Оглавление
2#2020
Оглавление
Гражданское общество
Губерния сегодня
Инновации
Культура Самарской области
Поздравления
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Туризм в Самарской области
Эколидер
Экология
Юбилей
Благотворительность
Содружество
Год Тольятти в Самарской области
Год памяти и славы

«Мы верим твёрдо в героев спорта...»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2020 (июль)

92-летний Василий Яковлевич Галиулов – родоначальник самарского бадминтона, член сборной СССР и один из самых удивительных людей нашего региона. Он до сих пор тренирует ребят и ездит на соревнования ветеранов спорта, где регулярно побеждает в возрастной категории 75+.

В России его считают патриархом бадминтона, безгранично уважают и берут с него пример. Этот поистине выдающийся человек пользуется заслуженным уважением своих коллег и сотен учеников, которые до сих пор, став уже родителями, приходят к нему на тренировки и приводят своих детей.

родоначальник самарского бадминтона

Первые тренировки воли и стойкости

Юношеские годы Василия Яковлевича пришлись на Великую Отечественную войну. Тогда подросток, он работал на военном заводе, где делали снаряды. Несколько раз садился на товарные поезда в надежде, что доберётся до фронта и сможет бить врага, как взрослые, но его всякий раз возвращали.

«Я поздно окончил школу, потом пошел в училище, – вспоминает Василий Яковлевич. – У нас была квартира на Водников около Волги. Комната маленькая, полуподвал, на 14 квадратных метрах – девять человек. Помню, приду из училища, маме отдам стипендию, она идёт по соседям долги раздаёт. На следующий день снова занимает. Денег постоянно не хватало. Питались хлебом и кашами. Больше ничего себе позволить не могли...»

«Иногда попадаю, чаще – промахиваюсь!»

Василию Яковлевичу было 26 лет, когда он начал работать учителем физкультуры в самарской школе №16. Однажды ученица принесла на урок две деревянные ракетки для бадминтона и пластмассовый воланчик – «хабик». Ей папа этот набор привёз из Германии.

«Я заинтересовался, – говорит бадминтонист. – Но тогда, будучи теннисистом, подумал, что это несерьёзно. Волан после мяча вообще не чувствовался. Попробовал – иногда попадаю, чаще промахиваюсь» (смеётся).

О правилах бадминтона в то время даже не догадывались. Делали подачу с задней линии, как в волейболе. Сетка тоже была волейбольная и висела на той же высоте.

«Одновременно со мной бадминтоном увлёкся студент Политехнического института Юрий Николаевич Ермолаев. Он учил бадминтону во дворе своего частного дома. Юра правила знал изначально. Но мы в то время ещё не были знакомы», – улыбается Василий Яковлевич.

самарский бадминтон

Первые победы

Из школы №16 будущий тренер перешёл на работу в 155-ю школу. Своих ребят сюда привёл и Ермолаев. Так за несколько лет в Куйбышеве сложилась отличная команда. Бадминтонисты начали выезжать на соревнования и занимать призовые места. На первенстве Союза стали вторыми, проиграв команде из Московской области.

Василия Яковлевича пригласили в сборную СССР. Он стал участником первого союзного чемпионата по бадминтону. И параллельно тренировал ребят. «В бадминтоне я с 1960 года, – говорит наш собеседник. – Долгое время в городе был самым сильным. Потом появились достойные противники».

Пропуск в спортзал

«Мне повезло: жил я тоже при школе №155, – продолжает бадминтонист. – Директор отдал мне свою комнату. Тогда было такое правило: директор должен был жить при образовательном учреждении. И вот эту комнату он мне и отдал. Я прожил там 10 лет».

С ребятами Василий Яковлевич занимался с раннего утра до позднего вечера. Около двери в спортзал поставил перекладину. Установил правило – кто пять-десять раз подтянется, тот может пройти в зал.

«Какие родители были! Доверие ко мне было абсолютным, – делится спортсмен. – Дети со мной были до десяти-одиннадцати вечера, но никто из взрослых не переживал. Понимали, наверное, что район такой: пойти совершенно некуда... Я ведь ещё грозился, что если кто будет плохо учиться, то выгоню (смеётся). В общем, всё у нас было хорошо».

самарский бадминтон

Леска из рыбьих кишок

Первые ракетки были деревянными, перетянутыми рыболовной леской. «Стоила такая ракетка 11 рублей 60 копеек, – вспоминает Василий Яковлевич. – Для сравнения: я стипендию в училище получал 12 рублей. Сейчас хорошую ракетку на стипендию не купишь (смеётся). Стоимость до 17 тысяч рублей доходит!»

После появилась ракетка «Москва»: обод деревянный, стержень металлический. «Она была тяжелее, стержень потолще. Неудобная, конечно, – говорит бадминтонист. – Потом пошли «Ласточки». Дюралевый обод, дюралевый (а позже карбоновый) стержень и обычная деревянная ручка. С этой ракеткой ребята уже заиграли!»

Со временем менялась и леска, которой были перетянуты ракетки. Интересно, что пару лет вместо рыболовной натягивали медицинскую леску, сделанную из кишок крупных рыб. «Ей врачи шили раны, – улыбается Василий Яковлевич. – Такая «мода» продержалась года два. «Кишки» было трудно купить, только в медицинских магазинах. Потом были скрученные нитки, которые быстро «лохматились».

Чёрную икру меняли на ракетки

Настоящий восторг советских бадминтонистов вызывали немецкие спортсмены. «Помню, приезжают к нам немцы, – рассказывает наш собеседник. – Открывают чехлы, у каждого по десять ракеток! Для нас это было что-то невероятное! Только соревнования заканчиваются, все бегут к ним в раздевалки, и давай менять шампанское, большие банки чёрной икры на ракетки! У нас этой икры было завались, а у них не было. Банка, кстати, стоила 29 рублей».

Воланы тоже были немецкие, их называли «хабики». Они очень долго продержались. Перьевые воланы появились позже. «Но «пером» мы не играли, у спортивных школ просто не было денег на них», – добавляет Василий Яковлевич.

самарский бадминтон

Первая секция

Время шло, и спортивные чиновники поняли, что пора в одной из спортивных школ открывать отделение бадминтона. Так в Куйбышеве появилась первая секция. Спортивная школа оплачивала по 10-12 поездок в год. «Мы ездили в разные города, – говорит бадминтонист. – Очень быстро стали одними из лидеров. Проигрывали только Московской области и Нижнему Новгороду».

Семья к такому спортивному графику относилась с пониманием. «Жена, её Любовь звали, радовалась за меня, – вспоминает Василий Яковлевич. – Она была очень спокойной, голос никогда не повышала. Работала инженером. Потом заболела сильно, две операции ей сделали, но это не помогло...» Директор школы тоже поддерживал. По просьбе спортсмена даже удлинил зал на 9 метров за счёт раздевалок.

В новую школу – на 37 лет

Ребят, желающих научиться бадминтону, с каждым годом становилось больше. Зал в 155-й школе стал маловат, и Василий Яковлевич отправился искать новый. «Я начал ходить по школам, искать зал. Нашёл 90-ю школу, но она была ещё закрыта, – вспоминает он. – Я пришёл и попросился вести секцию. Заодно меня взяли и как учителя физкультуры. Полов в спортзале не было, первые занятия я проводил на улице. Немножко поработал и полностью перешёл на тренерскую работу. В итоге этой школе я отдал 37 лет!»

Сейчас Василий Яковлевич ждёт, когда закончится самоизоляция и он снова сможет прийти в спортзал. В свои 92 года он продолжает тренировать ребят в спортивном комплексе Самарского университета и поддерживать себя в форме.

Осенью пройдут очередные соревнования среди ветеранов, на которых Василий Яковлевич снова планирует играть и побеждать. По поводу того, откуда берутся силы, смеётся и отвечает просто: «Я редко болею, когда болею – ракетка меня лечит».

Автор: Мария Пашинина


Автор:Мария Пашинина