоянии железнодорожной инфраструктуры;
– применения альтернативных композитных материалов (например, безбалластные мостовые плиты);
– альтернативной энергетики: пьезо, ветрогенераторы от движущегося подвижного состава;
– предиктивной аналитики на основе цифровых двойников.
Также технологический фокус ОАО «РЖД» сделан на поиск инновационных решений в области сквозных, цифровых технологий для подвижного состава и инфраструктуры таких как:
– беспилотные летательные аппараты для оценки состояния инфраструктуры и скально-обвальных участков;
– бессветофорная технология для сигнализации на перегонах.
С&Г: Как повлияла пандемия на инновационную активность?
В.Д.: В период пандемии, когда возможность личных контактов ограничена, мы активно используем онлайн-формат проведения экспертных сессий. На сегодняшний день в удалённом режиме с привлечением функциональных заказчиков в лице региональных дирекций уже рассмотрено свыше 50 проектов.
Специалисты отдела инновационного развития совместно с YellowRockets провели в мае онлайн-интенсив – цикл дистанционных презентационных и экспертных сессий – для начинающих разработчиков, заинтересованных в запуске своего проекта для ОАО «РЖД». К формату проявили интерес более 80 компаний с более чем 20 проектами, самостоятельно подавших заявки на участие.
Программа онлайн-интенсива для них была рассчитана на две недели. В течение этого времени участники познакомились с представителями региональных дирекций, получили максимально развёрнутое представление о проблематике подразделений холдинга и индивидуальную обратную связь от экспертов по своему проекту. По итогам онлайн-интенсива были определены победители и выбрано 9 проектов для дальнейшей реализации и организации испытаний на инфраструктуре Куйбышевской железной дороги.
Ими стали проекты из Томска, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Тольятти и Сочи. Они продолжат взаимодействие с корпорацией и получат возможность запустить пилотный проект на КбшЖД. Среди победителей проекты в области компьютерного зрения и видеоаналитики, технологии очистки и обеззараживания воздуха, нейросети для распознавания объектов, ИТ-платформа управления аварийными ремонтами и производство гиперпрессованных тактильных плит.
Со второй половины марта виртуальная площадка «Трансфер инноваций» – место трансляций курса открытых лекций по глобальным трендам инновационного развития, организованного Куйбышевской дорогой совместно с СамГУПС. Лекции читает высший преподавательский состав университета, а тематика охватывает наиболее популярные сейчас направления: промышленный дизайн, интернет вещей и робототехника, искусственный интеллект и цифровые двойники.
С&Г: Какие дальнейшие шаги? Что в планах? Как планируете развивать проектную деятельность?
В.Д.: Работаем на перспективу, создаём основу для реализации инновационных проектов на основе симбиоза компетенций отраслевых научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий, инновационных научно-производственных организаций. Прорабатывается концепция создания первого корпоративного коворкинга ОАО «РЖД» на базе региональной инновационной площадки Куйбышевской железной дороги. В настоящее время не остаётся иного пути как эффективно выстраивать взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами с учётом существующих современных инструментов инновационной инфраструктуры.
С&Г: Какие инновационные технологии реализуются на железной дороге?
В.Д.: В инициативном порядке в I квартале 2020 года на Куйбышевской железной дороге апробируются аддитивные технологии. Быстрое прототипирование с помощью технологии 3D-печати в месте, где возникает потребность воспроизводства деталей – это новая эффективная возможность сократить эксплуатационные расходы и развивать инженерную мысль, а также разрабатывать прототипы устройств и механизмов под конкретную целевую задачу.
Первую апробацию технологии 3D-печати на Куйбышевской железной дороге провели в конце апреля. Специалисты отдела инновационного развития дороги совместно со службой автоматики и телемеханики на специальном принтере воспроизвели заглушку платы реле НМШ, втулку и щуп для проверки автоматического выключателя АВМ. Данная технология уже получила одобрение Центральной дирекции инфраструктуры. Дальнейшее тиражирование 3D-печати будет реализовано в Куйбышевской дирекции моторвагонного подвижного состава и Куйбышевской дирекции по ремонту подвижного состава.
Внедрение инноваций всегда предполагает риск. И в данном процессе важно на всех уровнях компании выстроить культуру инноваций. За каждым прорывом всегда стоит эффективная команда. Команда Куйбышевской железной дороги способна решать поставленные перед компанией задачи в области инновационного и технико-технологического развития, мы открыты и готовы выстраивать взаимовыгодные партнёрские отношения со всеми заинтересованными сторонами.