- Самарская область стала обладателем Гран-при выставки «Золотая осень»
- Юбилейная XXV Поволжская агропромышленная выставка
- Агрохолдинг «Василина» – уверенность в будущем села
- Профессионал из Богдановки
- 30 лет гимназии «Перспектива»
- Бенефис Натальи Носовой
- Хранители традиций
- Воспитываем профессионалов и патриотов
- Главное богатство – люди
- Призваны защищать, помогать и развивать
- «Галактика» будущего
- Школа, у которой есть душа
- Традиции наставничества Самарского государственного колледжа
- Учить здесь и сейчас
- В атмосфере сотрудничества, взаимопонимания и поддержки
- В помощи – сила
- Опора на наставников
- Профессионализм, творчество, наставничество
- Симбиоз опыта и творческого поиска
- Под крылом наставничества
- Опыт наставничества Детского сада №1
- Наставники с большой буквы
- Тренер – это призвание
- «Олимп» – центр спортивного притяжения
В помощи – сила
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2023 (ноябрь)
В самарском Лицее философии большое внимание уделяется работе с молодыми специалистами. Наставничество – один из основных аспектов этой работы. Успешные и опытные педагоги помогают новичкам освоиться, делятся с ними своими знаниями, сопровождая на пути их профессионального роста.
«Работа с молодыми педагогами в нашем лицее является приоритетной. Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать учеников предметом. То есть научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учебного заведения. Мы стремимся создать благоприятную и поддерживающую среду для профессионального роста и развития молодых специалистов, поскольку понимаем, что от качества их работы зависит будущее наших учеников и образовательной системы в целом», – рассказывает директор Татьяна Ивановна Симонова, кандидат педагогических наук, доцент.
Один из опытных наставников лицея – Наталья Александровна Глухова, учитель начальных классов, педагог первой квалификационной категории. «Начинающие учителя слабо представляют себе повседневную педагогическую практику, – делится Наталья Александровна. – Проблема стала особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возросли требования к повышению профессиональной компетентности каждого сотрудника. Являясь наставником молодого специалиста, я определила для себя основные задачи работы с начинающим учителем. Прежде всего, это оказание методической помощи в повышении организации учебно-воспитательного процесса и создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога. Также очень важно развить потребность в непрерывном самообразовании. Ведь современный ритм жизни требует от учителя постоянного профессионального роста, творческого отношения к своему делу и полной самоотдачи. Конечно, мне, как наставнику, важно предупредить наиболее типичные ошибки в организации учебных занятий в лицее и совместно с начинающим коллегой предусмотреть возможные пути их преодоления».
Совместная работа наставника и молодого педагога проходит несколько этапов. Самым сложным становится первый год работы – адаптационный период. Он предполагает более глубокое знакомство с образовательным учреждением и его нормативно-правовой базой. На этом этапе молодой специалист посещает уроки и внеклассные мероприятия наставника, знакомится с правилами ведения документации, определяет круг обязанностей и полномочий. Наставник выявляет положительное в методической работе и намечает проблемы, над которыми нужно работать, выявляет недостатки в умениях и навыках молодого специалиста, для того чтобы выработать программу адаптации. Наставник также посещает уроки начинающего коллеги, анализирует их совместно с подопечным и даёт рекомендации и практические советы. В этот период на «круглых столах» методического объединения проводятся тренинги для молодых специалистов и их наставников с целью облегчить вхождение молодых коллег в коллектив, ближе узнать их, поделиться опытом и снять имеющиеся коммуникативные проблемы.
Второй этап – основной – совпадает со вторым годом работы в лицее. Молодой специалист продолжает совершенствовать свои навыки в проведении уроков, а также ему предоставляется возможность принять деятельное участие в подготовке мероприятий по предмету, в неделе начальной школы, участие в олимпиадах, педагогических советах, педагогических конкурсах. Наставник посещает уроки, консультирует подопечного по вопросам организации процесса, разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования (индивидуальная программа его самообразования).
На третьем – контрольно-оценочном этапе (третий год работы в школе) – молодой специалист проводит открытые уроки для членов методического объединения с учётом всех рекомендаций и готов самостоятельно готовить внеклассные мероприятия по предмету. Наставник проводит опрос-анкетирование, анализирует полученные результаты и подводит итоги профессиональной адаптации молодого специалиста. Наставник, члены методического объединения и администрация проверяют уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяется степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
В Лицее философии осознают всю важность поддержки и развития начинающих учителей, поскольку они являются будущими лидерами образовательной сферы. Благодаря грамотному наставничеству происходит активное взаимодействие, взаимообогащение, эффективное сотрудничество и сотворчество, когда молодые учителя вносят в учебный процесс новые идеи, а наставники помогают этим идеям грамотно реализоваться. «Наставничество в лицее – это поиск истины, раскрытие уникальности, осознание служения своей профессии и следования своему пути. У счастливого учителя – счастливые ученики», – заключает директор.
Автор: Юлия Леонтьева