Оглавление
3#2023
Оглавление
Города и районы Самарской области
Звезда
Сельское хозяйство Самарской области
Среда обитания
Юбилей
Экспертный совет
Год педагога и наставника

Учить здесь и сейчас

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2023 (ноябрь)

В Год педагога и наставника хочется посмотреть на образовательный процесс, уникальный по своей общественной значимости, с разных сторон. Настало время поговорить о современных методах и управленческих технологиях, которые используются в педагогических коллективах нашей губернии, познакомиться с наставничеством с точки зрения построения зоны роста и развития не только для педагогов, но и для остальных участников этого важного процесса.

В МБОУ «Школа № 3 с углубленным изучением предметов имени Героя Советского Союза В.И. Фадеева» г.о. Самара вот уже семь лет успешно практикуют технологию совместного заказа. У педагогов есть немало интересных наработок и впечатляющих результатов, которые стоит отметить. О них, а также о специфике и тонкостях уникальной современной технологии, мы поговорили с директором Мариной Александровной Тумановой, Почётным работником общего образования РФ.

В МБОУ «Школа № 3 с углубленным изучением предметов имени Героя Советского Союза В.И. Фадеева» г.о. Самара

С&Г: Марина Александровна, в последнее время в педагогической среде часто можно услышать термин «менторинг». Это какая-то новинка?

Марина Туманова: Термин связан с пониманием наставничества в менеджменте, которое, например, в нашей школе вот уже несколько лет успешно организуется на основе технологии совместного заказа. В данном случае подразумевается возможность учиться профессии педагога изнутри – «здесь и сейчас», исходя из конкретных реалий и запросов. Для этого нужно быть не просто дипломированным специалистом с набором теоретических знаний, но и на практике уметь овладевать «скрытыми» профессиональными навыками.

С&Г: А что такое «совместный заказ»?

М.Т.: Изначально технология совместного заказа подразумевает управленческую технологию формирования организационной культуры, возможность взращивания в школе педагогических кадров в определённом контексте. Другими словами, технология совместного заказа обеспечивает синхронизацию «внешнего заказа» на цели, формы и методы образовательной деятельности, исходящие от общества, государства и школы с её «внутренним заказом». Сегодня мы ориентируемся на профессиональное развитие в зависимости от выявленных профдефицитов и потребностей.

С&Г: У данной модели есть какие-то особенности?

М.Т.: Конечно, целый ряд. Во-первых, данная модель проактивна, то есть, нацелена не на доучивание и не на исправление недостатков образования, а на достижение конкретных планируемых результатов личностно-профессионального роста стажёра.

Во-вторых, в основе постановки её целей лежит технология SMART, которая позволяет обеспечить конкретность, измеримость, значимость и определённые сроки достижения результатов. В свою очередь, со стороны наставника требуется системная организация контроля подведения итогов. Для этого, конечно же, есть определённые инструменты. Мы с успехом их используем.

В-третьих, данная технология хорошо вписывается в систему методической деятельности школы, которая основана на работе творческих лабораторий, студий и мастерских. Например, у нас это «Стратегии смыслового чтения», «Социоигровые технологии», «Мастерская компетентностно-контекстного образования» и многое другое.

С&Г: Какая модель наставничества реализуется при таком подходе?

М.Т.: В первую очередь, групповая, потому что за каждым творческим коллективом закреплён наставник-руководитель. В то же время, молодые специалисты, как правило, имеют ещё и индивидуального наставника. В таком варианте «включается» модель многофункционального наставничества: когда педагог может совмещать, выступая одновременно куратором и творческой группы, и конкретного специалиста.

Есть ещё вариант, когда у одного педагога может быть сразу несколько наставников: по творческой группе, по освоению конкретных педагогических технологий или решению профессиональных затруднений, а также по подготовке к конкурсу профессионального мастерства.

Все схемы рабочие и дают отличные результаты.

Наставничество

С&Г: Наставника назначают или выбирают?

М.Т.: Этот процесс можно назвать творческим, саморегулируемым. Наставники и стажёры добровольно делегируют себя на эти роли, разрабатывают совместный заказ в контексте решения конкретных задач. Главное в этом вопросе – иметь желание работать на результат.

С&Г: В чём же заключается основная задача наставника творческой лаборатории?

М.Т.: Прежде всего, в обеспечении успешной групповой коммуникации на основе грамотной мотивации. Это может быть как оказание помощи группе в понимании общей цели работы, так и поддержка позитивной групповой динамики, обеспечение комфортных условий взаимодействия внутри творческой лаборатории и так далее. Для достижения поставленных целей наставник может использовать разные приёмы: проводить консультации и анализ, принимать участие в заседаниях лаборатории, организовывать открытые уроки...

Все эти методы я стараюсь использовать и в собственной работе, так как тоже являюсь наставником: в творческой лаборатории «Стратегии смыслового чтения» сотрудничаю с молодым педагогом-стажёром Марией Николаевной Помещиковой. С ней мы составили совместный заказ, план личностно-профессионального роста на три года и успешно перешли с ярко выраженного уровня «Не могу – хочу» на позитивный «Могу – хочу».

С&Г: Как удалось этого достичь?

М.Т.: Здесь было тьюторское сопровождение, в котором я помогала определиться с индивидуальным образовательным маршрутом и полностью сопровождала весь процесс, выступая в качестве проводника между теорией и практикой, помогая стажёру выстроить траекторию профессионального развития. При этом использовала стиль эвристической беседы. Его суть в том, что наставник задаёт стажёру вопросы и предлагает ему объяснить: что, как и почему он будет делать в процессе достижения поставленных целей и задач.

С&Г: По каким критериям оцениваете эффективность работы в рамках совместного заказа?

М.Т.: Эффективность выражается, конечно же, в результатах. Например, три наших педагога, которые прошли школу многофункционального наставничества, стали участниками финала областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области». Это Мария Николаевна Помещикова (в 2019 г.), Евгения Вячеславовна Смирнова (в 2021 г.) и в этом году – Мария Александровна Привалова.

Учитель математики Е.В. Смирнова в 2021 году также стала победителем областного трудового конкурса «Профессионал года» по направлению «Образование» в номинации «Учитель». В феврале текущего года она же одержала победу на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок». Сегодня Е.В. Смирнова является наставником учителя английского языка М.А. Приваловой, которая представляет наше учебное заведение на областном этапе конкурса «Учитель года Самарской области – 2023».

На городском конкурсе «Наставник + Молодой учитель = Команда» в 2021 году школа с теми же наставниками и стажёрами вновь заняла первые два места. Думаю, будут и другие победы.

С&Г: Существуют ли риски, если так можно выразиться, использования технологии совместного заказа в качестве технологии наставничества?

М.Т.: Да, как и в любой другой технологии, риски существуют. Заключаются они в главном парадоксе наставничества: результат работы пары «наставник – стажёр» всегда общий и он повышается соразмерно степени личной ответственности каждого участника сотрудничества.

Судя по полученным высоким результатам, о которых я рассказала, взаимодействие в наших парах состоялось весьма успешно, поэтому мы идём дальше, и сегодня на основе технологии совместного заказа в школе работают ещё несколько наставнических пар. Их результаты мы увидим в скором будущем.

Автор: Елена Пенина


Автор:Елена Пенина