Оглавление
4#2020
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Губерния сегодня
Звезда
Здравоохранение
Инновации
История
Конкурс
Культура Самарской области
Образование
Поздравления
Промышленность Самарской области
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Творчество
Фестиваль
Юбилей
Экспертный совет
Год памяти и славы

«Волжский народный хор». Продолжение...

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2020 (декабрь)

Виталий Николаевич Натаров руководит Государственным Волжским русским народным хором имени П.М. Милославова 8 лет. Его появление в Самаре, утверждение на должность директора – стечение случайных обстоятельств, чего нельзя сказать о бесконечно растущей и заслуженной популярности коллектива не только в нашем регионе, но и во всей стране. «Волжский хор» давно стал объектом подражания среди народных коллективов России. Столь высокое место он занял благодаря уникальности репертуара, манере исполнения произведений, а столь широкий размах приобрёл благодаря людям, которые этот хор создавали, развивали и адаптировали под современного зрителя, не утратив при этом глубины содержания и производимых смыслов в результате своей деятельности. Как удалось сохранить и приумножить музыкальное наследие региона – наш основной вопрос к руководителю и повод написать современную историю легендарного коллектива.

Государственный Волжский русский народный хор имени П.М. Милославова

С&Г: Виталий Николаевич, как судьба связала вас с Волжским хором?

Виталий Натаров: Я жил и работал в Москве, когда осенью 2012 года нас с Валерием Ивановичем Анучиным пригласили накануне 60-летнего юбилея Волжского народного хора поучаствовать в организации праздничного концерта. Министр культуры Самарской области, на тот момент Ольга Васильевна Рыбакова, обозначила срок в один месяц и попросила держать в курсе всех предпринимаемых шагов по подготовке мероприятия. Моя работа заключалась в администрировании творческой и режиссёрской деятельности Валерия Ивановича, а он уже взаимодействовал с художественным руководителем Владимиром Ивановичем Пахомовым. Мы погрузились в процесс, освещали свою деятельность министерству, давали рекомендации и, конечно, вышли за рамки подготовки концерта, решая в том числе экономические, кадровые и творческие вопросы. А после юбилейного вечера, который был оценён очень высоко, нам поступило предложение продолжить заниматься хором на постоянной основе. Я вежливо отказался, у меня была семья в Москве, и только появились дети, поэтому я не рассматривал возможность даже краткосрочного переезда. Но обстоятельства сложились так, что мне пришлось остаться, и большую роль в этом сыграл Валерий Иванович Анучин. Его в дальнейшем назначили художественным руководителем, а меня директором хора. При всех трудностях решения я согласился на срочный контракт и подумал, что год выдержу, что в жизни надо экспериментировать и помогать рождаться чему-то новому.

С&Г: Срочный годовой контракт затянулся на восемь лет?

В.Н.: Это следствие переходящих из года в год обязательств. За исключением 2020 года наша деятельность исключительно плановая, и по большей части работает на моих долгосрочных договорённостях. Я не могу просто авансировать прекрасный коллектив, а сам исчезнуть. Есть множество нюансов, которые необходимо контролировать, и я постоянно живу с чувством, которое не позволяет мне подводить людей и не доделывать работу, поэтому круг моих задач и обязательств не сужается, а мысль «выскочить оттуда» просто не успевает возникнуть.

Культура Самарской области

С&Г: Помимо обязательств, разве вас не держит сам коллектив?

В.Н.: Безусловно, держит. Есть много людей, которые верят в меня, а я верю в них. Здесь не то место, где зарабатывают большие деньги, ведь в основном творческие коллективы построены на энтузиастах. Когда я пришёл, основная команда была уже сформирована, кому-то приходилось подстраиваться, с кем-то приходилось договариваться. Артисты также требовали большого внимания и моей личной ответственности в принятии решений об изменениях в труппе. На этапе создания новых программ и форм их исполнения мы активно набирали молодых исполнителей, и меня беспокоил вопрос комфорта в коллективе. Я всегда слышу всех и спрашиваю мнение многих, но окончательное решение остаётся за мной, моё стратегическое видение развития коллектива остаётся определяющим. Начальник – всегда дурак в чужих глазах, но он несёт ответственность и не может переложить глобальные задачи на кого-то другого.

С&Г: Несмотря на то, что в вашей жизни ничего не строилось таким образом, чтобы оказаться здесь – вы здесь. Если бы вам не был интересен хор, вы бы вряд ли задержались?

В.Н.: Безусловно, если бы мне не импонировало творчество «Волжского хора», я бы не смог заниматься его продвижением. Директор, как никто другой, должен верить в потенциал коллектива, чтобы эффективно работать. «Волжский хор» действительно уникален и самобытен. Самаре оказана большая честь, что своё начало хор берёт именно здесь, и его уникальность многоаспектна. Мы хоть и называемся русским народным хором, но звучание у нас не фольклорное, в состав хора входят исполнители от высоких сопрано до «густых» басов, таким образом, мы достигаем полноценного тембрального звучания хора. С самого основания у нас сложилась полуакадемическая манера исполнения произведений – очень мягкая и кантиленная. Это то конкурентное преимущество, которым мы отличаемся от других народных коллективов. Вторая особенность – авторский материал. На разных этапах существования «Волжского хора» в него входили великие творцы – композиторы и поэты: Григорий Пономаренко, Вениамин Бурыгин, Михаил Чумаков, Виктор Боков, сам Пётр Милославов, которые создавали произведения, ставшие народной классикой, любимой и популярной в нашей стране. Мы их исполняем, они современные и актуальные. Этим хор оригинален, и мне это очень нравится.

Культура Самарской области

С&Г Уже совершенно точно можно увидеть, как изменился хор с вашим приходом. Как вы оцениваете эти изменения?

В.Н.: Судить не мне, могу лишь ссылаться на многочисленные отзывы зрителей, указывающие на значительные качественные изменения. А оценить могу поставленные задачи. Количество гастролей и знаковых концертов увеличилось, программы выступлений стали масштабнее, коллектив расширился и обогатился молодыми талантами.

Одним из обязательных пунктов начала нашей работы в Самаре стоял пункт о создании новой программы, которая показала бы хор с другой стороны. Таким глобальным проектом стал спектакль-мюзикл «Легенды седых Жигулей». Мы представили его осенью 2013 года. Постановка спектакля стала встряской для всего коллектива. Хор научился двигаться, рассказывать истории посредством народных песен и танцев. Мы сшили новые костюмы, изготовили реквизит и декорации, привлекли огромное количество людей к реализации идеи. И это было оправдано – такого масштабного действа в Самаре ещё не видели. Энергетика колоссальная, отдача невероятная.

С&Г: Сколько человек в коллективе, и что нового планируется в творческой деятельности?

В.Н.: Общее количество артистов около 90 человек. Базово он состоит из нескольких цехов: хор, балет, оркестр танцевального и хорового коллектива, оркестр народных инструментов. И как раз с юбилейного концерта мы стараемся активно задействовать все эти цеха в наших программах. Мы всегда что-то создаём, и сейчас в работе находится новый музыкальный блок про Стеньку Разина. Очень серьёзный, сложный, глубокий материал, как и вся наша творческая деятельность. Создание даже одного произведения – это огромная работа. Подходящего материала сейчас не так много – мы не можем петь о примитивном и легкомысленном, к репертуару предъявляются самые высокие требования – в принципе, так же, как и к звучанию, аранжировке, которые должны соответствовать времени и традиции одновременно. Дальнейшая работа над произведением включает постановку хореографии, сценографию, и надо учесть, что всё это делается под огромный коллектив. А если взять не одно произведение, а блок из пяти новых произведений, например, то работа затягивается не на один месяц и даже год. Так сложилось, что 2020 год посвящён процессу создания, хотя мы успели дать порядка 25 концертов до ограничений массовой деятельности. На следующий год мы планируем большие гастроли.

Культура Самарской области

С&Г: Когда вы пришли, хор практически не гастролировал. Сами исполнители хотят выезжать в другие города?

В.Н.: Я всем говорю, что мы бродячие артисты, у нас нет собственной площадки, и гастроли – важнейшая составляющая творческого развития, реализации, мотивации и признания. Сейчас мы активно ездим по России. В этом году нам на самом деле повезло, и мы успели выполнить большую часть запланированных выездов. Мы проехали пол-Сибири, а на следующий год задумали северное направление. Север и Сибирь – это места, не испорченные попсой, там всегда очень ждут и любят народное искусство.

С&Г: Вы сопровождаете коллектив в поездках?

В.Н.: Конечно. Я всегда с коллективом в поездках, и не понаслышке знаю, как тяжело порой бывает в дороге. Но цель оправдывает средства, ведь наша главная задача состоит в прославлении не Волжского хора, а всего Самарского края.

С&Г: Какую программу готовите для поездок?

В.Н.: На гастроли мы стараемся ездить с новой программой – мы не повторяемся! Ежегодно мы радуем самарских зрителей новой концертной программой, а после уже с этой программой отправляемся на гастроли. Мы любим баловать наших зрителей новинками и «традиционными» номерами. Для детей привозим сказки. У нас великолепные вокально-хореографические спектакли для детей, основанные на народных песнях и танцах: «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Садко».

Сейчас в проекте ещё одна сказка, ведь мы – государственная просветительская организация, и это наш непосредственный функционал – воспитывать юного зрителя доброй красивой историей.

Культура Самарской области

С&Г: Делаете ли вы онлайн-концерты?

В.Н.: Мы присутствуем в интернете, но концерты онлайн не транслируем. Мы можем использовать видеозаписи, но живой звук и энергетику, присущую живому концерту, заменить картинкой из монитора невозможно. Хоровое звучание особенно важно услышать вживую. И звучание Волжского народного хора, как я уже говорил, сильно отличается от привычных народных звучаний. Ещё один пример – многоголосье. Наши певцы не поют в унисон, они вступают в разные моменты, и красота переливов разных голосов, слияние тембров приносят удивительное и мощное хоровое звучание. Миллион людей может стоять и петь в унисон, но кроме уровня владения голосом и синхронности, они ничего не демонстрируют, нет палитры звуков, объёма, получаемого при многоголосье. А когда к вокалу добавляешь современную инструментальную аранжировку и хореографию, эффект усиливается во много-много раз. Такая масса поющих и двигающихся артистов в красочных костюмах вызывает сильнейшие эмоции.

С&Г: Концерты Волжского народного хора действительно дают уникальную возможность познакомиться с вековыми песенными и танцевальными традициями народов Поволжья. Как вы уже сказали, многие тексты достались хору от предшественников. Откуда появляются тексты сейчас?

В.Н.: Историй появления текстов очень много. Что-то мы до сих пор находим от самых первых создателей и исполнителей. Например, текст «Русь моя вечная» мы нашли в библиотеке и сделали на его основе новое произведение. Стихи «По-над Воложкой заря занялась» нам подарил автор, Николай Вячеславович Зайцев, сейчас художественный руководитель Уральского хора. Известное произведение «Крутится, вертится шар голубой» мы адаптировали на современный лад, нашли оригинальные решения в хореографии и сценографии. На самом деле, последнее время мы много создаём, и хотим, чтобы новые произведения соответствовали уровню «золотого фонда». Мы пытаемся сохранить музыкальные традиции, но и привнести новизну, чтобы наши программы нравились зрителю как своей глубиной, так и современной интерпретацией культурного наследия.

«Волжский русский народный хор» создавался как профессиональный коллектив Поволжья для пропаганды культуры народов, проживающих по берегам великой реки Волги... Народные песни и танцы – сотни маленьких шедевров – составляют мощный пласт российской культуры. Это то, что называют культурным наследием. Носителями этой культуры, гарантами их сохранности, приумножения и продолжения песенной и танцевальной традиции из поколения в поколение являются народные хоровые коллективы. В настоящее время Государственный Волжский русский народный хор является единственным коллективом в Поволжье, который на высоком профессиональном уровне представляет богатейшее песенное наследие народов Поволжья.

www.volgachoir.ru

Автор: Ирина Киселенко


Автор:Ирина Киселенко