Оглавление
4#2020
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Губерния сегодня
Звезда
Здравоохранение
Инновации
История
Конкурс
Культура Самарской области
Образование
Поздравления
Промышленность Самарской области
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Творчество
Фестиваль
Юбилей
Экспертный совет
Год памяти и славы

Искусство, на которое отзывается сердце

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2020 (декабрь)

Более 120 лет назад на Дворянской улице в Самаре появился дом с живописным шатром, шпилями, балконами – настоящий «теремок», словно сошедший со страниц немецкой сказки. Этот дом с необычной для Самары архитектурой по проекту Александра Щербачёва построил для своей семьи самарский купец 2 гильдии Иван Андреевич Клодт. Возможно, не случись революции 1917 года, в этой усадьбе и теперь жили бы потомки одной семьи... Но за прошедшие непростые десятилетия у дома сменилось много хозяев. Старожилы говорят, что в 1920-е годы дом был поделен на комнаты для жильцов коммунальной квартиры, в годы Великой Отечественной войны (в 1941-1943 годах) здесь размещалось Афганское посольство, в послевоенные годы и до 1980-х годов здесь располагались ясли-сад № 1, даже совсем недолго художественная школа. И всё это время жители Самары с сожалением наблюдали за разрушением особняка...

Детская картинная галерея

Мир фантазии, гармонии и красоты

К счастью, в 1990 году особняк был передан новому муниципальному музею «Детская картинная галерея», благодаря многолетней настойчивости ее основателя и директора Нины Васильевны Иевлевой, на тот момент руководителя образцовой студии изобразительного творчества, сегодня Заслуженного работника культуры РФ. С этого момента началась новая история этого удивительного дома.

При активной поддержке администрации города в 1991-1995 годах была проведена первая реставрация самарской ремонтно-реставрационной фирмой «Самторес» и финской компанией «Кескус-Сато», затем вторая – в 2013-2014 годах специалистами ООО «Реанта». Был восстановлен сад, в котором теперь радуют глаз ели, туи и цветущие клумбы. Летом здесь проходит пленэр для воспитанников художественных студий галереи.

Дождь больше не барабанит по полу сквозь разрушенный потолок и крышу, воссоздана богатая лепнина, восстановлены чудом уцелевшие печи в голландском стиле, высокий строгий камин с изразцами малахитового цвета, после реставрации на свое место в гостиной вернулось старинное зеркало. Двери бывшей столовой раскрываются в зимний сад. Из окон виден фонтан с фигуркой бронзового мальчика...

А главное – парадные и жилые комнаты превратились в выставочные залы, в которые органично вписались детские картины. И вместе с тем здесь бережно сохраняется дух старинной эпохи, жизненного уклада, созданного людьми более века назад.

Детская картинная галерея

Оказываясь внутри особняка, сразу же попадаешь в мир, полный фантазии, гармонии и красоты, в мир, где детям помогают почувствовать и полюбить искусство. В Детской картинной галерее собрано более 17 тысяч работ юных художников не только из Самары, но и из многих стран мира.

Искусство, на которое отзывается сердце

Нина Васильевна Иевлева гостеприимно встречает нас и сразу же с гордостью показывает работы своих воспитанников: «Вы только посмотрите! Посмотрите, что творят! Сколько идей! Показывать можно бесконечно... А какая интуиция, чувство цвета! Ощущение!..»

Ощущение... Именно за свободу ощущений мы любим детство. От познания бесконечно нового, манящего мира возникает в детстве чувство восторженного удивления, а карандаши и краски – первые помощники для осмысления этого восторга, для творческого выражения впечатлений и фантазий.

Детская картинная галерея

«У детей – врождённый, самобытный талант, без подражания другому, – продолжает рассказывать Нина Васильевна. – Главное – поставить задачу, на которую отзовётся сердце ребёнка, ведь без эмоций искусства нет».

Очарование сегодняшнего дня...

«Есть у меня одна ученица, она давно выросла и живёт в Венгрии, – вспоминает Нина Васильевна. – Как-то приезжала в Самару, зашла в гости, любовалась своими детскими работами, и говорит: «Нина Васильевна, а помните, мы рисовали первый снег? А что Вы нам тогда сказали?» И я напомнила: «Была поздняя осень, только что выпал пушистый снег и лежал на деревьях. Конечно, у меня уже была готова тема для занятия. Но я вошла в класс и сказала: «Рисуем очарование сегодняшнего дня!» И этого было достаточно! Все работы получились разные, каждый изобразил своё «очарование». Я не стала объяснять: «Посмотрите, как снег лежит на веточках деревьев, как они согнулись...» Да, могла бы, но это было бы моё впечатление. А надо, чтобы восприятие детей было живым – и только тогда оно складывается в образ. И только тогда ребёнок переносит в рисунок свою внутреннюю гармонию.

Детская картинная галерея

Прежде всего, надо вырастить в ребёнке его художественную натуру. А искусство он понимать научится, это потихонечку придёт. Сначала ребёнок делает все интуитивно, потому что не рисующих детей нет. За всю жизнь мне встретился только один мальчик, не способный к рисованию вообще. Я давала задание, все уже делали, а он мне эмоционально и красочно рассказывал, как он будет его выполнять».

Счастье и свобода творчества

«Спрашиваю у педагогов, с чего они начинают занятия, когда дети только пришли к ним. Отвечают, что учат рисовать: рисуют сами и просят повторить. Но ведь можно иначе. Я говорю ученикам: «Нарисуйте дерево, по которому мы узнаем о вашем сегодняшнем настроении». И у меня в конце урока десяток совершенно разных деревьев. Или: «Нарисуйте день, когда вы родились», «Изобразите, как спасти Пизанскую башню». Надо так давать задание, чтобы оно будило детское воображение.

Детская картинная галерея

Вот, с самыми маленькими прочитали «Репку». Какой вопрос обычно задают детям после этого? Чаще всего очевидный, простой: «Почему репку удалось вытащить?» А я спрашиваю: «А что было дальше?» И у ребёнка загораются глаза. Он не вспоминает, а фантазирует... Один наш ученик стал вертолётчиком. Он приходит к нам в гости и каждый раз говорит: «Нина Васильевна, я смотрю сверху на Землю и мне кажется, что вижу её совсем иначе, чем другие».

Очень важно, чтобы педагоги своими знаниями, тем, что умеют, не заглушали творческое начало ребёнка. От этого дети теряются. Мы у нас в студиях никогда не правим своей рукой рисунки детей, они создают работы спонтанно, так как это идёт у них изнутри, как они видят. Ван Гог, например, очень любил жёлтый цвет, даже лица видел жёлтыми. Что же нам теперь с ним спорить? Может быть, он просто видел окружающий мир в ярких солнечных красках и именно так стремился изобразить его на картинах, передав всю красоту и колорит.

Детская картинная галерея

Конечно, работающим с детьми взрослым самим надо постоянно повышать свою грамотность в области искусства. Если помогаешь ученику понять, что такое «линия горизонта», нужно обязательно знать об этом самому.

Если у ребёнка даже ничего не получилось, на твой взгляд, то найди место на картине, где он удачно смешал две краски и скажи ему: «Эх, как ты смешал! Ай, молодец!» И он уйдёт счастливый. Счастье и свобода – именно это и должно дарить искусство. Опираясь на хорошее в своём творении, дети учатся видеть, слышать и, главное, мыслить».

С Ниной Васильевной можно беседовать бесконечно, не отрываясь листать альбомы с детскими рисунками, пересматривать фотографии творческой жизни галереи, удивляться тому, что она помнит каждого своего выпускника. А как иначе? Ведь в них – вся её жизнь.

Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева