Оглавление
4#2020
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Губерния сегодня
Звезда
Здравоохранение
Инновации
История
Конкурс
Культура Самарской области
Образование
Поздравления
Промышленность Самарской области
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Творчество
Фестиваль
Юбилей
Экспертный совет
Год памяти и славы

Стратегический компас СамГУПС

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2020 (декабрь)

Самарский государственный университет путей сообщения называют поволжской кузницей кадров. Филиалы СамГУПС действуют в 11 регионах ПФО на территориях пяти железных дорог – Куйбышевской, Южно-Уральской, Приволжской, Горьковской и Юго-Восточной. Здесь обучаются более 24 тысяч студентов. Принята программа развития до 2024 года, работают модули корпоративных компетенций, матрица вовлечённости и многое другое. Вуз успешно справляется с миссией подготовки специалистов высокой квалификации – главного ресурса современных железных дорог. И даже COVID-19 не в силах помешать этому.

Итогам уходящего года в условиях крайне непростой эпидемиологической ситуации и планами на ближайшее будущее поделился ректор СамГУПС, доктор технических наук Иван Андрончев. Наш разговор мы начали как раз с организации учебного процесса в разгар пандемии. Её вуз встретил во всеоружии.

ректор СамГУПС

«Мы уже три года развиваем систему онлайн-образования. И пандемия лишь заставила ускорить наращивание коммуникационных мощностей. В нашей электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) было разработано приложение «Мобильный цифровой университет СамГУПС». Благодаря этому студенты получили возможность не только слушать лекции и общаться с преподавателями, но и сдавать экзамены. Все 11 филиалов вуза активно применяют это приложение, в сутки «в эфир» выходит около 20 тысяч пользователей. Кстати, у дистанционного обучения есть и плюсы – дисциплина: прогульщиков видно сразу, потому что ЭИОС сохраняет электронный след всех посещений. Да и преподаватели более тщательно готовят «сценарии» своих лекций, чтобы привлечь внимание аудитории по ту сторону экрана. Профессорско-преподавательский состав постоянно совершенствует новые формы учебного процесса и оттачивает особенности «удалёнки». Мы даже заседания Учёного совета и ректората проводим в дистанционном режиме. Современные средства связи позволяют это делать достаточно эффективно», – подчёркивает мой собеседник.

Три «Т» как код будущего

Что касается стратегии развития вуза – она состоит из трёх модулей, называемых «три Т» и представляет собой ключевые цели совершенствования образовательного процесса в условиях стремительно меняющейся ситуации в стране и мире. Как говорит ректор, когда появляются свежие информационные продукты и новые научные знания, задача университета – действовать на опережение. А для этого надо энергично осваивать новые образовательные технологии, совершенствовать материально-техническую и лабораторную базы.

«Так вот, модуль «Т1» нашей стратегии – привлечение в вуз талантливой молодёжи, её развитие через волонтёрство, творчество, изучение традиций. Модуль «Т2» – это три уровня подготовки: по федеральным образовательным стандартам – «Стандарт», по спецподготовке – «Профи», по инновационной и научной деятельности – «Премиум». А модуль «Т3» есть научная составляющая подготовки студентов через творчество в науке и инновациях», – делится Иван Константинович.

Ещё одна стратегическая задача СамГУПС – вхождение в программу ТОП 5-100 лучших вузов России. Для этого в университете реализуются так называемые «академические единицы», направленные на развитие культурных и образовательных программ и исследовательских процессов, на информатизацию вуза, применение новых технологий, в том числе искусственного интеллекта и цифровых технологий. А также на развитие транспорта будущего. Ещё в центре внимания – исследования в области новых видов энергии и топлива, разработка технологий смешения водорода с сжиженным природным газом и многое другое.

Образование и инновации

Четыре линии будущего

Поэтому среди важнейших задач 2020 года с переходом в год наступающий, по мнению Ивана Андрончева, пять ключевых проектов. В первую очередь, проект «Транспортно-логистический центр «Кинельский», реализация которого призвана повысить инвестиционную привлекательность 63-го региона и снизить транспортные издержки для предприятий губернии. Замысел предусматривает передачу земельного участка в районе Кинеля под управление эндаумент-фонда СамГУПС и реализацию на площадке транспортно-логистического центра «Кинельский» новых технологий электронной торговли, контейнерных перевозок и складского хранения. Иван Константинович убеждён, что воплощение идеи в жизнь позволит альма-матер повысить привлекательность современных транспортных специальностей и повысить компетенции студентов, изучающих контейнерные перевозки, электронную торговлю и складское хранение.

Проектом №2 в вузе называют создание гибридного газотурбовоза «Павлович», по имени первого ректора университета. Новая машина существенно повысит эффективность газотурбинной тяги поездов. Её конструкция сейчас активно разрабатывается учёными альма-матер совместно с инженерами завода «Металлист». Авторы предлагают применить в «Павловиче» новую многоконтурную систему сжигания топлива «Каскад», автоматизированную систему сжигания топлива и накопитель энергии «Заряд-01». Это передовые на сегодня технологии. Сам же газотурбовоз будет незаменим в условиях Крайнего Севера. Да, и ещё: шумовой эффект от новинки будет гораздо меньшим, чем от других локомотивов.

А вот проект №3 касается уже нашего региона, называется он «Ускоренное движение «Самара – Тольятти». По мнению Константина Андрончева, участие СамГУПС в организации ускоренного движения придаст импульс экономическому развитию Самарско-Тольяттинской агломерации с населением более 2,7 млн. человек. Уже сегодня учёные железнодорожного университета готовы разработать оптимальные графики движения поездов, учитывая потребности жителей агломерации.

Наконец, проект №4 – «Экспериментальное железнодорожное кольцо в особой экономической зоне «Тольятти», предназначенное для проведения сравнительных испытаний железнодорожной техники в реальных условиях. Ректор подчёркивает, что создание лабораторной базы и испытательной инфраструктуры позволит объединить усилия сразу нескольких учебных заведений губернии, включая ТГУ, и привлечь к исследованиям ярких и талантливых молодых специалистов. Проект важен не только с научной точки зрения, но и в плане развития моногорода Тольятти.

СамГУПС

Вышеуказанные замыслы СамГУПС ректор лично передал в руки губернатору Самарской области Дмитрию Азарову. Который включил их в программу презентации 63-го региона на прошедшем в ноябре в Москве XIV международном форуме «Транспорт России». Кроме того, вуз организовал на этом престижном событии онлайн-экспозицию VR-технологий. В частности, использованию технологии виртуальной и дополненной реальности при реализации бизнес-процессов на железнодорожном транспорте.

Коммуникации внутренние и внешние

Важнейшим событием уходящего года ректор считает участие СамГУПС в программе взаимодействия холдинга РЖД и Минтранса России с университетскими комплексами железнодорожного транспорта, рассчитанной на период до 2025 года. Документ был подписан в Москве в январе месяце. В его разработке участвовали представители всех транспортных университетов страны, включая СамГУПС. Программа состоит из восьми разделов, включающих 69 мероприятий, которые охватывают весь спектр взаимодействия компании и отраслевых вузов – от совершенствования образовательного процесса до управленческих изменений.

Ещё в 2020-м вуз вошёл в состав научно-образовательного консорциума (НОЦ) Самарской области. Первым стратегическим индустриальным партнёром в создании НОЦ 63-го региона выступила госкорпорация «Ростех». Участие в соглашении открывает СамГУПС новые возможности по повышению собственной конкурентоспособности, усилению экономической эффективности региона в целом. Основная идея НОЦ – объединение возможностей вузов, ведущих промышленных предприятий и институтов развития. Научно-образовательный центр будет обеспечивать разработку, производство, экспорт высокотехнологичной промышленной продукции предприятий, расположенных на территории губернии.

Образование и инновации

СамГУПС активно укрепляет международные связи. Скажем, с коллегами из Дрезденского технического университета самарские учёные ведут исследования в области экологического менеджмента. Активно взаимодействует наша железнодорожная альма-матер с Мариборским университетом (Словения), Даляньским и Шицзячжуанским университетами, Пекинским транспортным университетом (КНР). Шесть лет назад на базе Центра международных связей СамГУПСа начало работу подготовительное отделение для иностранных граждан.

Университет, несмотря на пандемию, справился с контрольными цифрами приёма: около 3 тысяч человек пополнили студенческие ряды. Помимо Самары, огромен интерес к университету в Уфе, Саратове, Пензе, Оренбурге. СамГУПС гордится своими студенческими отрядами и вообще тем, как развивается студенческое самоуправление.

В завершении беседы я попросил Ивана Константиновича назвать пять составляющих, наиболее ёмко характеризующих сегодняшний день вуза. Расклад получился таким: 1 – Привлекательность. 2 – Устремлённость в будущее. 3 – Креативность. 4 – Открытость. 5 – Стремление к международному уровню. Что же, да будет так!

Автор: Андрей Введенский


Автор:Андрей Введенский