- Свой стоматолог – в «Сентябре»
- Оксана Соловьёва: «Жизнь, как вдох и выдох»
- Елена Богатырёва: «Я готова к счастью!»
- Работа на перспективу
- «Раймонда» – эксклюзивная постановка в Самарском театре оперы и балета
- Пешком по Бродвею. Прогулка вторая
- ПМЭФ-2023: Самарская область привлекает инвестиции
- Фестиваль авторской музыки «САМ.ФЕСТ»
- В Самаре открыт новый корпус детской больницы
- Названы победители конкурса «ЭкоЛидер – 2022»
- Уровень ответственности – экологическая безопасность
- Лидер экологической работы
- «Радуга»: победа за победой
- Юннатскому движению в Самарской области – 95 лет!
- Полвека в интересах высшей школы
- Юбилей твой отмечаем, музей!
- Четверть века «Кошкинской АПК»
- Речные ворота губернии
- 30 лет прогресса и побед!
- 100 лет Сызранскому краеведческому музею
Пешком по Бродвею. Прогулка вторая
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2023 (июль)
В предыдущих заметках мы, отправившись на прогулку по самарскому Бродвею (улице Куйбышева от Некрасовской до площади Революции), одолели только небольшой участок на самом перекрёстке двух названных улиц. И сегодня давайте продолжим наше путешествие по центру старой Самары. Напомню, что этот рассказ, впрочем, как и прежний, основан на личных воспоминаниях ранее именно здесь живущего автора.
В прошлой прогулке, едва вступив в традиционный центр старой Самары, мы остановились на улице Некрасовской, которая до октябрьской заварушки 1917-го именовалась Предтеченской. Она была и остаётся самой многоимённой улицей города: до Предтеченской уже побывала Хлебной, Перфильевской, Панской, Пробойной и какой-то ещё. В разные годы улица имела массу городских достопримечательностей, и с некоторыми мы с вами познакомились раньше. Начинается же улица с сохранившегося Покровского собора, а завершается впадением в Волгу. Но мы сегодня задержимся на её пересечении с улицей Куйбышева, по которой затем и последуем дальше. Нет, уютный подвальный бар «Гас Мастерская» мы, пожалуй, минуем и пока заглянем за угол Некрасовской. Здесь на первом этаже сегодня разместился очень неплохой магазин канцелярских принадлежностей «АПЕКС-24». А до 70-х годов в этом и соседних помещениях находилась мастерская, которая затем превратилась в целую фабрику по ремонту обуви. Сегодня многие не помнят, а кто-то и просто не знает, что в середине прошлого века очень востребованным был такой вид услуг населению, как ремонт обуви. В наши дни обувь не ремонтируют, её меняют, и увидеть одинокого сапожника-индивидуала с молотком и шилом в руках – великая удача.
А ниже по Некрасовской не так давно находился уникальный «Самарский Антиквар», хотя раньше, ещё до 60-70-х здесь был магазин «Узбеквино», где можно было не только выбрать бутылочку для покупки, но и что-то продегустировать. Кстати, подобный магазин «Туркменвино» был и рядом – на углу улицы Куйбышева. Давайте теперь на неё и вернёмся. Имя пламенного большевика Валериана Куйбышева улица получила одновременно с самим городом – в январе 1935 года, перестав быть Советской, а до этого Дворянской, Главной и Казачьей. Её центр от Некрасовской до площади Революции стали именовать Бродвеем (Бродом) в пятидесятых, когда он превратился в место ежевечерних тусовок молодёжи. А в январе 1991-го сам город Куйбышев официально вернул себе имя четырёхсотлетней давности и вновь стал Самарой.
Угловой дом №100 на улице Куйбышева является памятником архитектуры. Построен он был в 1872 году и почти полвека именовался Домом купца Афанасьева. О том, что в начале ХХ столетия здесь размещалась гостиница «Сан-Ремо», в которой жил Ярослав Гашек, читатель уже знает. Замечательный чешский писатель вообще – «наш» человек. Но позже верхние этажи дома были отданы под коммунальные квартиры, а на первом разместился магазин. Назначение его многократно менялось, и к пятидесятым он стал магазином женской одежды с весьма широким ассортиментом. Здесь дамы могли приобрести всё: от, извините, бюстгальтера до изысканного вечернего платья для дипломатического раута. Причем, всё это демонстрировалось на шикарных манекенах за стёклами огромных витрин.
Позже в двух торговых залах разместился большой магазин «Головные уборы. Меха» и тоже с широким ассортиментом – от банного чепчика до самых модных шапок, палантинов и курток из норки, сибирского соболя или чернобурой лисицы. Сам магазин числился привилегированным, и в середине пятидесятых годов впервые появившиеся в госторговле моднейшие венгерские (импортные!) джинсы «выбросили», вроде бы не по профилю, именно там. Что тогда творилось в магазине, описать трудно. Хотя носить женщинам не только джинсы, но и просто любые брюки в пятидесятых годах ещё считалось верхом неприличия, признаком «стиляжничества». Скажем, в инженерно-строительном институте, где я тогда учился, вахтёру на входе была дана команда: девушек в брюках на занятия не пропускать.
Упомянутый Бродвей был не только географическим и историческим, но и административным центром, поэтому, наверное, и в госторговле всё, что было тогда первым или единственным в городе, размещалось именно здесь. В том числе даже первый в городе специализированный магазин «Игрушки» в доме №98. Позже он уже под названием «Буратино» перебрался на угол улиц Фрунзе и Ленинградской. А в конце сороковых мы со сверстниками бегали в него хотя бы просто поглазеть на всевозможные заводные машинки. Сегодня в помещении разместилось интер-бистро «Блинари», а незадолго до этого здесь был специализированный магазин фототоваров «Зоркий».
Историю дома №96 по улице Куйбышева можно проследить с конца ХIХ века, когда в нём находился Торговый дом купца Егорова. На первом этаже размещался самый солидный и популярный самарский продовольственный магазин, аналог знаменитого Елисеевского в Москве: в разговорах он собственно таковым и именовался. Двухэтажный особняк выглядел соответственно, имел фасад в стиле барокко с затейливыми лепными элементами. А сама торговая точка именовалась «Винно-гастрономический магазин колониальных товаров», в подтверждение чего на его уличных витринах выставлялись свежие бананы и апельсины.
В памяти автора сохранилось открытие здесь магазина уже в статусе первого советского Гастронома в Куйбышеве. Это стало событием, которое мимо нас, юных сорванцов, пройти, конечно, не могло никак. Да и вообще в 1947-м формат и новое название универсального продовольственного магазина для многих было экзотикой: до этого мы знали магазины как просто продовольственные или специализированные – хлебные и молочные. А тут – нате вам Гастроном, что в переводе с греческого вообще «законодатель в сфере еды». Красивый двухзальный Гастроном №1 с отличной отделкой и блестящими люстрами мне, тогда мальчишке, запомнился, прежде всего, кондитерским отделом с уголком, где за доступный даже для нас, детей, гривенник можно было выпить вожделенный стакан виноградного или мандаринового сока. И одновременно полюбоваться прекрасными вазами, до самого верху засыпанными очень соблазнительными в ярких фантиках «Белочками» и «Мишками на Севере». Тогда мы группировались в поход в Гастроном по чьему-нибудь предложению: «Ну что, пойдём, выпьем?» Но легендарный главный Гастроном Куйбышева где-то в девяностых закрылся, вся его большая площадь была продана и попала в руки новых российских буржуинов. Они-то и переоборудовали весь первый этаж по своему усмотрению, открыв здесь ресторан «Бухара». Правда, сегодня его признаки сохранились лишь в небольшом баре под названием «Фа-соль» и магазинчике «Горилка». Второй этаж дома № 96 в советские годы был занят коммунальными квартирами с общим входом с улицы по крутой, металлической лестнице, длиннющей, но без каких-либо промежуточных площадок. В 1990 году сюда перебралось Самарское областное отделение Союза кинематографистов РФ с небольшим, уютным зрительным зальчиком.
Напротив дома № 96 на нечётной стороне улицы размещается знаменитая гостиница «Бристоль-Жигули». Здесь в разные годы останавливались многие известные люди, в том числе ставшие подлинно историческими личностями. Только одно перечисление их имен займёт в журнале уйму места. Достаточно вспомнить хотя бы великого Фёдора Шаляпина, который жил в тогдашней «Большой Центральной гостинице». Перед отъездом из Самары певец собственноручно посадил саженец дуба у здания театра-цирка «Олимп», где накануне 17 сентября 1909 года он выступал с концертом. Увы, уже ставший красавцем шаляпинский дуб в семидесятых годах ХХ века был уничтожен вместе со сносом старого здания филармонии перед началом строительства нового. Правда, в октябре 2014-го в газоне перед новым концертным комплексом в торжественной обстановке был высажен подлинный потомок легендарного дуба Шаляпина. Это деревце фанатичные поклонники таланта гениального артиста вырастили из родного желудя знаменитого зелёного семейства.
А сам отель с нынешним названием «Бристоль-Жигули» на улице Дворянской (Куйбышева) был открыт ещё 1 января 1897 года и, как представлялось в рекламе начала ХХ века, «располагал лучшими и роскошно обставленными номерами с электрическим освещением, безукоризненной чистотой, уважительным покоем клиентов, а также изысканной кухней в шикарном ресторане среди тропических растений и при внимательнейшем обслуживающим персонале». Да, вот такие любопытные истории мы вспомнили сегодня в ходе ещё одной прогулки по легендарному Бродвею в центре Старой Самары.
Автор: Игорь Вощинин