Оглавление
4#2020
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Губерния сегодня
Звезда
Здравоохранение
Инновации
История
Конкурс
Культура Самарской области
Образование
Поздравления
Промышленность Самарской области
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Творчество
Фестиваль
Юбилей
Экспертный совет
Год памяти и славы

Музей в преддверии нового года

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2020 (декабрь)

Уходящий год для всех оказался испытанием на прочность – никто не избежал разочарований, тревог и даже утрат. На этом не особо весёлом фоне заметно выделялась чрезвычайно насыщенная событиями жизнь Самарского областного художественного музея.

Безусловно, главным музейным событием этого года явилось открытие в конце октября масштабной выставки «Передвижники: образ эпохи», на которой представлена портретная и жанровая живопись второй половины XIX века из собрания Государственной Третьяковской галереи: И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова и других участников Товарищества, которые складываются в многоликий образ эпохи.

Культурные события

Гостей Мраморного зала приветствовала заведующий научным отделом Самарского областного художественного музея Светлана Шатунова: «Состоялось очень важное для всех нас событие, потому что эту выставку долго ждали!.. Передвижники, несомненно, – самое влиятельное творческое объединение в отечественном искусстве второй половины XIX века, это художники, которые сумели не только сказать новое слово, но и успешно противостоять Академии. Неслучайно Государственную Третьяковскую галерею иногда называют «домом передвижников», потому что, главным образом, именно в ней сосредоточились все эти удивительные имена».

Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова также обратилась к публике: «Выставка, которую мы рады представить сегодня – действительно долгожданная! Это собрание прекрасных полотен, хорошо известных как по нашей постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке, так и тех, которые знают только специалисты и которые были отобраны в фондах и отреставрированы именно для этой выставки. Это и такие знаменитые работы как, например, «Студент» Ярошенко или блистательный портрет Пирогова Ильи Репина, не говоря уже о портрете самого Ильи Ефимовича кисти Поленова. Присутствуют здесь и малоизвестные работы, являющие собой совсем неожиданный аспект творчества очень известных мастеров – к примеру, две ранние работы Михаила Нестерова, которого мы хорошо знаем по творчеству поздних лет... Я думаю, что эта выставка станет действительно большим событием и новым открытием искусства передвижников, которые долгие годы не были в фокусе внимания».

Культурные события

Не скрывала радостных эмоций от происходившего и основной куратор выставки, главный научный сотрудник отдела русского искусства второй половины XIX – начала XX веков Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения Светлана Усачёва: «В этом году исполняется ровно 150 лет с момента рождения Товарищества передвижных художественных выставок, и Самарский художественный музей вместе с Третьяковской галереей таким образом отмечает эту дату. Думаю, самарцы смогут узнать на полотнах не только своё прошлое, но и настоящее, потому что передвижники писали современную им жизнь с большой любовью и уважением, с желанием отобразить действительность во всех её проявлениях».

Едва успел стихнуть шум, сопровождавший открытие большой выставки «Передвижники: образ эпохи» в Мраморном зале, как в самом начале ноября начала свою работу новая необычная экспозиция – «Многоголосие: современная печатная графика Южной Кореи», организованная в честь 30-летней годовщины становления дипломатических отношений между Россией и Республикой Корея. На выставке в зале «Коллекционер» были представлены произведения тридцати двух мастеров разных поколений, продемонстрировавшие широкий спектр художественных направлений и творческих поисков в этом виде искусства, который динамично развивается в Корее, начиная с конца 1950-х годов. Для проекта «Многоголосие» были отобраны произведения, созданные в различных техниках печатной графики: здесь и традиционная для Кореи ксилография, и линогравюра, литография, офорт, меццо-тинто, акватинта, шелкография и коллаграфия, а также новейшие цифровые технологии. Все работы отличались блеском и артистизмом исполнения, неся на себе печать высокой интеллектуальной культуры и чуткого, утонченного эмоционального мышления.

Культурные события

12 ноября в зале «Лекторий» состоялось открытие выставки скульптора Бориса Чёрствого (1950 – 2020) «Апология». В современном искусстве его имя занимает особое место: автор многочисленных проектов и установленных в разных городах России памятников (в том числе, памятника воинам-интернационалистам в Самаре), заслуженный скульптор России, Чёрствый оставил миру свои удивительные по красоте работы – уникальные произведения современного пластического искусства.

Главные черты проекта «Апология» – глубина и искренность, минимализм и осторожное, бережное отношение автора к сакральному, личному, и, одновременно, главному, неподвластному времени. Выставка, посвящённая христианской тематике, представляла собой сочетание графики и скульптуры, аскетичные образы которого являют зрителю абсолютное состояние духовного, с благодарностью транслируемое от автора к зрителю.

Но основное событие месяца сотрудники Самарского областного художественного музея приготовили к самому его финалу: 24 ноября сюда прямиком из Эрмитажа прибыл «Чёрный квадрат» Казимира Малевича – самое знаменитое и эмблематичное произведение художника, ставшее метафорой радикальности художественного мышления, беспредметности, возведённой в наивысшую степень. Воплотивший с максимальным лаконизмом идею «абсолютного нуля», начала и конца всех форм, явлений, миров, квадрат в своем философском значении оставался не до конца разгаданной загадкой и для своего создателя. Сам Малевич видел в нём глубочайшую тайну, подобную космосу, непостижимый «образ Бога», который невозможно переписать, изменить или превзойти, но можно, подобно иконе, повторить. Он называл его своим главным произведением, подписывал им, как монограммой, свои письма и поздние фигуративные картины.

Культурные события

Момент торжественной распаковки легендарного полотна после дороги был запечатлён целым взводом журналистов, вооруженных телекамерами и фотоаппаратами. Процедуру извлечения картины почтил своим присутствием министр культуры Самарской области Борис Илларионов, который особо подчеркнул значимость этого события для культурной жизни нашего региона. Директор Самарского областного художественного музея Алла Шахматова напомнила всем присутствовавшим, что именно этот «Чёрный квадрат» почти родом из Самары – в далёком 1993 году он был приобретён для художественной коллекции «Инкомбанка», а в 2002 году передан Государственному Эрмитажу. «Приезд картины Казимира Малевича подводит некий итог этого сложного для всех нас года. Хочется надеяться, что следующий принесёт нам больше поводов для радостных встреч и открытий», – добавила она.

26 ноября в музее стартовали «Дни Эрмитажа» в Самарской области. И открытие выставки одного шедевра из собрания Государственного Эрмитажа – «Чёрного квадрата» Казимира Малевича (1879 – 1935) стало, безусловно, одним из главных событий программы. Для демонстрации полотна Дмитрием и Марией Храмовыми был разработан специальный арт-проект под названием «Аудиенция», выражающийся в пространственном решении – супрематическом клине, который, сужаясь, приводит людей к встрече с «Чёрным квадратом» один на один. Когда зрители выходят, тени от следующих посетителей как бы отслаиваются от чёрного небытия, проходя игру цитат Малевича на стене.

Такой яркой, полной событий и вдохновляющих встреч с искусством стала осень для Самарского областного художественного музея. Хочется надеяться, что завершившая ноябрь выставка «Чёрный квадрат» действительно превратится в, своего рода, символ – некий дорожный знак, который поставит большую точку на полном тревог и утрат отрезке жизненного пути, этом непонятном времени, которое в настоящий момент переживаем мы все. Самарский областной художественный музей всегда рад гостям и неизменно продолжит дарить новые поводы для радости всем любителям искусства в долгие зимние месяцы!

Автор: Владислав Басов


Автор:Владислав Басов