- Кинель-Черкасская – первая во всем!
- Село спасёт женщина
- Ровесница Победы сдаваться не намерена
- Вторая жизнь «Кротовского кирпичного»
- Стоматологическая практика «Сентябрь»: Время новых открытий
- Элайнеры: комфорт и эффективность
- Крепкие нервы – залог здоровья
- Космические технологии для вашего здоровья
- «РОСИНФОКОМ – 2020» в Самаре. Итоги и перспективы
- «Жигулёвская долина» – здесь рождаются технологии будущего
- «Место действия» – камерный театр без границ
- «Волжский народный хор». Продолжение...
- Искусство, на которое отзывается сердце
- Музей в преддверии нового года
- Юрий Смекалов: «Найти свой путь и продолжать творить, несмотря ни на что...»
- Самарская область удостоена высшей награды «Золотой Знак» по итогам конкурса «Регионы России»
- Сразу два мурала из Самарской области признаны лучшими в ПФО
- Научно-образовательный центр «Инженерия будущего» получил статус мирового уровня
- Прошлое и будущее Самарского завода ЭМИ
- Федерация профсоюзов: в партнёрстве и взаимодействии
- Вместе пройти период испытаний
- Сплочённость и традиции
- О верности профессии
- Лесных полос краса земная
- Тридцать лет на одном дыхании
- Виват, Алла!
«Волжский народный хор». Продолжение...
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2020 (декабрь)
Виталий Николаевич Натаров руководит Государственным Волжским русским народным хором имени П.М. Милославова 8 лет. Его появление в Самаре, утверждение на должность директора – стечение случайных обстоятельств, чего нельзя сказать о бесконечно растущей и заслуженной популярности коллектива не только в нашем регионе, но и во всей стране. «Волжский хор» давно стал объектом подражания среди народных коллективов России. Столь высокое место он занял благодаря уникальности репертуара, манере исполнения произведений, а столь широкий размах приобрёл благодаря людям, которые этот хор создавали, развивали и адаптировали под современного зрителя, не утратив при этом глубины содержания и производимых смыслов в результате своей деятельности. Как удалось сохранить и приумножить музыкальное наследие региона – наш основной вопрос к руководителю и повод написать современную историю легендарного коллектива.
С&Г: Виталий Николаевич, как судьба связала вас с Волжским хором?
Виталий Натаров: Я жил и работал в Москве, когда осенью 2012 года нас с Валерием Ивановичем Анучиным пригласили накануне 60-летнего юбилея Волжского народного хора поучаствовать в организации праздничного концерта. Министр культуры Самарской области, на тот момент Ольга Васильевна Рыбакова, обозначила срок в один месяц и попросила держать в курсе всех предпринимаемых шагов по подготовке мероприятия. Моя работа заключалась в администрировании творческой и режиссёрской деятельности Валерия Ивановича, а он уже взаимодействовал с художественным руководителем Владимиром Ивановичем Пахомовым. Мы погрузились в процесс, освещали свою деятельность министерству, давали рекомендации и, конечно, вышли за рамки подготовки концерта, решая в том числе экономические, кадровые и творческие вопросы. А после юбилейного вечера, который был оценён очень высоко, нам поступило предложение продолжить заниматься хором на постоянной основе. Я вежливо отказался, у меня была семья в Москве, и только появились дети, поэтому я не рассматривал возможность даже краткосрочного переезда. Но обстоятельства сложились так, что мне пришлось остаться, и большую роль в этом сыграл Валерий Иванович Анучин. Его в дальнейшем назначили художественным руководителем, а меня директором хора. При всех трудностях решения я согласился на срочный контракт и подумал, что год выдержу, что в жизни надо экспериментировать и помогать рождаться чему-то новому.
С&Г: Срочный годовой контракт затянулся на восемь лет?
В.Н.: Это следствие переходящих из года в год обязательств. За исключением 2020 года наша деятельность исключительно плановая, и по большей части работает на моих долгосрочных договорённостях. Я не могу просто авансировать прекрасный коллектив, а сам исчезнуть. Есть множество нюансов, которые необходимо контролировать, и я постоянно живу с чувством, которое не позволяет мне подводить людей и не доделывать работу, поэтому круг моих задач и обязательств не сужается, а мысль «выскочить оттуда» просто не успевает возникнуть.
С&Г: Помимо обязательств, разве вас не держит сам коллектив?
В.Н.: Безусловно, держит. Есть много людей, которые верят в меня, а я верю в них. Здесь не то место, где зарабатывают большие деньги, ведь в основном творческие коллективы построены на энтузиастах. Когда я пришёл, основная команда была уже сформирована, кому-то приходилось подстраиваться, с кем-то приходилось договариваться. Артисты также требовали большого внимания и моей личной ответственности в принятии решений об изменениях в труппе. На этапе создания новых программ и форм их исполнения мы активно набирали молодых исполнителей, и меня беспокоил вопрос комфорта в коллективе. Я всегда слышу всех и спрашиваю мнение многих, но окончательное решение остаётся за мной, моё стратегическое видение развития коллектива остаётся определяющим. Начальник – всегда дурак в чужих глазах, но он несёт ответственность и не может переложить глобальные задачи на кого-то другого.
С&Г: Несмотря на то, что в вашей жизни ничего не строилось таким образом, чтобы оказаться здесь – вы здесь. Если бы вам не был интересен хор, вы бы вряд ли задержались?
В.Н.: Безусловно, если бы мне не импонировало творчество «Волжского хора», я бы не смог заниматься его продвижением. Директор, как никто другой, должен верить в потенциал коллектива, чтобы эффективно работать. «Волжский хор» действительно уникален и самобытен. Самаре оказана большая честь, что своё начало хор берёт именно здесь, и его уникальность многоаспектна. Мы хоть и называемся русским народным хором, но звучание у нас не фольклорное, в состав хора входят исполнители от высоких сопрано до «густых» басов, таким образом, мы достигаем полноценного тембрального звучания хора. С самого основания у нас сложилась полуакадемическая манера исполнения произведений – очень мягкая и кантиленная. Это то конкурентное преимущество, которым мы отличаемся от других народных коллективов. Вторая особенность – авторский материал. На разных этапах существования «Волжского хора» в него входили великие творцы – композиторы и поэты: Григорий Пономаренко, Вениамин Бурыгин, Михаил Чумаков, Виктор Боков, сам Пётр Милославов, которые создавали произведения, ставшие народной классикой, любимой и популярной в нашей стране. Мы их исполняем, они современные и актуальные. Этим хор оригинален, и мне это очень нравится.
С&Г Уже совершенно точно можно увидеть, как изменился хор с вашим приходом. Как вы оцениваете эти изменения?
В.Н.: Судить не мне, могу лишь ссылаться на многочисленные отзывы зрителей, указывающие на значительные качественные изменения. А оценить могу поставленные задачи. Количество гастролей и знаковых концертов увеличилось, программы выступлений стали масштабнее, коллектив расширился и обогатился молодыми талантами.
Одним из обязательных пунктов начала нашей работы в Самаре стоял пункт о создании новой программы, которая показала бы хор с другой стороны. Таким глобальным проектом стал спектакль-мюзикл «Легенды седых Жигулей». Мы представили его осенью 2013 года. Постановка спектакля стала встряской для всего коллектива. Хор научился двигаться, рассказывать истории посредством народных песен и танцев. Мы сшили новые костюмы, изготовили реквизит и декорации, привлекли огромное количество людей к реализации идеи. И это было оправдано – такого масштабного действа в Самаре ещё не видели. Энергетика колоссальная, отдача невероятная.
С&Г: Сколько человек в коллективе, и что нового планируется в творческой деятельности?
В.Н.: Общее количество артистов около 90 человек. Базово он состоит из нескольких цехов: хор, балет, оркестр танцевального и хорового коллектива, оркестр народных инструментов. И как раз с юбилейного концерта мы стараемся активно задействовать все эти цеха в наших программах. Мы всегда что-то создаём, и сейчас в работе находится новый музыкальный блок про Стеньку Разина. Очень серьёзный, сложный, глубокий материал, как и вся наша творческая деятельность. Создание даже одного произведения – это огромная работа. Подходящего материала сейчас не так много – мы не можем петь о примитивном и легкомысленном, к репертуару предъявляются самые высокие требования – в принципе, так же, как и к звучанию, аранжировке, которые должны соответствовать времени и традиции одновременно. Дальнейшая работа над произведением включает постановку хореографии, сценографию, и надо учесть, что всё это делается под огромный коллектив. А если взять не одно произведение, а блок из пяти новых произведений, например, то работа затягивается не на один месяц и даже год. Так сложилось, что 2020 год посвящён процессу создания, хотя мы успели дать порядка 25 концертов до ограничений массовой деятельности. На следующий год мы планируем большие гастроли.
С&Г: Когда вы пришли, хор практически не гастролировал. Сами исполнители хотят выезжать в другие города?
В.Н.: Я всем говорю, что мы бродячие артисты, у нас нет собственной площадки, и гастроли – важнейшая составляющая творческого развития, реализации, мотивации и признания. Сейчас мы активно ездим по России. В этом году нам на самом деле повезло, и мы успели выполнить большую часть запланированных выездов. Мы проехали пол-Сибири, а на следующий год задумали северное направление. Север и Сибирь – это места, не испорченные попсой, там всегда очень ждут и любят народное искусство.
С&Г: Вы сопровождаете коллектив в поездках?
В.Н.: Конечно. Я всегда с коллективом в поездках, и не понаслышке знаю, как тяжело порой бывает в дороге. Но цель оправдывает средства, ведь наша главная задача состоит в прославлении не Волжского хора, а всего Самарского края.
С&Г: Какую программу готовите для поездок?
В.Н.: На гастроли мы стараемся ездить с новой программой – мы не повторяемся! Ежегодно мы радуем самарских зрителей новой концертной программой, а после уже с этой программой отправляемся на гастроли. Мы любим баловать наших зрителей новинками и «традиционными» номерами. Для детей привозим сказки. У нас великолепные вокально-хореографические спектакли для детей, основанные на народных песнях и танцах: «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Садко».
Сейчас в проекте ещё одна сказка, ведь мы – государственная просветительская организация, и это наш непосредственный функционал – воспитывать юного зрителя доброй красивой историей.
С&Г: Делаете ли вы онлайн-концерты?
В.Н.: Мы присутствуем в интернете, но концерты онлайн не транслируем. Мы можем использовать видеозаписи, но живой звук и энергетику, присущую живому концерту, заменить картинкой из монитора невозможно. Хоровое звучание особенно важно услышать вживую. И звучание Волжского народного хора, как я уже говорил, сильно отличается от привычных народных звучаний. Ещё один пример – многоголосье. Наши певцы не поют в унисон, они вступают в разные моменты, и красота переливов разных голосов, слияние тембров приносят удивительное и мощное хоровое звучание. Миллион людей может стоять и петь в унисон, но кроме уровня владения голосом и синхронности, они ничего не демонстрируют, нет палитры звуков, объёма, получаемого при многоголосье. А когда к вокалу добавляешь современную инструментальную аранжировку и хореографию, эффект усиливается во много-много раз. Такая масса поющих и двигающихся артистов в красочных костюмах вызывает сильнейшие эмоции.
С&Г: Концерты Волжского народного хора действительно дают уникальную возможность познакомиться с вековыми песенными и танцевальными традициями народов Поволжья. Как вы уже сказали, многие тексты достались хору от предшественников. Откуда появляются тексты сейчас?
В.Н.: Историй появления текстов очень много. Что-то мы до сих пор находим от самых первых создателей и исполнителей. Например, текст «Русь моя вечная» мы нашли в библиотеке и сделали на его основе новое произведение. Стихи «По-над Воложкой заря занялась» нам подарил автор, Николай Вячеславович Зайцев, сейчас художественный руководитель Уральского хора. Известное произведение «Крутится, вертится шар голубой» мы адаптировали на современный лад, нашли оригинальные решения в хореографии и сценографии. На самом деле, последнее время мы много создаём, и хотим, чтобы новые произведения соответствовали уровню «золотого фонда». Мы пытаемся сохранить музыкальные традиции, но и привнести новизну, чтобы наши программы нравились зрителю как своей глубиной, так и современной интерпретацией культурного наследия.
«Волжский русский народный хор» создавался как профессиональный коллектив Поволжья для пропаганды культуры народов, проживающих по берегам великой реки Волги... Народные песни и танцы – сотни маленьких шедевров – составляют мощный пласт российской культуры. Это то, что называют культурным наследием. Носителями этой культуры, гарантами их сохранности, приумножения и продолжения песенной и танцевальной традиции из поколения в поколение являются народные хоровые коллективы. В настоящее время Государственный Волжский русский народный хор является единственным коллективом в Поволжье, который на высоком профессиональном уровне представляет богатейшее песенное наследие народов Поволжья.
Автор: Ирина Киселенко