- Сердце Самары
- Профсоюз АПК – в ногу со временем
- Надёжное и крепкое профсоюзное плечо
- Всё начинается с мечты
- Галина Копытина: «Важно всегда оставаться женщиной»
- Благородная миссия Елены Свиридовой
- Елена Кийкова: «Я счастливый человек»
- Необходимое звено цивилизованного рынка
- Анна Есипова: «Жить здесь и сейчас»
- Есть женщины в русских селеньях
- «Никогда не бойтесь рисковать...»
- Деятельность в интересах женщин
- Энергия любви Любови Мистрюковой
- Высокая награда журналиста «Самары и Губернии»
- В историческом здании на Самарской площади заработал Арбитражный суд
- Дмитрий Азаров вручил государственные награды женщинам
- Дмитрий Азаров и Владимир Урин заключили соглашение о сотрудничестве
- Самарский театр кукол открылся в историческом здании
- В Самарской области стартовал региональный этап Гимнастрады
- В целях развития российской высшей школы
- Двигатели ОДК обеспечили успешный старт ракеты «Союз-2.1а»
Книга ответов Кена Хенсли
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2021 (апрель)
В 1969 году Кен Хенсли стал основным автором песен группы «URIAH HEEP», вскоре триумфально взошедшей на мировой музыкальный Олимп. С классическим составом этой легендарной британской команды за последующие двадцать лет он записал 14 альбомов, суммарные тиражи которых превысили сорок миллионов копий!
Впервые приехав в Москву в 2002 году, Маэстро буквально «заболел» Россией, объездив её с гастролями вдоль и поперек. 7 апреля 2003 года он с ошеломляющим успехом дал концерт на сцене Самарской филармонии и неоднократно появлялся у нас впоследствии. И даже уже завершив активную гастрольную деятельность, 14 июня 2018 года мистер Хенсли выступил в Санкт-Петербурге на церемонии открытия Чемпионата мира по футболу.
Творчество композитора и мультиинструменталиста Кена Хенсли оказало весьма заметное влияние на развитие современной рок-музыки. Визитными карточками артиста стали такие шедевры, как «Lady In Black», «Rain», «Free Me», «Look At Yourself» и, конечно, эпическая баллада «July Morning».
В пятницу вечером 4 ноября 2020 года Маэстро ушёл из жизни. До последней минуты с ним была его любимая жена Моника. Однако Кен успел спеть свою лебединую песню, завершив запись прощального альбома под символическим названием «My Book Of Answers» («Моя книга ответов»), который вышел 5 марта на лейбле «Cherry Red Records».
А ещё Хенсли оставил нам на память двенадцать сольных альбомов и около 350 прекрасных песен. Также он выпустил автобиографическую книгу «Когда сбывается слишком много мечтаний», вышедшую на нескольких языках. В том числе и на русском. Ну а этот материал является результатом неоднократных встреч с великим композитором и музыкантом. RIP!
«URIAH HEEP»
«Мои родители не видели меня музыкантом, – вспоминал Кен Хенсли во время одной из наших встреч. – Дело в том, что они оба имели отношение к музыке и знали всю эту жизнь: «Мы не хотим, чтобы ты был как мы! Лучше играй в футбол! Делай карьеру там!» Ну я и подумал, что буду футболистом. Англия ведь! Но в один прекрасный день посмотрел телевизионное шоу Элвиса Пресли, окружённого толпой красивых девушек. Это мгновенно изменило моё сознание. Конечно, Элвис, а не девушки (смеётся). И я сказал себе: «Хочу вот так же!» То есть в 11 лет просто захотел стать звездой. Прежде всего, понял, что мне нужно научиться играть на музыкальных инструментах. Поскольку у меня не было учителей, то самостоятельно освоил гитару и фортепиано.
Ну а когда мне исполнилось шестнадцать, услышал «BEATLES» и «WHO», и это уже бесповоротно изменило мою жизнь. Появилось желание создавать и исполнять свои песни. Тем более что стихи начал писать, будучи ещё маленьким мальчиком. И я делал всё для того, чтобы стать звездой. Правда, пришлось отказаться от всего и всех, чтобы достичь своих целей. Я добился бы своей славы с «URIAH HEEP» или с кем-то другим. Я бы этого достиг, так или иначе. А вот что касается популярности «URIAH HEEP», то ведь группа прославилась именно в те времена, когда я создавал для неё львиную долю репертуара. В конце 70-х у нас в коллективе стала складываться тяжёлая ситуация: всё просто начало распадаться. Я и раньше несколько раз пытался уйти из группы. Но нашему менеджеру всегда удавалось отговорить меня от этого шага. И в конце концов группа выбрала совсем уже неподходящего певца. В этот момент я понял, что всё! Вот теперь ухожу! Британская пресса тогда весьма остроумно написала, что «группа рассталась по-дружески». На самом деле – ничего подобного. Совсем не «по-дружески»! Звали ли меня назад? Нет, не звали! Но я бы и не вернулся. Я не из тех людей, которые возвращаются!
Музыка – это вся моя жизнь. И нет для меня большего удовольствия, чем делиться своей музыкой с другими людьми. Это и есть мой источник силы, и сам Господь продолжает меня вдохновлять на создание новой музыки.
Конечно, Кен Хенсли семидесятых-восьмидесятых и Хенсли 21-го столетия – далеко не одно и то же. Во времена «URIAH HEEP» я был молодым, бесшабашным, богатым и глупым. Жил только рок-н-роллом и наслаждался жизнью. Тогда исполнились все мечты, которыми бредил в детстве. Однако в те дни мы находились под непрерывным стрессом. Постоянно обязаны были выполнять условия контрактов, то есть создавать новые песни и выпускать очередные альбомы. Сейчас всего этого давления нет. Я свободен, и для меня это главное.
Считаю, что Бог даровал мне жизнь в том числе и для того, чтобы я создавал музыку. Поскольку, где бы я ни был и что бы при этом ни делал – я занимаюсь МУЗЫКОЙ. Ведь копилку эмоций можно наполнять круглые сутки. При этом я – вполне обычный человек. Пробую, ищу, ошибаюсь. Но, собственно говоря, в этом и есть суть творчества. Оно ведь не процесс, а состояние. Причём творчество окружает нас буквально повсюду. И относится это не только к писателям, актёрам или музыкантам. Уверен, что на свете нет нетворческих людей, просто свои усилия они прикладывают в разных направлениях.
...Когда я был молодым, вся моя жизнь была сосредоточена на том, чтобы добиться успеха. На деньгах и прочей чепухе. То есть всё двигалось в направлении обладания материальными вещами, которые впоследствии оказывались сущими пустышками. Сейчас я стал старше, хотя и не хочу взрослеть. И моя система ценностей изменилась кардинально. Начал больше заботиться о здоровье. Очень ценю свою семью, обожаю жену Монику. И теперь для меня важно совсем не то, что весь мир считает успешным. Нынче материальные вещи значат для меня не так много, как когда-то. И, конечно, я гораздо свободнее, чем очень многие. Но я это заслужил!..»
Контакты и контракты
«Впервые в вашу страну я попал в 2002 году, когда подписал контракт с компанией «SONY MUSIC», – начал свой рассказ Кен Хенсли, отвечая на вопрос о первых впечатлениях. – Но тогда это был довольно короткий визит. А уже в 2003 году я отправился в первый большой концертный тур по российским городам. И вот когда стал регулярно у вас выступать, то неожиданно осознал, что для россиян мои песни имеют довольно большое значение. Здесь прекрасно знают нашу музыку, тем более что «URIAH HEEP» ещё раньше меня начали выступать в России. И для меня, как музыканта и автора песен, крайне важно, что российская аудитория действительно воспринимает это не просто как музыкальное шоу. Но для неё по-настоящему значимы все мои произведения. А в последние годы мне захотелось более тесного общения со слушателями. Хотя по-прежнему не хватает времени для подробного знакомства с теми или иными городами».
И действительно, Кен Хенсли резко пошёл на сближение, предприняв два масштабных российских тура. Первое беспрецедентное по охвату городов турне получило соответствующее название – «The Mysterious Journey», то есть «Невероятное путешествие». Оно стартовало 17 ноября 2014 года в Брянске. Месячный тур охватил 23 города и завершился в Саратове 17 декабря! Уже через год Маэстро начал новые грандиозные гастроли по России. На этот раз в поле его зрения снова попала и Самара. Мы оказались в числе двух десятков городов, где Хенсли представил новую сольную программу – «My Book Of Songs». 8 ноября 2015 года музыкант выступил перед своими самарскими поклонниками, чередуя исполнение своих бессмертных хитов с ответами на вопросы из зрительного зала. Таким образом, общение удалось на славу. А вот поподробнее рассмотреть Самару заезжей знаменитости снова не удалось.
«Пожалуй, наиболее тесный контакт со зрителями возник у меня именно в России. Очевидно, из-за того что долгие годы у вас в стране рок находился под запретом, здесь и сложилось особое отношение к этой музыке. Некая особая привязанность к ней. Ещё я заметил, что во время гастролей по территории бывшего Советского Союза на мои концерты родители всегда приходят со своими детьми. Причём дети мне неоднократно признавались, что их папы-мамы рассказывали им об «URIAH HEEP». Давали послушать наши песни: «Вот она, настоящая музыка! Настоящий рок-н-ролл! Удивительный мир!» И как же приятно со сцены наблюдать такую демографию: люди, может быть, чуть моложе меня, получают удовольствие от нашей музыки вместе со своими разновозрастными отпрысками. И это действительно прекрасно! А когда вижу, как зрители смеются или даже плачут, обнимаются, подпевают, то для меня это некий момент истины. Ведь ничего подобного я не мог себе представить и предвидеть, когда создавал эти песни. Тогда я просто сочинял их для очередного музыкального альбома. А сейчас вижу, что полвека спустя эта музыка значит так много для стольких людей. Поэтому всё было не зря! И всё было написано от сердца!
И ещё. Для меня, как концертирующего музыканта, как и для «URIAH HEEP» – группы, исполняющей мою музыку, крайне важно приезжать в Россию, где нас знают, любят и обожают наши песни. Поэтому никакие санкции и никакая политика лично для меня не значат АБСОЛЮТНО ничего!»
«Леди в чёрном»
В середине 1970 года во время турне «URIAH HEEP» по Германии Кену Хенсли было видение. В окошке старинного дома промелькнул силуэт черноволосой девушки, одетой в чёрное платье. Этот образ вдохновил молодого музыканта сначала на написание стихов, а в ноябре 1970-го – и на сочинение фолк-роковой баллады, мгновенно ставшей крупнейшим международным хитом. Но на этом история не заканчивается...
«Чудеса начали происходить летом 1973 года, – вспоминал Хенсли. – Мы были хедлайнерами грандиозного рок-фестиваля в Германии, где собралось более 100 тысяч зрителей. И вот я стою на сцене и слышу, как все они поют припев моей «Lady in Black» («Леди в чёрном»). Никогда о таком даже не мечтал. Случилось самое прекрасное, что вообще можно себе представить. Я чуть было не заплакал. Поистине это неповторимо. Но вообще почему-то «Леди в чёрном» больше всего любят в Испании и именно в России».
...Ну а свою последнюю жену Монику Кен встретил в США. По национальности она – испанка. Очаровательная черноволосая женщина, появление которой в своей жизни знаменитый музыкант предсказал много лет назад. И, конечно, она предпочитает носить одежду... чёрного цвета! Поначалу супруги попытались жить на родине Хенсли – в Англии. Однако в 2001 году перебрались в Испанию, где обосновались неподалеку от города Аликанте, в местечке Агост. Кен не говорил по-испански, поэтому первое время Моника «работала» его переводчиком. Но потом она всё-таки заставила мужа постараться и на этом поприще. Применила «метод погружения», поручив ему самостоятельные посещения местных магазинов и даже переговоры по телефону. Вообще-то Кен Хенсли был женат несколько раз и со всеми предыдущими женами умудрился сохранить добрые отношения.
...«Честно говоря, я – цыган, поэтому могу жить где угодно. Но вот осел в Испании. После Штатов целый год пытались жить поближе к моей семье, в Англии. Однако там постоянно идут дожди, и мы уже не смогли терпеть эту погоду. А в Испании мне нравятся три вещи: яркое солнце, прекрасная еда и отличные вина. Ещё я люблю футбол. Ведь я родом из Британии и в детстве мечтал стать знаменитым футболистом. Но прошу понять меня правильно – не болею ни за одну английскую команду. Ведь сейчас живу в испанском регионе Валенсия. И если вы там живёте, то можете поддерживать только один из трёх футбольных клубов: или «Атлетико-Мадрид», или «Реал-Мадрид», или «Валенсию». Лично я болею за «Реал». Но скажу вам по секрету: мне также очень нравится «Барселона». Однако если вы живёте в регионе Валенсия, то вам просто опасно даже заикаться о «Барсе». Абсолютно запрещено! (смеётся). И если в наших краях узнают, что я болею за «Барселону», то могут паспорт забрать. А если заметят в фирменной футболке «Барсы», то даже в тюрьму посадят! (смеётся)... Здесь, в нашем маленьком уголке Испании, у нас с Моникой всё в порядке. Поскольку наша ферма находится в таком изолированном месте, то в какой-то степени мы отделены от внешнего мира. Наша постоянно растущая семья животных находится в хорошей форме. Соответственно, главная забота – о тех, кому повезло меньше нас и кому мы смогли помочь. У нас восемь собак, от семи до девяти кошек, в зависимости от того, какой сегодня день. А ещё – кролики, куры, коровы, лошади и так далее...». Кен и его «леди в чёрном» по имени Моника основали некоммерческий фонд под названием «ESPERANZA STREET», посвящённый заботе о брошенных и подвергшихся насилию животных. Всемирная знаменитость работает здесь же, в Агоста, в собственной звукозаписывающей «SACRAMENTO STUDIOS», которую он организовал совместно со своим партнёром по бизнесу Дани Саизом. Тут Кен работает ежедневно с 11 до 16 часов.
«И вот вам главный секрет моей жизни, – улыбается Хенсли. – Секрет выбора своей женщины заключается в том, чтобы не пытаться её выбрать. Просто позвольте этому случиться! И оно произойдёт! Некоторые люди считают, что у рок-музыкантов просто неограниченный выбор женщин. Но на самом деле это неправда. Проблема в том, что если вы популярный артист, то к вам чаще всего притягиваются совершенно ненужные вам люди. Например, на мои шоу по-прежнему приходит много женщин, одетых во всё чёрное со словами: «Вот именно я – та самая «леди в чёрном!» Очень странные дамочки! Просто очень!..»
Роман с Россией
Во время первого посещения России в московском представительстве «SONY MUSIC INTERNATIONAL» Кену Хенсли дали послушать диск с популярной рок-оперой Алексея Рыбникова «Юнона и Авось». Маэстро эта музыка понравилась. Особенно его впечатлила прекрасная композиция «Я тебя никогда не забуду» на стихи Андрея Вознесенского. Вот что об этом рассказывал сам мистер Хенсли: «С известным российским мюзиклом «Юнона и Авось» действительно связана история создания моей баллады «Romance». Звукозаписывающая компания «SONY» в Москве захотела сделать его англоязычную версию. Но им решительно не понравился перевод текста, и меня попросили это переделать. Они переслали мне музыку и слова. В итоге я не просто её «подправил», а полностью всё переписал. Поэтому по самой своей структуре «Романс» – это вещь типично русская. И да, она основана на истории «Юнона и Авось». Все говорят, что получилось очень красиво. В итоге я включил эту песню в альбом 2005 года «Cold Autumn Sunday» («Холодное воскресенье осени»).
...«А матушку-Россию я проехал вдоль и поперёк. Но обращаю мало внимания на архитектуру. Я – так называемое общественное животное, поэтому меня больше интересуют люди. Именно через них узнаю и понимаю, как и чем живёт страна. Поскольку они всегда в самом центре событий. Но, к сожалению, постоянно хронически не хватает времени впитать в себя всё то, о чём мне рассказывают. Ведь в каждом городе я провожу критически мало времени. И, как правило, толку от местных путеводителей очень мало. Да и качество переводов на английский язык обычно ужасное. Тем не менее, по возвращении с гастролей дома с друзьями стараюсь делиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного. Например, о прекрасно организованном фестивале «Рок над Волгой» в Самаре (Маэстро имеет в виду первый фестиваль, который проходил 12 июня 2009 года – прим. авт.), где посчастливилось играть для 150-тысячной аудитории. Ещё я выступал в Казани. Так вот Татарстан произвёл на меня совершенно потрясающее впечатление! Потом я даже написал в лондонской «Таймс» о том, как люди разной веры живут в мире и согласии. Мы увидели, что такое возможно. Особенно важно это на фоне того, что происходит в мире. Например, на Ближнем Востоке... Также я давно испытываю самые тёплые чувства к российской столице. Мне нравятся её люди. Поэтому когда мне сказали, что есть вариант записи в Москве, решил попробовать. Почему бы и нет? Этот проект вызвал повышенный интерес у местной прессы, поскольку я оказался первым западным артистом, который записывает альбом в московской студии. Здесь мне посчастливилось работать с превосходными российскими исполнителями...»
А 15 октября 2015 года в Москве случилась музыкальная сенсация и вовсе планетарного масштаба. На сцене столичного «Крокус Сити Холла» состоялось долгожданное историческое воссоединение Кена Хенсли с группой «URIAH HEEP». Пусть и всего на один концерт. И это ровно через 35 лет после их «развода» в октябре 1980 года.
«Вообще идея такого совместного шоу возникла несколько лет назад, – признавался Хенсли. – Ведь каждый раз во время моих сольных концертов российские зрители постоянно задавали вопросы о возможности нашего объединения. Поэтому начались переговоры на эту тему. И мы с Миком Боксом (лидером группы «URIAH HEEP» – прим. авт.) стали по телефону обсуждать подобный проект. Изначально было понятно, что в музыкальном плане всё получится. Ведь все мы вылетели из одного «гнезда». Речь больше шла о технической и финансовой стороне дела. Мы с Миком до этого очень долго не виделись. И нашей главной задачей было понять, сможем ли мы контактировать друг с другом. Однако, оказалось, что как раз это самое простое. Вот мы не общались столько лет, но когда я протянул ему руку для рукопожатия, он просто крепко меня обнял. И всё... Как будто не было разлуки и обид! Изначально было решено провести этот концерт именно в Москве. И когда всё спланировали, а затем и выступили, то результат оказался просто отличным!
Так что Россия для нас очень-очень счастливая страна! А ещё мне ужасно везло в человеческом плане, ведь на моём пути попадались только весьма позитивные русские!..»
Автор: Анатолий Семёнов