- Свой стоматолог – в «Сентябре»
- Оксана Соловьёва: «Жизнь, как вдох и выдох»
- Елена Богатырёва: «Я готова к счастью!»
- Работа на перспективу
- «Раймонда» – эксклюзивная постановка в Самарском театре оперы и балета
- Пешком по Бродвею. Прогулка вторая
- ПМЭФ-2023: Самарская область привлекает инвестиции
- Фестиваль авторской музыки «САМ.ФЕСТ»
- В Самаре открыт новый корпус детской больницы
- Названы победители конкурса «ЭкоЛидер – 2022»
- Уровень ответственности – экологическая безопасность
- Лидер экологической работы
- «Радуга»: победа за победой
- Юннатскому движению в Самарской области – 95 лет!
- Полвека в интересах высшей школы
- Юбилей твой отмечаем, музей!
- Четверть века «Кошкинской АПК»
- Речные ворота губернии
- 30 лет прогресса и побед!
- 100 лет Сызранскому краеведческому музею
«Раймонда» – эксклюзивная постановка в Самарском театре оперы и балета
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2023 (июль)
Прекрасные дамы и благородные рыцари, дерзкие сарацины, могущественный король и чинные придворные; старинный прованский замок с призраком и полный видений ночной лес; яркие народные танцы, роскошные европейские и восточные наряды и, конечно же, завораживающая музыка – в такой удивительный мир были погружены зрители, посетившие балет «Раймонда» композитора Александра Глазунова. Премьерные показы в Самарском академическом театре оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича состоялись 17, 18 и 24 июня.
Балетмейстер-постановщик – художественный руководитель балета Самарского театра, заслуженный артист России Юрий Бурлака. Дирижёр-постановщик и дирижёр спектакля – художественный руководитель и главный дирижёр театра Евгений Хохлов. Художник-постановщик и художник по костюмам – народный художник России Вячеслав Окунев. Художник по свету – лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2018, 2019) Александр Наумов. Ассистенты балетмейстера-постановщика – Юлиана Малхасянц и Алексей Конкин, ассистент дирижёра-постановщика – Алишер Бабаев, ассистент художника-постановщика – Александр Пырялин.
Проект появился благодаря Евгению Хохлову, которому удалось заручиться поддержкой друга и партнёра театра, известного мецената Вячеслава Заренкова. С его помощью была приобретена большая часть декораций и костюмов.
Сценарий русско-французской писательницы и журналистки Лидии Пашковой основан на средневековой легенде о девушке, ожидающей из рыцарского похода своего возлюбленного. Средневековые сюжеты были очень популярны в России конца XIX века. Огромный интерес к той эпохе проявлял и композитор Александр Глазунов. Несмотря на работу над Шестой симфонией, он с большим энтузиазмом взялся за создание музыки к балету.
Мировая премьера «Раймонды» в постановке выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа состоялась 7 января 1898 года в Мариинском театре. Для композитора Александра Глазунова она стала первым опытом обращения к жанру балета, а для Мариуса Петипа – последней большой работой.
В 1900 году балетмейстер Александр Горский совместно с Иваном Хлюстиным, взяв за основу хореографию Петипа, представил премьеру «Раймонды» в Большом театре, а в 1908 году он создал собственную оригинальную постановку балета. Именно эту хореографическую версию увидели самарские зрители.
В балете противопоставлены два мира: полный достоинства и рыцарского благородства мир Раймонды и варварский мир необузданных эмоций Абдерахмана и его свиты. Вторжение этого дикого, страстного начала в тихую жизнь романтичной девушки идеализированного Средневековья становится источником драматургического конфликта.
Ирина Калягина, министр культуры Самарской области:
– Балет «Раймонда» – это огромная работа творческого коллектива Самарского театра оперы и балета под руководством Евгения Хохлова и Юрия Бурлаки. Балет особенный, сложный с точки зрения хореографии. Он не идёт ни в одной стране мира, ни в одном театре в той постановке, которую воспроизвёл Юрий Бурлака. Это эксклюзив нашего региона, и он будет интересен не только самарским зрителям, но и гостям из других регионов.
Евгений Хохлов:
– Так получилось, что мы поставили «Раймонду» в год 125-летия первой постановки в Санкт-Петербурге и 115-летия хореографической версии Александра Горского в Москве. Мне кажется, это самая масштабная и сложная балетная премьера нашего театра, которая потребовала мобилизации всей нашей труппы. Партитура Александра Глазунова сложная, оркестру она далась нелегко. Но музыка «Раймонды» такая чистая, искренняя, добрая – в неё просто невозможно не влюбиться, поэтому мы с большим удовольствием работали над ней. Не могу не сказать отдельные слова благодарности нашему замечательному другу, петербургскому меценату Вячеславу Заренкову, который фактически подарил театру великолепные декорации и костюмы работы художника Вячеслава Окунева.
Юрий Бурлака:
– Сегодня мы представляем реконструкцию спектакля Александра Горского 1908 года. В русском классическом наследии «Раймонда» – самый большой и густонаселённый балет. В такой версии этой постановки нет ни в одном театре мира. Мы старались сделать спектакль эксклюзивным именно для самарского театра, собирали различные исторические материалы. Возрождая сегодняшнюю версию старинного спектакля, я посвящаю её памяти моих учителей, мастеров Большого театра, которые передали мне бесценные сведения об этом балете.